Главные вкладки
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
план-конспект занятия (младшая группа)
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.25 КБ | |
| 23.98 КБ | |
| 451.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».
Цель: ознакомление детей со стихотворением.
Задачи:
-напомнить детям знакомое стихотворение,
-учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов;
-упражнять детей в четком произношении звука И в словах и фразовой речи;
- активизировать в речи детей слово жеребёнок.
Оборудование: Игрушки Лошадь и Жеребенок. Картинки с изображением ели летом и зимой.
Ход занятия:
Этапы организации образовательной деятельности | Время | Содержание взаимодействия воспитателя с детьми |
#1054;риентировка в деятельности
II. Исполнительский этап (беседа, игра, упражнение, задание, опыт, эксперимент, и т.д.) III. Завершающий этап Беседа по достижению цели | 2 м. 10м. 3 м. | Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие мы посвятим изучению правильного произношения звука «И». Для начала хочу прочитать вам стихотворение А.Барто «Лошадка», читает его выразительно. Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости! После прочтения просит кого-нибудь из детей выйти прочитать это же стихотворение, следит за выразительностью интонаций ребенка. -Наше стихотворение услышала лошадка и пришла к нам в гости, но не одна с ней её ребенок. Как его зовут? (жеребенок) Послушайте ещё одно стихотворение: «И-И-И-ГО-ГО»- кричит лошадка. На конюшне все в порядке. Рядом с ней - её ребенок, Очень милый жеребенок. Подрастая с каждым днём, Скоро станет он, как папа, Замечательным конем! И-И-И это песенка лошадей. Давайте негромко вместе с лошадкой споем её песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному). Когда жеребёнок потеряется и зовет маму, то у него громкая и длинная песня, вот такая- ИИИИИИИИИИИИ, давайте вместе. А сейчас физминутка. Покажем нашим гостям как мы умеем умываться. (Смотрят на воспитателя и повторяют). Водичка, водичка Умой мое личико- Чтоб глазки блистали, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. -Замечательно, а сейчас игра на внимание. Посмотрите во круг себя, найдите и назовите предметы, в которых есть звук «И». Воспитатель выслушивает ответы детей, делает замечания, помогает если требуется. -Вот какие вы молодцы, внимательно осмотрели комнату, а теперь внимательно послушайте ещё одно интересную скороговорку: Иней лег на ветки ели, Иглы за ночь побелели. -Что такое ЕЛЬ ? (Выслушивает ответы детей). Правильно, это дерево. Иначе говоря ёлочка. А какого она цвета? (зеленого), а если на неё ляжет снежок? (белого). Давайте вместе с вами повторим эту скороговорку, знаете почему она так называется, потому что произносить её надо очень быстро, попробуем? (хором, затем индивидуальные ответы). -Ну и напоследок ещё одно стихотворение: Играл Егорка с Игорьком Скатился с горки кувырком. - У нас в группе есть такие Егорки, которые кувыркаются? Тогда специально для них повторим хором вместе это стихотворение. - Вам понравилось занятие? Кто был у нас в гостях? Какие стихи вы запомнили? А над произношением какого звука мы работали? Повторим ещё раз хором ИИИИИИИИИИ! Молодцы! |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
МАОУ «Гимназия № 1»
города Минусинска Красноярского края.
Автор: Каретникова М.А.
Картотека игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей в младшей группе
Цели:
1. Способствовать выработке навыка понимания эмоций и чувств у детей.
2. Выработка навыка выражения собственных эмоций.
3. Создание условий, способствующих воспитанию дружбы и заботы друг о друге у воспитанников.
4. Развитие навыка выражения эмоций с помощью жестов и мимики.
Дидактическая игра "Какой он - сказочный герой?"
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть разложенные на столе картинки с изображениями героев из сказок. Детям предлагается рассказать кто из них хитрый, добрый, щедрый, злой, грустный, веселый, ленивый. Объяснить свой ответ эпизодами из известных сказок.
«Дидактическая игра "Палитра эмоций»
Ход игры: Перед детьми разложены картинки - схематические изображения эмоциональных состояний человека (злой, веселый, удивленный, обиженный и т. д.). Детям предлагается назвать каждое состояние и показать его самому.
