Организованная образовательная деятельность по речевому развитию детей "В гости к Старичку-Лесовичку" в группе общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет "Затейники"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ольга Викторовна Киселева

Тема: «В гости к Старичку-Лесовичку».

Цель: формирование навыка словообразования, уточнение и закрепление представлений о диких животных.

Задачи:

Обучающие.

Систематизировать знания детей о диких животных, закрепить знания о местах обитания животных; уточнение и активизация словаря детей.

Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивающие.

Способствовать развитию  памяти, мышления, внимания, координации, общей и мелкой моторики, зрительного восприятия

Воспитательные.

-воспитывать бережливое отношение к диким животным;-воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей среде.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: аудиозапись «В лесу», письмо, картинка с изображением  Старичка-Лесовичка, применение ИКТ технологий, конверты с изображением теней животных, карточки с изображением животных и их хвостов.

     Предварительная работа:

            Беседы о родной природе, разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”. Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”. «Угадай по описанию», «Кто спрятался» .

Рассматривание иллюстраций, обучение рассказыванию. Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”. просмотр изображений диких животных и их детенышей,  беседа о жизни диких животных. Чтение литературы по данной теме.

 

  1. Организационный момент.

Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем друг друга и гостей.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

  1. Актуализация.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо. Сейчас мы его

 прочитаем и узнаем от кого оно (читает письмо Старичка-Лесовичка)

 Знаю лес и лес люблю,

 В гости вас к себе зову.

 Я люблю гулять по лесу,

 В лесу хожу я каждый день.

 Все в лесу мне интересно:

 Каждый куст и каждый пень.

 Я веселый старичок,

 Старичок-Лесовичок!

 «Мои маленькие друзья, я вас приглашаю к себе в лес в гости. Но у меня будет

 для вас просьба: жителям леса принесли письма, их надо раздать. Помогите

 мне, пожалуйста.

 Воспитатель: Кто нам прислал письмо?

 Дети: Старичок-Лесовичок

 Воспитатель:  И он нас приглашает в лес. И просит помощь ему разнести

письма жителям леса.  Ну что, ребята, примем приглашение Старичка

Лесовичка?

 Ребенок: да

 Воспитатель: Поможем ему?

 Ребенок: да

 Воспитатель: Прежде чем начать наше путешествие по лесу, вспомним

правила поведения в лесу: Чего нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу

шуметь?

 Ребенок: В лесу нельзя ломать ветки, нельзя мусорить. Надо соблюдать

тишину. Нельзя разводить костер.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все знаете как себя вести в лесу. Итак,

отправляемся в путь. Закройте глаза. Представим, что мы вдруг оказались

в зимнем лесу. Всё вокруг покрыто белым, пушистым снегом.

 1,2,3 – откройте глаза.

 (Включение аудиозаписи с музыкой, показ слайда с изображением леса)

  1. Восприятие и усвоение нового материала.

Воспитатель:  Мы с вами оказались в нашем лесу. Кого можно встретить в

 лесу?

 Ребенок: В лесу можно встретить лису. (В лесу можно встретить  волка. В

 лесу можно встретить зайца. В лесу можно  встретить белку)

-Ребята, а это какие животные? Как одним словом их назвать?Дикие животные

 Воспитатель: Скажите, почему этих животных называют  дикими?

 Ребенок: Дикие животные живут в лесу.

 Воспитатель: Сегодня мы поговорим о диких животных и поможем  Старичку- Лесовичку. А вот  и он (показ  картинки Старичка-Лесовичка)

 Дидактическая игра «Чье письмо?»

 Воспитатель: Ребята, у Старичка -  Лесовичка   беда с письмами! На  письмах

 вместо адреса - тени животных.  Лесовичок  не может понять, кому какое

письмо отдать. Поможем ему? (показать письма с тенями ) Скажи, для кого

это письмо?

 Ребенок: Это письмо для волка.

 Воспитатель: Правильно. Почему ты так решил?

