Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину с использованием технологии «скрайбинг», 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ворошилова Оксана Анатольевна

Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину с использованием технологии «скрайбинг», средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_yozh.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину с использованием технологии «скрайбинг»

Возрастная группа: 4 – 5 лет (средняя группа)

Направление: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие.

Форма организации: групповая.

Цель: Формирование связной речи посредством обучения пересказу литературного текста с использованием технологии «скрайбинг».

Задачи:

  • Способствовать возникновению чувства сплоченности и единства; образовывать      существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  • Закреплять умение отгадывать загадки.
  • Уточнить представление детей о еже; его характерных особенностях.
  • Формировать навык отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов.
  • Учить пересказывать рассказ с использованием технологии «скрайбинг»;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание; диалогическую речь, коммуникативные качества: умение слушать, уважительно относиться к окружающим;
  • Прививать любовь к чтению рассказов о животных.

Материалы и оборудование: портрет Е. Чарушина, книга с иллюстрациями Е. Чарушина, картинки-схемы для «срайбинга», магнитная доска, игрушка ежа, колокольчик, мяч, аудиозапись с фырканьем ежа, магнитофон, раскраски с изображением ежа, микрофон.

Словарная работа: шариком свернулся, закатили, удрал

Ход:

1.Организационный момент.

  • Игра – приветствие с колокольчиком «Назови ласково соседа»

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. (Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик).

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон! (И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).

Воспитатель: Вот вы и поздоровались друг с другом. Проходите, садитесь на стульчики.

2.Основная часть

  • Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.

(Воспитатель «находит» коробку).

Воспитатель: Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

Воспитатель: Вот коробка и открылась (достаёт ежа).

- Кто же спрятался в этой коробке?

  • Подготовка к восприятию текста.

- Что можете про него сказать? Посмотрите, какой он? (пушистый, серый, большой и т. д.)

- Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

- А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) 

- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

-Кто самый страшный враг у ежа? (Лиса, волк, филин, сова).

-Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки). 

-Ёж, это дикое или домашнее животное?

-Какие звуки издаёт ёж? (Он фыркает, пыхтит, топает) (запись звука ежа).

Звук шипения ёжика, когда тот злится

Звук, который издает ёжик, когда что-то нюхает

Топот ежика по полу или ламинату

Воспитатель: Ёж ведёт ночной образ жизни. Если принести ежа домой, никто не будет спать, ни взрослые, ни дети, потому что ёж ночью топает, фыркает и сопит. А ещё ежи очень прожорливые.  Что ест еж? (ёж ест мышей, жуков, червяков, пьёт молоко).

Воспитатель: Что произойдёт, если дотронуться до иголок ежа? (Можно уколоться).

          Воспитатель: Ёж друг всех садоводов, потому что поедает мелких насекомых и грызунов.

  • Чтение рассказа. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Воспитатель: А еще про это удивительное животное написано много сказок, рассказов, стихов и песен Ребята, а сейчас я расскажу одну историю. Вы, наверное, уже догадались о ком он? (о еже) 

Это  рассказ удивительный, очень интересный, совсем детский, и называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин. (Портрет)

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите, каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. У Е.И. Чарушина все рассказы о животных замечательные и у нас будет время, чтобы эти рассказы почитать.

Воспитатель:  Приготовьте свои ушки, приготовьте свои глазки. Готовы? А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

(По ходу рассказа педагог выставляет картинки):

Ходили ребята по лесу. 

Нашли под кустом ежа. 

Он со страху шариком свернулся. 

Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. 

Дали ему молока. 

Развернулся еж и начал есть молоко. 

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. 

  • Словарная работа.

Воспитатель:
- Понравился вам рассказ, ребята? (да)
- О ком говорится в рассказе? (о ёжике и о детях)
- Как вы понимаете выражение «со страху шариком свернулся»? (свернулся в клубок)
- Покажите, как он это сделал
- А как понять слово «закатили?»
- Что значит «удрал» (убежал)

Воспитатель: Молодцы! Вставайте в круг.

  • Беседа по содержанию. Дети отвечают полным предложением. С микрофоном

Воспитатель: Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой фразой.

- Ребята ходили где? (Ребята ходили по лесу.)

- Они нашли под кустом кого? (Они нашли под кустом ежа.)

- Что со страху ежик сделал? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.

- Они закатили ежа во что? (Они закатили ежа в шапку)

-Дети  принесли ежа куда? (Дети принесли ежа домой.)

- Ребята дали ему что? (Ребята дали ему молока.)

-Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)

 Воспитатель: - Ребята, смотрите, наш гость заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок, становитесь все в кружок. А я с ежом в середине

  • Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать —хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать — топ, топ, топ.

Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили — да-да-да.

Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать — топ, топ, топ.

Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг

  • Повторное чтение рассказа.

-Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, запоминайте, потому что потом мы будем этот рассказ пересказывать.  а вы мне помогите. Дети договаривают начатые педагогом фразы. хором

-Ходили ребята по (лесу).

- Нашли под кустом (ежа).

- Он со страху свернулся (шариком).

- Закатили ребята ежа в (шапку).

- И принесли ежа (домой).

- Дали ему (молока).

- Развернулся еж и начал есть (молоко).

- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

  • Пересказ рассказа детьми по картинкам-символам.

Воспитатель: А сейчас вы расскажите историю про ежа по картинкам-символам.

Пересказ всеми детьми по цепочке.

- Кто хочет рассказать историю целиком?

  1. ребенка повторяют рассказ целиком).

3.Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

- Кто напомнил, как называется рассказ?

- А кто написал этот рассказ?

Воспитатель: Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. (Воспитатель достает из коробки раскраски). Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.

Воспитатель: А ежику пора возвращаться.  До свидания.

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на наших гостей, давайте пожелаем им доброго дня и попрощаемся! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).

Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).Цель: Формирование навыков пересказа коротко...

Тема: Пересказ рассказа «Корова» (по Е.Чарушину)

Конспект занятия по развитию связной речи для детей средней группы на тему: Пересказ адаптированного текста рассказа "Корова" (по Е.Чарушину) с использованием опорных схем....

Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...

НОД ОО «Речевое развитие» Тема: «Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) средний дошкольный возраст с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Презентация НОД ОО "Речевое развитие" Тема: "Перессказ рассказа "Еж" по Е.Чарушину средний дошкольный возраст с использованием ЭОР...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группеТема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)...

Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину) с использованием графических схем.

Формирование навыка подробного пересказа  короткого текста с использованием графических схем....