Конспект занятия «Журнал загадок и отгадок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алексеева Анастасия Николаевна

Цель: Развивать умение сочинять собственные загадки; использовать в речи знакомые

 загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_zhurnal_zagadok.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

     Комитет по образованию Администрация Городского округа Подольск

Муниципальное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»

               

Конспект занятия

«Журнал загадок и

отгадок»

с детьми подготовительной к школе группы

(образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие)

                                 Подготовила: первой квалификационной категории

                                          Воспитатель: Алексеева Анастасия Николаевна

                              МОУ СОШ№33

                                                 

                                               Городской округ Подольск

                                                                  2025год

Цель: Развивать умение сочинять собственные загадки; использовать в речи знакомые

 загадки.

Задачи:

  • развивать умение анализировать загадки для определения отгадки.
  • активизировать в речи детей слова: небылицы, отгадки.
  • развивать умение  красиво и грациозно выполнять имитационные движения под музыку.
  • развивать умение правильно логически и интонационно и эмоционально реагировать на то, что говорит собеседник.
  • развивать способность передавать в изображении основные свойства предметов

 

Оборудование и материалы:

Макет телевизора с   картинками к небылицам; «журнал» загадок; рисунки детей на свои загадки; шапочки к загадкам (редис, картофель, огурец); картинки (лимон, банан).

Предварительная работа:

Загадывание загадок с показом предметов – отгадок, сочинение загадок с родителями и рисование отгадок.

 

 Методы организации непосредственной образовательной деятельности:

Сюрпризный момент; беседа; просмотр картинок; игра; рассказ воспитателя; рассказ детей; пояснение; напоминание.

ХОД:

Свободная посадка детей полукругом.

Воспитатель заинтересовывает детей тем, что получила по почте необычный «Журнал загадок» с видео-приложением  - «телевизором» и предлагает детям почитать его.

Сначала воспитатель читает небылицы с интонацией удивления и нотками юмора в голосе, прокручивая по «телевизору» соответствующие картинки и помогая детям понять смысл этого жанра.

Лошади наши с усами

Бегают в подполе за мышами.

(картинка в «телевизоре» : лошадь с усами бежит за мышью )

Вопрос к детям: Так бывает в жизни? Правда же смешно? (подаёт пример юмористического смеха).

 

Наши кошки живут в гнезде, летают везде!

Прилетели во двор. Завели разговор: «Кар-кар!»

(картинка: кошка с крыльями сидит в гнезде).

 

Наша ворона ушаста, в огороды шастает часто.

Скок да скок через мосток, белым пятнышком хвосток.

(картинка: ворона с ушами и маленьким белым хвостиком).

Вопрос к детям: Что вы сейчас услышали? Сказки? Загадки? Небылицы?

Вывод: Это - небылицы! (этого в жизни быть не может, но автор придумал сам всё для смеха и чтобы подловить невнимательных ребят ) . Чтобы отличить небылицу от стихотворения, надо хорошо знать, что бывает на свете, а что придумано.

 

Дети вместе с воспитателем встают, чтобы оглядеться вокруг себя:

-Вокруг нас много разных знакомых предметов, но не всегда надо называть или показывать их. Иногда хочется пошутить, запутать своего друга. Посмотреть, какой друг смекалистый…

-Вот и я хочу проверить вашу смекалку! Отгадайте, о чём загадки из журнала.

Напоминание правил отгадывания загадок: внимательно слушать загадку до конца, понять на какой предмет указывается - какие части или движения свойственны предмету.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а разговаривает  ( книга).

 

Чёрный Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом проведёт, там заметку кладёт (карандаш).

Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое день (часы).

По мере отгадывания загадок дети находят  предметы, расположенные в разных местах , передвигаясь по группе, обсуждая соответствуют ли им  указанные в загадке признаки.

Загадки можно отгадывать не только словами, но и жестами, движениями, пантомимой.

Воет, свистит, ветки ломает.

Пыль поднимает, с ног всех сбивает. ( ветер)

Динамичная пауза: дети  изображают « порывистый ветер» под аудиозапись.

Дети садятся на места.

Воспитатель:

-Очень интересный, замечательный журнал теперь есть в нашей группе. Но он заполнен не до конца. Есть свободные  страницы  и мы можем вставить в журнал свои загадки – картинки. Кто сам сочинил загадки? Загадайте  их, пожалуйста…

Дети по очереди загадывают загадки сочинённые  вместе с родителями. На мольберте  вывешены рисунки с отгадками (тоже выполненные дома с родителями ). Остальные отгадывают и определяют рисунок – отгадку ).

 

Вместе приходят к выводу:

Как сочинить загадку? - надо рассказать о самых главных приметах или  о главном действии с предметом, или для чего предмет существует, или какой он на вкус.

 

Игра «Сочини загадку по подсказке»:

Дети – отгадки одевают шапочки овощей – присаживаются на «грядку».

Тот кто сочинит загадку, расскажет и тот кто отгадает правильно могут «поработать в огороде» (полить «овощ» из лейки и «собрать» урожай ).

Желающие дети сочиняют загадки, остальные отгадывают, воспитатель помогает затрудняющимся наводящими вопросами, поощряет успехи.

 

Воспитатель:

-Оказывается это очень интересное занятие: придумывать и отгадывать загадки. У нас в группе присутствуют гости - взрослые, давайте проверим умеют ли они сочинять загадки.

Гостям предварительно предлагают картинки (банан, лимон). Они начинают перечислять сначала общие признаки. Например: жёлтый, овальный фрукт, на вкус кислый (лимон); жёлтый, овальный фрукт, на вкус сладкий (банан ) .

 

Воспитатель:

- Какие все были сегодня весёлые, смекалистые, сообразительные. Всем, кто захочет сочинить загадки, нарисовать отгадки приносите в группу, поместим их в «Журнал загадок».

Дети решают куда определят новый журнал: в книжный уголок- на выставке журналов

 

Варианты организации непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах:

Рассматривание «Журнала загадок» в свободной деятельности; придумывание загадок, рисование отгадок; пополнение содержания журнала

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

конспект занятия-конкурса загадок

конспект занятия для старшего дошкольного возраста, на котором дети учатся отгадывать загадки. занятие в форме конкурса, в котором участвуют команда девочек и мальчиков. в занятие включены различные ф...

Конспект занятия по развитию связной речи в форме устного журнала

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ФОРМЕ УСТНОГО ЖУРНАЛА "ПОРТРЕТ ВЕСНЫ" ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект занятия «Создание детского журнала о жизни группы»

          Конспект занятия по образовательной области: «Познавательное развитие». Для детей старшей группы...

Конспект занятия "Мир загадок" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Занятие по развитию полисенсорного восприятия у детей проводится совместно с родителями....

Конспект занятия Знатоки загадок (образовательные области: речевое развитие)

Цель: Развитие речевого творчества и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования....