«Картотека игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста»
картотека по развитию речи (старшая группа)

  1. «Подбери признак». Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Например: куртка (какая?) — красная, тёплая, зимняя; сапоги (какие?) — коричневые, удобные, тёплые. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kart_po_razv_rechi.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

«Картотека игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Группа: старшая

        

                                                                                               Воспитатель

                                                                                               Кашина Е.А.

с. Кабанск

2024 год.

  1. «Подбери признак». Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Например: куртка (какая?) — красная, тёплая, зимняя; сапоги (какие?) — коричневые, удобные, тёплые. 
  2. «Назови ласково». Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребёнку. Задача — вернуть мяч и изменить фразу так, чтобы слова звучали ласково. Например: «Шуба тёплая — шубка тепленькая», «Лиса хитрая — лисичка хитренькая». 
  3. «Посчитай». Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1–2–5. Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1–2–5 предметов. Например: один мяч, два мяча, пять мячей; одна кукла, две куклы, пять кукол. црр-дс5.дго-обр.рф +1
  4. «Какой? Какая? Какое?». Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак, согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Используются картинки с изображением предметов (дерево, гриб, пень, солнце, девочка, корзинка) и символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на него, подбирая символы качеств. Например: пень — какой? Пень низкий, твёрдый, круглый и т. д.. 
  5. «Узнай по описанию». Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т. д. Воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку, например: «Овальный, твёрдый, жёлтый, кислый, кладут в чай» (лимон). 
  6. «Объясните, почему…». Цель: научить правильно строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. Воспитатель начинает предложение, а дети должны закончить его, используя слово «потому что». Например: «Заболел… (простыл)», «Мама взяла зонт… (идёт дождь)». 
  7. «Распространи предложение». Цель: развивать умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают и заканчивают его, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут…». 
  8. «Горячий — холодный». Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. 
  9. «Кто кем был?». Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет предмет или животное, а ребёнок отвечает, кем (чем) был раньше названный объект. Например: цыплёнок — яйцом, хлеб — мукой, лошадь — жеребёнком. 
  10. «Четвёртый лишний». Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Воспитатель называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый; кабачок, огурец, тыква, лимон. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Тема «Игрушки»Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .Дидактическая...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста». Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнк...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Картотека «Дидактические игры и упражнения  по развитию речи для детей дошкольного возраста"...

«Картотека игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста»

laquo;Назови три предмета». Педагог произносит обобщающее слово (цветы, птицы, посуда), ребёнок называет три конкретных примера, делая шаг вперёд с каждым словом....