Развитие связной речи старших дошкольников посредством сочинения сказки.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В этой статье рассказывается об опыте работы по развитию монологической речи,речевого творчества и воображения с помощью составления текстоного содерв сказочжания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи старших дошкольников посредством сочинения сказки.
Воспитатель Дубенец И.В. МАДОУ «ДС 378 г. Челябинска»
В дошкольной педагогике большое значение придаётся речевому развитию детей, одной из важных задач является обучение монологической речи. В монологической речи необходимо использовать всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают её связной.
«Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., -это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»[5, с. 224]
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Существует огромное количество разнообразных форм, методов и приёмов развития связной речи детей. Один из них, наиболее сложный вид творческой деятельности – словесное творчество. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облечь его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребёнка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
Работая с детьми подготовительной группы, я обнаружила некоторые проблемы в речи детей: ограниченный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами. Выяснилось, что творческое рассказывание даётся детям с некоторым трудом. Дети испытывают затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета. У них недостаточно сформировано словесно – логическое мышление, плохо развита фантазия.
Поэтому в своей работе я использовала развитие связной речи детей, речевого творчества и воображения с помощью составления текстов сказочного содержания.
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Сказки используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. Они содержат образовательные и воспитательные моменты, способствуют формированию положительных дружественных взаимоотношений, учат добру и справедливости, взаимовыручке и взаимопомощи. Дети черпают из сказок множество полезных знаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Все дети любят слушать и смотреть сказки, но и сочинять их они тоже любят.
Чтобы научить их сочинять сказки, я выделила для себя следующие задачи:
- обогащать словарный запас;
- развивать творческие способности дошкольников в речевой деятельности;
- формировать связную речь;
- развивать умение содержательно и логично строить высказывание;
- развивать фантазию;
- обучать детей сочинению сказочных историй на основе различных игр и упражнений.
Для этого в своей работе я использую различные приёмы:
Продолжи сказку – вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять. Например, предлагаю придумать окончание к сказке «Снегурочка». Чтобы произошло, если бы снегурочка не пошла в лес с подружками, или не прыгнула через костёр?
Придумывание продолжения и завершение сказки. У детей развивается творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное. Например, начинаю сказку: «Рос в лесу маленький оленёнок. Гуляя однажды по лесу он ушёл далеко от дома и забрёл в сосновый бор, где частенько происходили разные чудеса…» Ребёнку дано начало, он придумывает продолжение, основные события и приключения героя сказки.
Рассказ о конкретном персонаже – развивается творческое воображение.Например, предлагаю героем сказки сделать лисёнка и рассказать о его характере, поступках, целях и действиях.
Сказка с помощью картинок – эта игра помогает развивать воображение, учит ребёнка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, учит выстраивать сюжет в логической последовательности, давая оценку месту действия. По серии картинок ребёнок не только рассказывает о героях, которые изображены на рисунках, но и размышляет о том, что происходит вокруг.
Самый сложный вид – это придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как воспитатель сумеет заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.
Сочинять можно по-разному: одному, вместе с мамой, с другом вдвоём, а можно и коллективно – всей группой в детском саду. Я заметила, что творческое коллективное составление сказок положительно влияет на развитие речи детей, оно позволяет раскрепостить стеснительных и робких детей. Дети учатся слушать друг друга, слышать и замечать ошибки в грамматическом строе речи, своей и других, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. У них развивается фантазия, воображение.
Любая сказка строится по определённой структуре. В ней есть главный герой, другие персонажи, препятствия, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге.