«Дидактическая игра "Сила слова» Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с изображением какой-либо эмоции, которая возникнет в ответ на услышанные слова. Список слов, высказываний: "ты - умничка, "ты хорошо сделал", "он - плохой", "выполни, пожалуйста, задание", "у меня для тебя сюрприз", "а ты знаешь, почему дует ветер?", "кто разбил тарелку?", "сегодня мы не будем играть", "тебе сегодня подарят игрушку".
«Речевая игра "Продолжи предложение»
Ход занятия: детям предлагается продолжить предложения: "я радуюсь, когда. ", "я грущу, когда. "
Словесная игра "Развесели сказочного героя"
Ход игры: детям предлагаются сюжетные картинки из сказок ("Заюшкина избушка", "Снегурушка и лисица", "Курочка Ряба")и задается вопрос: почему герой плачет. Дети должны ответить на вопрос и порассуждать, кто и каким образом в этой сказке помог и порадовал героя.
Дидактическая игра "Какое настроение у сказочного героя"
Ход игры: Детям предлагается отгадать, какое настроение у сказочного героя, изображенного на демонстрируемой воспитателем картинке (грусть, радость). Далее детям задаются вопросы и обсуждаются: 1. Каким становится лицо, когда человек грустит (радуется? 2. Как еще мы можем понять, что человеку очень грустно (радостно? (Когда человек плачет/улыбается, смеется). 3. Почему человек может грустить/ радоваться? 4. Радость/грусть - это хорошая эмоция или плохая? 5. Как помочь грустному человеку?
«Дидактическая игра "Покажи»
Ход игры: детям предлагается показать эмоцию, возникающую, в нижеперечисленных ситуациях:
- Испугаемся, как заяц, увидевший волка;
- Удивимся, как будто увидели сокровища;
- Расцветем как: цветы;
- Завянем как травка;
- Полетаем как птицы;
- Покажем, как идет медведь по лесу;
- Крадется злой волк за зайцем;
- Улыбнемся как солнышко.
«Ветерок»
Воспитатель держит в руке султанчик и произносит слова:
Ветерок, подуй сильней,
Развей ленточки скорей!
Вей. Вей ветерок,
Догони его, дружок!
Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».
«Чудесный мешочек»
Воспитатель, наполняя мешочек различными предметами (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и др.) задает детям различные игровые задачи:
- найди себе друга
- достань, что понравилось
- на что похоже и т.д.
«Путешественники»
Воспитатель предлагает детям походить босиком по поверхности различного качества: мягкой, ребристой, гладкой и т.д.
«Веселая пушинка»
Воспитатель держит в руке ватный шарик и говорит детям:
- Веселая пушинка
Летала, летала
И Села деткам на носик!
Воспитатель дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка
- Веселая пушинка
Летала. Летала
И села деткам на щечки!
Воспитатель дотрагивается до щеки каждого ребенка. Игра продолжается, «пушинка» садится детям на ушко, ладошки и т.д.
«Сделай» лицо
Попросите малыша мимикой изобразить различные эмоциональные состояния — радость, гнев, грусть и др.
«Радость»
Показать, как радуется ребенок новой игрушке.
Напомните малышу о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Вырази свои чувства мимикой».
«Огорчение»
Показать огорчение ребенка, у которого заболел друг.
«Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».
«Грусть»
Изобразить, как грустит больной ребенок.
Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.
«Гнев»
Показать сердитого ребенка, у которого сломалась любимая игрушка.
Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?
«Грустим-радуемся»
Когда ребенок научится правильно изображать эмоции, ему можно предложить менять мимику лица: с грустного на веселое (больной ребенок выздоровел), с сердитого на радостное (ему починили игрушку) и т. п.
Он может смотреть при этом в зеркало, чтобы не только чувствовать эмоциональное состояние, но и видеть, как он его изображает.
«Хитрая лиса»
Недаром говорят: «Хитрая лиса»! Предложите ребенку вспомнить сказки, в которых лиса кого-нибудь обманывает. Пусть он представит лису, которая хочет обманом выманить у волка петуха. Как она может это сделать? (Предложить волку свою помощь — посторожить петуха — или напугать волка известием, что по его следам идут охотники.) Пусть ребенок попытается изобразить лису в тот момент, когда она крадется к волку. Напомните ребенку о том, что это нужно делать так, чтобы было видно, что лиса что-то затевает.
«Злой волк»
Предложите ребенку изобразить волка, у которого лиса украла петуха. Поговорите о том, как разозлился волк, когда узнал об этом.
