«Картотека игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста»
картотека по развитию речи

«Назови три предмета». Педагог произносит обобщающее слово (цветы, птицы, посуда), ребёнок называет три конкретных примера, делая шаг вперёд с каждым словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kart_razv_rechi.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

«Картотека игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста»

        

                                                                                               Воспитатель

                                                                                               Кашина Е.А.

с. Кабанск

2024 год.

1. Развитие словарного запаса

  • «Назови три предмета». Педагог произносит обобщающее слово (цветы, птицы, посуда), ребёнок называет три конкретных примера, делая шаг вперёд с каждым словом.
  • «Из чего сделано?». Взрослый бросает мяч и называет предмет (хлеб, шкаф, рубашка), ребёнок возвращает мяч и отвечает: хлеб — из муки, шкаф — из дерева, рубашка — из ткани.
  • «Какой? Какая? Какое?». По картинкам подбирать признаки: пень — низкий, твёрдый, круглый; солнце — яркое, тёплое, жёлтое.
  • «Что может быть…?». Называть предметы по признаку: белое (снег, молоко, бумага), зелёное (трава, огурец, ёлка), тёплое (шапка, плед, чай).
  • «Чья голова?». Образовывать притяжательные прилагательные: у лисы — лисья, у медведя — медвежья, у волка — волчья.

2. Грамматический строй речи

  • «Посчитай». Согласовывать числительные с существительными: один мяч, два мяча, пять мячей; одна кукла, две куклы, пять кукол.
  • «Исправь ошибку». Употреблять существительные во мн. числе, род. падеже: у сороки длинный хвост — длиннохвостая, у вороны чёрные крылья — чернокрылая.
  • «Измени слово». Просклонять слово в предложениях: В доме большое … (окно). В доме нет … (окна). Я подошёл к … (окну).
  • «Кто где живёт?». Употреблять предложный падеж: лиса живёт в норе, медведь зимует в …, белка живёт в ….
  • «Образуй слова». Создавать причастия: поёт — поющая, щебечет — щебечущая, улетает — улетающая.

3. Звуковая культура речи

  • «Назови слова, где второй звук гласный/согласный». Дети соревнуются по рядам, называя слова с заданным условием.
  • «Добавь слог». Воспитатель говорит слог (ма-кни-), ребёнок дополняет до целого слова (мамакнига).
  • «Волшебные кубики». Собирать слова из картинок на гранях кубиков, ориентируясь на первый звук (с-лонл-иса).
  • «Скажи наоборот». Находить антонимы: добрый — злой, твёрдый — мягкий, высокий — низкий.
  • «Что звучит?». Узнавать музыкальные инструменты по звуку (бубен, колокольчик, ложки).

4. Связная речь

  • «Сплети венок из предложений». Воспитатель говорит предложение, ребёнок берёт последнее слово и начинает новое: Серёжа читает книгу. Книга лежит на столе. Стол стоит у окна.
  • «Подскажи словечко». Отвечать на вопросы, бросая мяч: Ворона каркает, а сорока? (стрекочет). Сова летает, а кролик? (прыгает).
  • «Опиши по схеме». Составлять загадки о фруктах/овощах по плану: цвет, форма, вкус, где растёт, что из него делают.
  • «Где начало рассказа?». Выкладывать серийные картинки в правильной последовательности и составлять рассказ.
  • «Добавь слова». Расширять предложения: Мама шьёт платье. Какое платье? (шёлковое, летнее, оранжевое).

5. Грамматические и лексические игры с мячом

  • «Кто может совершать эти действия?». Подбирать существительные к глаголам: идёт — человек, бежит — ручей, летит — птица.
  • «Кому угощение?». Соотносить животных и пищу: медведю — мёд, гусям — зерно, льву — мясо.
  • «Закончи предложение». Выбирать подходящее слово: Телёнок больше похож на… (корову). Весной перелётные птицы… (прилетают).
  • «Найди лишнее слово». Объяснять выбор: стол, стул, шкаф, машина (машина — не мебель).
  • «Определи взаимосвязь слов». Находить аналогию: корова — тёленок, кошка — … (котёнок); тёмный — светлый, мокрый — … (сухой).

6. Речевые игры на согласование и управление

  • «Назови ласково». Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы: шуба тёплая — шубка тепленькая, заяц белый — зайчик беленький.
  • «Прятки». Употреблять предлоги: Мишка спрятался под стол, мышка сидит на полке, кукла стоит около шкафа.
  • «Составь предложение». Располагать слова в правильном порядке: мама, любить, дочка → Мама любит дочку; Витя, косить, трава, кролики, для → Витя косит траву для кроликов.
  • «Какое это блюдо? Посуда?». Образовывать относительные прилагательные: суп из фасоли — фасолевый, каша из пшена — пшённая, посуда из стекла — стеклянная.
  • «Что происходит в природе?». Подбирать глаголы по теме (весна): солнце — светит, ручьи — бегут, снег — тает.

Рекомендации по проведению

  • Форма: подгруппа (4–6 детей) или фронтальная.
  • Материалы: мяч, картинки, кубики, предметные изображения, музыкальные инструменты.
  • Вариативность: усложнять задания за счёт увеличения словарного объёма, введения новых грамматических форм, ускорения темпа.
  • Мотивация: использовать соревновательные элементы («Кто больше назовёт?», «Кто быстрее ответит?»), похвалу, визуальные подсказки (схемы, символы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Тема «Игрушки»Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .Дидактическая...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста». Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнк...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Картотека «Дидактические игры и упражнения  по развитию речи для детей дошкольного возраста"...

«Картотека игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста»

laquo;Подбери признак». Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Например: куртк...