Сначала необходимо придумать собственных персонажей, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Затем сказка «собирается» из детских ответов на вопросы: «С чего начнётся сказка? Что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? Какой момент будет самым острым? Какой – самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы – продолжения дети высказывают по цепочке, друг за другом. Когда все высказывания собраны, они совместно редактируются и объединяются в единый текст. А затем, необходимо придумать название сказки. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Ребёнок учится рассуждать о том, как изменился персонаж в конце сказки, какие выводы сделал.
Когда дети освоили принцип создания сказки, мы с ними сделали книжки. Но, разумеется, не всякий ребёнок подготовительной группы может писать, и к нашей деятельности были привлечены родители. Свои сказки они оформили в виде красочных, небольших книжек. И как настоящие писатели презентовали свои книжки со сказками, рассказывая их содержание. Если первые сказочные истории, придуманные детьми, были несовершенны, не всегда логичны, то в процессе работы с каждым разом улучшаются и совершенствуются. Со временем у некоторых сказок появились продолжения.
Сказки, которые написали дети:
«Паучок и ромашка»
Жил был маленький паучок. Он был один, ему было одиноко и очень хотелось найти друга. Однажды он вышел на полянку рано утром и увидел красивую ромашку. Паучок спросил: «Если ты живая, то давай с тобой дружить». Ромашка наклонилась к нему и сказала: «Ладно, давай дружить». Паучок очень обрадовался, и с тех пор они вместе гуляли по полянке. И вдруг пошёл сильный дождь, ромашка испугалась за паучка и закрыла его своими листочками, чтобы он не промок. Выглянуло солнышко, подсохла трава и полевые цветы. Паучок с ромашкой радовались солнышку и летнему дождю. «Как здорово иметь друга», - сказал паучок.
Миша 6 лет
«Волшебные единороги»
Однажды на лужайке гуляла пони Радуга со своей подружкой. Они увидели потайную дверь – это был портал. Им стало очень интересно, и они прыгнули в него.Там они увидели разноцветных единорогов и познакомились с ними. Пони и единороги весело провели время.Лошадки играли в разные игры, прыгали на батуте, летали на воздушном шаре. После развлечений единороги пригласили новых друзей на чай с вкусным тортом.Пони и единороги стали дружить и ходить другк другу в гости. Ведь дружба – это чудо.
Милана 6 лет
«Как кот научился летать»
Жил был кот Кузя. Он очень любил гулять, особенно лазить по деревьям и наблюдать за птицами. Всякий раз, когда Кузя хотел поймать какую – нибудь птицу, она улетала от него. И вот Кузя решил взлететь так же как птицы. Он забрался на самую высокую крышу, подошёл к краю и прыгнул. Он очень удивился, что полетел вниз, а не вверх, как все птицы. И тут он понял, что у него нет крыльев. Он решил покрутить хвостом, он крутил всё быстрее и быстрее, как пропеллером, и вдруг у самой земли Кузя начал подниматься вверх. Кузя был в восторге, что у него мечта сбылась. Вот как бывает, происходят чудеса, если чего-то так сильно желаешь.
Лиана 6 лет
Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует их воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам. Сказки развивают творческие способности, умение находить решение в нестандартных ситуациях. В самой сказке заложено развитие гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию, сделать обучение интересным и творческим.
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
- Бизикова О. А. «Развитие монологической речи у дошкольников» Издательство Нижневартовского государственного университета 2014
- Бордич, А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М..: Просвещение, 1974. – 288 с.
- Короткова Э. П. «Обучение рассказыванию в детском саду» М., 1978 г.
- Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1976. - С. – 224.
- Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий.» М. : ТЦ Сфера, 2007
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр....
Развитие связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий
Для развития связной речи старших дошкольников мною была выбрана технология ТРИЗ. Элементы технологий ТРИЗ содержат огромной потенциал, который позволит изменить процесс речевого развития детей дошкол...

Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший
В разработке раскрыты приемы развития связной речи дошкольников (книгоиздательство, словотворчество, журналистика, сочинение пятистиший....

Консультация для родителей "«Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованных игр»
laquo;Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованных игр»Связная речь является показателем речевого развития ребенка и занимает особое место в формировании речевой гото...

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"
Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...

Статья "Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством методик развития позитивного творческого мышления" (// Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров): сборник материалов VII Международной научно-практической конференции)
В статье рассматривается проблема развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством методик развития творческого мышления (сказкотерапия и методы теории решения изобрет...