«Бабочка, радующаяся нектару цветка»
Вспомните вместе с ребенком, как наблюдали летом за бабочкой, пьющей нектар цветка. Отметьте, что ей нравится этот сладкий сок. Предложите ребенку представить себя такой бабочкой. Пусть он попытается почувствовать, как хорошо пахнет цветок.
« Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»
Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
« Игра «Удиви мышку»
Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.
Этюд «Еж и Лягушка»
Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться».
После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.
Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»
Педагог предлагает детям послушать еще одну историю.
В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из дощечек дом для птицы. «Давайте помогу, - воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», - закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему.
Педагог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца.
Игра «Прогони злость»
Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра «Угадай эмоцию»
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
Игра «Про Обидку и Грустинку»
Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.
Игра «Подарок другу»
Педагог предлагает детям выбрать себе пару. Один из детей в паре садится на стульчик, он именинник. Другой ребенок – гость. Он приносит имениннику подарок. Нужно без слов показать, что ты подарил. Задача именинника – угадать, что это за предмет. Затем ребята меняются местами.
Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
Игра «Испорченный телевизор»
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
Возможные вопросы для обсуждения:
По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
Трудно ли было тебе понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
С помощью данных игр можно развивать не только эмоции, но и внимание, память, мышление, воображение детей. И необязательно это делать именно в группе. Отправляясь на прогулку, запаситесь разными маленькими историями на выражение эмоций, например, такими.
«Баба-Яга (этюд на выражение гнева)»
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
« Фокус (этюд на выражение удивления)»
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
«Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)»
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
«Соленый чай (этюд на выражение отвращения)»
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Про Таню (горе — радость)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
МАОУ «Гимназия № 1»
города Минусинска Красноярского края
662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. marusyakaretnikova@mail.ru
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.
«Стол для мозайки»
Автор: Каретникова М.А. воспитатель
г. Минусинск, 2024г.
Игра стол для мозайки.
Это пособие представляет собой стол с отверстием под крупную мозаику, выполнен из фанеры.
Цель методического пособия: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук детей разного возраста, способствующих повышению их интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для дальнейшего развития.
Основные задачи:
-образовательные: формировать у детей навыки выполнять мозаичные узоры по трафаретам, учить формировать детали по цвету;
- воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение довести начатое дело до конца.
-развивающие: развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, речевую деятельность;
Мозаика-это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе создания рисунка или орнамента ребенок воспитывает целенаправленность деятельности, внимательность, наблюдательность. Ребёнок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает детей работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата. Благодаря тактильно-двигательному восприятию складываются первые впечатления о форме, величине, и нахождения их в пространстве. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Для развития не только мелкой моторики , но и общей, был изготовлен специальный стол. Он мобильный- позволяет изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации.
Правила игры аналогичны игре в настольную мозаику. Начинать выкладывать мозайку стоит с простых орнаментов, а потом игра принимает творческий характер. Варианты выкладывания мозайки могут быть различными.
Примеры упражнений: «Повторяйка», «Продолжи ряд», «Что не так».
Цель: развитие творческих навыков, мелкой моторики, умение работать по образцу.
Ожидаемый результат: овладение детьми навыками выполнения мозаичных узоров по трафаретам; повышение уровня развития мелкой моторики, внимания, мышления, зрительного восприятия, устойчивый интерес детей к мозаике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
«Играем пальчиками и развиваем речь» конспект занятие по развитию речи в младшей греппе....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [Т], [П], [К]»
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей; работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а], [о], [у], [и] в с...

Конспект занятий по развитию речи в младшей группе: "Звуковая культура речи звук "Т"."
Цель: формировать звуковую культуру речи: звука (Т).Образовательные задачи:- формировать умение у детей отчетливо произносить звукоподражание со звуком (т);- закреплять произношение звука (т) в словах...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема занятия:"Веселая ярмарка".
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе для ознакомление детей с народной игрушкой (дымковской - глиняной, и деревянной). ...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема занятия "В гости к бабушке".
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Продолжать учить произносить звукосочетания:мяу-мяу, гав-гав, му-му. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе группе «Составление рассказа об осени с помощью интеллектуальной карты»
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе группе«Составление рассказа об осени с помощью интеллектуальной карты».Возраст с 6 до 7 лет Цель: Обобщить и систематизировать предс...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа.
Цель: Создание условий для развития творческой и речевой активности детей в театрализованной деятельности по русской народной сказке «Теремок»....