 Ребенок: Это письмо для волка, потому что на нем волчья тень.

 Воспитатель: Для кого это письмо?

 Ребенок: Это письмо для белки, потому что на нем беличья тень.

 Воспитатель: Для кого это письмо?

 Ребенок: Это письмо для медведя, потому что на нем медвежья тень.

Воспитатель: Кому пришло это письмо?

 Ребенок: Это письмо для лисы, потому что на нем лисья тень.

 

Дидактическая игра "Чьи следы?”

 Воспитатель: Помогли мы Старичку - Лесовичку  узнать, чьи письма пришли

 в лес. Старичок  отправился  разносить письма по адресам, но

 заблудился. И не знает куда нести письма. Весь лес засыпан снегом. Но

 дорогу можно найти  по следам животных. Давайте расскажем ему, чьи следы

 как выглядят.

Гимнастика для глаз «Ежик»

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Ходил ёжик по полянке,- ходьба на месте

Он искал грибы опятки.- повороты головы вправо и влево;

Глазки щурил, открывал-  прищуриться и открыть глаза;

Но грибов не увидал-развести руки в стороны;

Вверх смотрел он, вниз

глядел- посмотреть вверх- вниз;

Сам тихонечко пыхтел-произнести “пых”, “пых”, “пых;

Смотрел влево, смотрел

вправо-голова неподвижна, посмотреть влево – вправо;

Вдруг увидел гриб на славу!- закрыть и широко открыть глаза;

Оглянулся он ещё-руки спрятать за спину;

Через левое плечо-повернуть голову влево, посмотреть назад;

Через правое ещё-повернуть голову вправо, посмотреть назад;

Ёж затопал по тропинке

И грибок унёс на спинке.-ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

 

 

Воспитатель описывает животное, дети отгадывают его и называют следы.

Описание животного:

 

Это животное меняет свою шубку с серой на белую. (Заяц)

 

Это хищное животное. У нее серовато-рыжая шерсть, длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки…(Лиса)

 

У него густая бурая шуба, длинные когти, с помощью которых он может залезать на деревья, острые клыки. У него вытянутая морда с черным носом, круглые небольшие уши, короткий куцый хвост, маленькие глаза. Это животное всеядно – он питается и мясом, и рыбой, и кореньями и ягодами, и очень любит мед…(Медведь)

 

Это чудесный, умный, проворный зверек. Ушки у нее с кисточками. Цепкие коготки на лапках, которые помогают ей ловко хвататься за ветки и перепрыгивать с дерево на дерево. Зубы большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разрезает твердые орехи и лущит шишки…(Белка)

 

Это лесное животное, которое очень напоминает собаку, но оно не лает, а воет. У него серая шерсть и вытянутая морда. Эти животные живут стаями, так им проще выживать и охотиться…(Волк)

 

Презентация «Чьи следы»

 Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран. Чьи следы?

 Дети:  Это лисьи следы (заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.)

 

 

Дидактическое упражнение «Кто где живет?»

 Воспитатель: Старичок-Лесовичок отправился  разносить письма по

 дорожкам, но забыл: где живут дикие животные и с кем.

 Воспитатель: Послушайте загадку.

 В птичник повадилась

Жди беды.

 Рыжим хвостом

 Заметает следы (лиса)

 Воспитатель: Правильно.  Назовите маму.

 Ребенок: Лисица.

 Воспитатель:  С кем живет лисица?

 Ребенок : Лисица живет с лисятами.

 Воспитатель: Где они живут?

 Ребенок: Лисица с лисятами  живут в  норе.

 Воспитатель: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

 Кто в дупле орехи прячет,

 Сушит на зиму грибы?    (белка)- Назовите маму.

 Воспитатель: С кем живет бельчиха? Где они живут?

 Ребенок: Бельчиха  с бельчатами живут в  дупле.

 Воспитатель: Лесом катится клубок,

 У него колючий бок.

