Обогащение словарного запаса детей дошкольников с помощью дидактических игр.
консультация по развитию речи
Обогащение словарного запаса детей дошкольников с помощью дидактических игр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и пособий.
Цель: Познакомить педагогов с различными способами развития и обогащения словаря детей.
1. Теоретическая часть
На основе анализа проведенной логопедической диагностики, одной из проблем в речевом развитии детей - это бедность словаря. Речь настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми. Дети имеют ограниченный словарный запас. У детей отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа). Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов.
Что же такое словарь или словарный запас?
Словарный запас - это набор слов, выражений, понятий, которые человек понимает и использует в своей речи. Словарный запас развивается с возрастом и служит как полезный и фундаментальный инструмент для общения и приобретения новых знаний. Накопление словаря одна из основных составляющих в развитии речи человека. И чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее, разнообразнее его устная речь.
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.
Согласно «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» задача «Обогащение активного словаря» является частью речевого развития. В содержании работы по образовательной области «Речевое развитие» один из пунктов является именно «Формирование словаря».
Развитие и обогащение словарного запаса осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Активная речевая среда способствует более полному речевому развитию ребенка. Посредством этого накапливается пассивный словарь, понимание обращенной речи. Частое называние отдельных предметов, описание их свойств постепенно откладывается в памяти ребенка. Также он знакомится с грамматическими формами и нормами родного языка. Постоянная беседа с ребенком обеспечивает и формирование диалогической речи. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Таким образом, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.
Сегодня более подробно мне бы хотелось остановиться на словесных дидактических играх, как наиболее распространенный метод словарной работы.
2. Практическая часть. Обучение практическим умениям.
Существует ряд специальных методических игр и упражнений речи, цель которых - расширение лексикона и речевых навыков детей.
Игра "Шаги»
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с детьми расширяя их словарный запаса слов, и развивать речь в целом.
Примеры тем:
"Все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),
"Все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),
«Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),
"Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек ...).
"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т.д.
«Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.
Игра «Волшебный мешочек».
Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон-это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус.
Предметы в мешочке: яблоко, мяч, бабочка, машина и т.д.
Игра с мячом «Какой? Какая? Какие?» («Кто больше»)
Воспитатель кидает мяч ребенку, называет предмет, животное ..., и задает вопрос: «Какая?» (какой? какие?). Ребенок ловит мяч и называет прилагательное. Затем кидает мяч обратно воспитателю.
«Кто последний?»
Взрослый и ребёнок подбирают и называют поочерёдно по одному слову, характеризующему какой-либо предмет. Чьё слово будет последним, тот и будет победителем.
Например: яблоко – сладкое, зелёное, круглое, румяное и т.д. Собака. Какие бывают собаки?
Ответы: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи.
«Ассоциации»
Детям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету.
Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят ...).
Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают ...).
Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят ...).
Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят ...)
Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат ...)
«Находим детали»
В лексикон ребёнка нужно вводить не только названия предметов, но и составляющих их частей.
«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор и т.д.»
«А что есть у цветка?» – «Стебель, корень, листики, лепестки...»
«Кто это? «Что это»
1. вариант - узнавание по эпитетам предмета.
Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают - береза.
В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
2 вариант - подбор к действиям предмета
На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? - Солнце.
Подбор к предмету действий (глаголов)
Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.
Подбор к действию объектов
Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 6-7 лет: “Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”.
«Комплименты»
Интересная игра, смысл которой заключается в следующем: берём любую игрушку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то взрослый, то ребёнок.
«Что бывает?»
Воспитатель называет слово-признак (прилагательное), а малыш должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных). Спрашиваем у ребёнка:
«Что бывает большим?» – «Дом, гора, слон...»
«А что больше: слон или гора?»
«Что бывает твёрдым?» – «Камень, лёд, железо...»
Или: «Что может быть голубым?» Ребёнок начинает перечислять: небо, море, глаза...
«Всё наоборот»
В этой игре словарный запас пополняется словами-антонимами. Взрослый произносит слово, а ребёнок должен подобрать к нему другое слово, противоположное по смыслу.
«Хороший - плохой, высоко - низко, добро - зло, высокий - низкий и т.д.».
«Добавь слово»
В этой игре взрослый называет начало действия, а ребёнок должен добавить слово, которое обозначает продолжение и окончание действия:
-Катя положила кашу в тарелку и... (стала есть).
-Вова проснулся и... (умылся).
-Маша замёрзла и... (пошла домой).
«Назови одним словом»
Игра направлена на пополнение словарного запаса ребёнка обобщающими понятиями.
Взрослый называет несколько слов, например, майка, брюки, рубашка, шорты, и просит ребёнка назвать все предметы одним словом (одежда).
Можно поиграть по-другому. Взрослый называет обобщающее слово, например, посуда, и предлагает малышу вспомнить и назвать как можно больше предметов посуды. Чтобы ребёнку было интересней, можно дать ему мяч, чтобы на каждое названное слово он ударял им об пол.
3. Заключение. Подведение итогов
Предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в работе с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра и её роль в обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста».
Крнсультация о том, как дидактическая игра влияет на обогащение словарного запаса дошкольников...

План по саморазвитию "Обогащение словарного запаса детей 4-5 лет посредством дидактических игр"
План по саморазвитию "Обогащение словарного запаса детей 4-5 лет посредством дидактических игр". Материал будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего возраста....
Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков"
Представлен материал из опыта работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков....
«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»
laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса старших дошкольников через дидактические игры"
Рекомендации к проведению дидактических игр и упражнений для развития речи дошккольников, обогащения словарного запаса...
