«Тематические экскурсии выходного дня для семей с детьми с ТНР. Создание ситуаций успеха и речевой практики»
методическая разработка по развитию речи

Кульмаметьева Зайтуна Равильевна

 План организации экскурсий для семей с детьми с ТНР, включающий цели, темы, структуру и практические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

«Тематические экскурсии выходного дня

для семей с детьми с ТНР.

Создание ситуаций успеха и речевой практики»

Подготовила воспитатель

 I квалификационной категории

                                                 Кульмаметьева З.Р.

С. Усть-Ишим – 2025 год.

Создание ситуации успеха: Это главный приоритет. Задания должны быть посильными, а похвала — немедленной и искренней. Важен не результат (идеально произнесённое слово), а усилия и коммуникативная попытка (жест, звук, слово, фраза).

Мотивация к общению: Экскурсия должна быть настолько интересной, чтобы у ребёнка возникло естественное желание что-то спросить, прокомментировать, попросить.

Обогащение словаря и речевой практики: Новая обстановка = новые слова и речевые конструкции. Мы их заранее прорабатываем и закрепляем в действии.

Щадящий режим и комфорт: Небольшие группы (3-5 детей с родителями), короткая продолжительность (1-1,5 часа), минимум стресс-факторов.

Экскурсия «В гости к животным»

(Конный двор, контактный зоопарк, ферма)

Цель: Активизация звукоподражаний и простых слов, обозначающих действия животных.

Подготовка: Учим, «кто как говорит» («Му-у», «Бе-е», «И-го-го»), «что ест» («травка», «морковка»).

Повторяем правила безопасности (не бегать, не кричать).

Ход экскурсии:

Экскурсовод знакомит с каждым животным, даёт ему покормить (заранее подготовленная морковь, яблоки).

Вопросы и практика: «Давай позовём лошадку. Скажи «Иго-го!». Что мы дадим кролику? Морковку. Какой он? Мягкий, пушистый».

Ситуация успеха: Ребёнок сам кормит животное с руки (под контролем взрослого). Это мощное положительное подкрепление и тема для рассказа потом: «Я кормил лошадку!»

Универсальная структура проведения экскурсии (для любой темы)

Подготовительный этап (за неделю):

*Рассылка родителям «памятки» с темой, словариком, основными вопросами для отработки дома.

*Создание визуального расписания экскурсии (картинки: «автобус» -> «музей» -> «игра» -> «награда» -> «домой»).

Начало экскурсии 

*Приветственный ритуал (песенка, хоровое «Здравствуйте!»).

*Повторение правил с помощью карточек.

*Объявление темы и вручение «инструментов» (бланк сыщика, лупа, мешочек для сокровищ).

Основная часть 

*Чёткое следование визуальному плану.

*Чередование видов деятельности: слушание -> движение -> практическое задание.

*Использование приёмов альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК): жесты, карточки PECS, если ребёнок ими пользуется.

*Постоянное комментирование действий педагогом и побуждение к простым высказываниям: «Смотри, что я нашёл!», «Дай мне...», «Хочу еще».

Завершающая часть 

*Ритуал окончания. Сбор и награждение.

*Рефлексия: Дети по кругу с помощью взрослого говорят или показывают карточку, что им больше всего понравилось.

*Прощальная песня или ритуал.

*Закрепление (после экскурсии):

*Рассылка фотоотчёта родителям.

*Родителям даётся задание: нарисовать вместе с ребёнком, что ему понравилось, или составить рассказ по фотографиям.

Роль взрослых

*Логопед/дефектолог: Организатор, ведущий, координатор. Следит за речевыми целями.

*Родитель: Главный помощник и эмоциональная поддержка для своего ребёнка. Он помогает понять инструкцию, подсказывает слово, но не делает всё за него.

*Волонтёр (при необходимости): Помогает организовать детей, раздать материалы.

Важно: Обязательно проводите инструктаж для родителей перед началом цикла экскурсий. Объясните им принципы создания речевой среды: задавать вопросы с выбором («Тебе понравилась лошадка или кролик?»), давать время на ответ, не перебивать и не торопить ребёнка, хвалить за любую коммуникативную попытку.

Такие тематические выходные не только обогатят речевой опыт детей с ТНР, но и подарят семьям бесценные моменты радости общения и совместных открытий в комфортной и поддерживающей обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной интеграции ребенка – создание ситуации успеха для ребенка.

Выступление с докладом на малом педсовете (с участием специалистов - логопед, дефектолог). Заинтересует как педагогов, так и родителей детей....

Создание ситуации успеха

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Необходимость создания ситуации успеха давно осознана педагогической общественностью. К.Д.Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к вы...

Создание ситуации успеха в работе с детьми

Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открыти...

Создание ситуации успеха в ранней группе в ходе НОД по речевому развитию на тему «Поможем медвежонку»

Непосредствено-образовательная деятельность по речевому развитию в группе раннего возраста...

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...