 Он охотится ночами

 За жуками, за мышами.    (Еж)

 Воспитатель: Назовите маму.

 Ребенок: Ежиха.

 Воспитатель: С кем живет ежиха?

 Ребенок: Ежиха живет с ежатами.

 Воспитатель: Где они живут?

 Ребенок: Ежиха с ежатами живут в  норке.

 Воспитатель: Серый,  зубастый,  по полю рыщет, телят,  ягнят ищет. (волк)- Назовите маму.

 Ребенок: Волчица.

 Воспитатель: С кем живет волчица?

 Ребенок: Волчица живет с волчатами.

 Воспитатель: Где живут волчица с волчатами?

 Ребенок: Волчица с волчатами живут в  логове.

 Воспитатель: Летом ходит без дороги

 Между сосен и берез,

 А зимой он спит в берлоге,

 От мороза пряча нос  (медведь)- Назовите маму.

 Воспитатель: С кем живет медведица?

 Ребенок: Медведица живет с медвежатами.

 Воспитатель: Где живут медведица с медвежатами?

Ребенок: Медведица с медвежатами живут в  берлоге.

  1. Динамическая пауза.

Воспитатель: Ребята, Старичок-Лесовичок предлагает нам сделать зарядку.

Звериная зарядка

Раз-присядка

Два - прыжок

Это заячья зарядка

А лисята как проснутся

Любят долго подтянуться

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало начинают все сначала.

 

Игра «Чей хвост?»

 Воспитатель: Старичок - Лесовичок   решил рассказать интересную историю.

 В давние - давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена

 не было хвостов. А без  хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по

 лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов:

 больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и

 гладких.… И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь

 дух за хвостами.  - Давайте поиграем. Посмотрите на свои картинки, подойдите к столу и возьмите картинку, где нарисован нужный вам хвост. Будьте внимательны.

 Воспитатель: Кто нарисован у тебя на картинке? Какой хвост

 Он (она)выбрал(а)?

 Дети: Лиса выбрала себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост.- Волк выбрал длинный, черный, волчий хвост.- Медведь выбрал маленький, коричневый, медвежий хвост.- Белка выбрала большой, пушистый, рыжий, беличий хвост.

 -Заяц выбрал маленький, круглый, заячий хвост.

Воспитатель:  Вот и подошло к концу наше путешествие.  Много интересного

 мы увидели в нашем лесу. Старичок-Лесовичок хочет вам еще что–то сказать.

 Послушайте: Мои маленькие друзья, я очень рад что вы побывали у меня в

 гостях и помогли раздать все письма. Знайте: когда приходите в лес

 старайтесь не шуметь, не обижайте животных, не ломайте ветки.

 Пусть исчезнет зло на свете

 Пусть с природой дружат люди.

 И растения живые - людям братья все родные!

 Старайтесь их не обижать

 Любить,беречь и уважать! До свиданья!

 Дети: До свиданья  Старичок,

 До свиданья лес,

 И полянка эта – полная чудес

 Нам пора возвращаться к себе в группу.

 (Закрываем глазки 1,2,3 открыли глаза)

  1. Рефлексия.

 Воспитатель: Вот мы и вернулись! Что вам запомнилось больше всего?

К кому мы отправлялись в гости?

Как мы помогли Старичку-Лесовичку?

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konspekt.pdf485.33 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект модели организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей 2-3 лет (младшая группа) «Потешки – лучшие друзья».

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое  в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано ве...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».

Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка» Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Задачи.Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. Цель:·        Связная речь:учить детей связно, пос...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегиреву) Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий. Задачи: Формирование активного слухового и зр...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Маша - растеряша» (для детей подготовительной группы)

Цель данного занятия - упражнять воспитанников в составлении предложений по опорным картинкам используя мнемодорожки....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию "В гости к петушку". Вторая младшая группа

Знятие по развитию речи направлено на приобщение детей младшего возраста к устному народному творчеству....