Триз по развитию речи: "Сказочный гость"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Премудрая»

Оборудование:

Кукла «Василиса - Премудрая»;

солнышко с лучиками;

карточки с заданиями;

конверты;

Флипчарт;

Ребристая дорожка;

Ортопедические коврики;

карточки с предметами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

Дети стоят по кругу. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда» Метод мозгового штурма. Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Послушайте загадку.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто – то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Премудрая)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появился? Метод мозгового штурма

Дети. Пришла.

Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?

Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.

Воспитатель. Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?

Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.

Воспитатель. Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Король и Василиса - Премудрая со своими жителями просят им, помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь?

Дети. Да!

Воспитатель: Достает из сундучка первое задание.

Колдунья предлагает нам задание игру которая называется «Наоборот» Метод мозгового штурма, я буду вам читать слова а вы будете называть противоположности например: добрый – злой.

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – веселый

Радостный – печальный

Трусливый – храбрый

Щедрый - скупой

Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы справились, и первый лучик расколдовали.

Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас Злая колдунья. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.

Дети: Не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.

Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Воспитатель: И встретила лису.

Дети: Нет не лису, а волка.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места.

Но я вам предлагаю придумать новый конец для сказки, где волк не съел бабушку. Что можно придумать? Типовое фантазирование

Дети: посадить бабушку в кружку (воспитатель рисует на флипчарте бабушку в кружке).

Воспитатель: почему волк не съест бабушку?

Дети: кружка стеклянная, он сломает зубы; кружка металлическая, кружка пластиковая…

Воспитатель: молодцы ребята, бабушка осталась цела, а волк убежал.

И с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.

Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.

Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник»

Во дворе растет подснежник

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом, с ним, другой похожий,

К солнцу тянется, он тоже. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперед и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам продолжать (Дети по ортопедическим коврикам отправляются к следующему заданию)

Воспитатель: Ребята, в конверте какие-то карточки, на них изображены предметы (раздает карточки детям) Системный оператор

Вам нужно назвать части вашего предмета.

Дети по очереди называют из каких частей состоит их предмет.

Молодцы и с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.

Осталось последнее задание, чтобы его получить нужно пройти по ребристой дорожке.

Следующее задание такое: «Какой, какая, какое» Метод мозгового штурма

Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.

Принцесса – красивая, добрая, нежная.

Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.

Лес – сказочный, волшебный, еловый.

Колдунья – злая, не красивая.

Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.

Воспитатель: Ребята мы выполнили все задания. Давайте расколдованные лучики вернем солнышку. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку.

Рефлексия: Ребята, скажите пожалуйста, что больше всего вам сегодня понравилось?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_skazochnyy_gost.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Премудрая»

Оборудование:

Кукла «Василиса - Премудрая»;

солнышко с лучиками;

карточки с заданиями;

конверты;

Флипчарт;

Ребристая дорожка;

Ортопедические коврики;

карточки с предметами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

Дети стоят по кругу. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда» Метод мозгового штурма. Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Послушайте загадку.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто – то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Премудрая)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появился? Метод мозгового штурма

Дети. Пришла.

Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?

Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.

Воспитатель. Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?

Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.

Воспитатель. Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Король и Василиса - Премудрая со своими жителями просят им, помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь?

Дети. Да!

Воспитатель: Достает из сундучка первое задание.

Колдунья предлагает нам задание игру которая называется «Наоборот» Метод мозгового штурма, я буду вам читать слова а вы будете называть противоположности например: добрый – злой.

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – веселый

Радостный – печальный

Трусливый – храбрый

Щедрый - скупой

Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы справились, и первый лучик расколдовали.

Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас Злая колдунья. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.

Дети: Не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.

Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Воспитатель: И встретила лису.

Дети: Нет не лису, а волка.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места.

Но я вам предлагаю придумать новый конец для сказки, где волк не съел бабушку. Что можно придумать? Типовое фантазирование

Дети: посадить бабушку в кружку (воспитатель рисует на флипчарте бабушку в кружке).

Воспитатель: почему волк не съест бабушку?

Дети: кружка стеклянная, он сломает зубы; кружка металлическая, кружка пластиковая…

Воспитатель: молодцы ребята, бабушка осталась цела, а волк убежал.

И с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.

Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.

Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник»

Во дворе растет подснежник

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом, с ним, другой похожий,

К солнцу тянется, он тоже. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперед и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам продолжать (Дети по ортопедическим коврикам отправляются к следующему заданию)

Воспитатель: Ребята, в конверте какие-то карточки, на них изображены предметы (раздает карточки детям) Системный оператор

Вам нужно назвать части вашего предмета.

Дети по очереди называют из каких частей состоит их предмет.

Молодцы и с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.

Осталось последнее задание, чтобы его получить нужно пройти по ребристой дорожке.

Следующее задание такое: «Какой, какая, какое» Метод мозгового штурма

Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.

Принцесса – красивая, добрая, нежная.

Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.

Лес – сказочный, волшебный, еловый.

Колдунья – злая, не красивая.

Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.

Воспитатель: Ребята мы выполнили все задания. Давайте расколдованные лучики вернем солнышку. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку.

Рефлексия: Ребята, скажите пожалуйста, что больше всего вам сегодня понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи «Сказочный денёк»

Занятие по развитию речи «Сказочный денёк» для детей старшей группы...

Занятие по развитию речи "Сказочный хоровод"

Занятие помогает закрепить,обобщить знания детей  о русских народных сказках....

Конспект НОД по развитию речи " Сказочное путешествие"

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л-ЛЬ).   Автор: воспитатель МБДОУ «Детского сада № 153» Беляева Наталья Викторовна...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Сказочная путаница"

Цель:  уточнение и обогащение  знаний  детей о сказках.Задачи:·        Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять слов...

Презентация дидактической игры по развитию речи "Сказочный кубик"

В презентации представлена авторская дидактическая игра по обучению связному рассказыванию детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия с элементами ТРИЗ по развитию речи "В гостях у сказки"

Занятие по речевому развитию с элементами ТРИЗ...

Конспект занятия по развитию речи Сказочное путешествие во второй младшей группе с использованием методики ТРИЗ

Занятие проводится в игровой форме "Сказачного путешествия". Его направленность нацелена на развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций....