Конспект занятия по развитию речи "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нестеренко Наталия Геннадьевна

Конспект занятия по развитию речи "Зимушка - зима" в разновозрастной группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_zimushka_-_zima.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи  в разновозрастной группе.

на тему «Зимушка-зима в гости к нам пришла»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.

Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках

                                               Ход  занятия

Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и пожелаем хорошего дня и чудесного настроения.    

 Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

( ответ-зима)

Я тоже так думаю! Зимой белый, летом серый (заяц).

Зимой и летом одним цветом (ель).

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).

В огне не горит, в воде не тонет (лёд).

Бел, но не сахар, ног нет, но идет (снег).

 (слайд №1-Волшебница Зима).

Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

Варя, скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?

На дворе зима.  А как же называются зимние месяцы?

 Закрепить признаки зимы

    Стали дни короче,

    Солнце светит мало.

    Вот пришли морозы-

   И зима настала!

Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?

Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.

 Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная);

что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла);

что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);

Молодцы, хорошо описали зиму!

3.  Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

4.  Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. ГФизминутка: «Зимние ветра» .

Заметет дорожки пороша: « ш - ш –ш - ш»,

(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжат вьюги: «в- в- в- в», ( круговые движения руками).

Закружит метель: «у- у- у- у», (дети кружатся и садятся).

остью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5.  Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме.  (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:

1.Хоть сама - и снег и лёд,

А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

2.Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца

И тепла? (Снеговик)

3.Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

4.Их треплют, катают,

А зиму таскают. (Валенки)

5.Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые... (Снежинки)

6.Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

- Никто не поднимет.

Весна придет

- Он сам уйдет. (Сугроб)

7. Игра «доскажи словечко» :

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!

С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!

Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

Подведение итогов - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...

конспект занятия по развитию речи "Зима"

Тема: «Зима»Цель:  Систематизация словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи.1.  Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.2. Раз...

Конспект занятия по развитию речи «Зима» в старшей логопедической группе

Конспект предназначен для детей старшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Этот материал я использовала для занятия по развитию связной речи....

Конспект занятия по развитию речи "Зима"

Логопедическое занятие в группе детей с ОВЗ.Цели:§  Активизация словарного запаса дошкольников по теме «Зима»Задачи:§  Согласование существительных с числительными и пр...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы".(старшая логопедическая группа)

На занятии закрепляется тема "Зимующие птицы".  Проводятся игры на речевое дыхание,  на словообразование: "Образование сложных слов","Скажи ласково". На р...