Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Наталья Петровна

Автоматизация звука ( с)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Зима. Зимние заботы».

Подготовила воспитатель:

Иванова Наталья Петровна

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи.

Тема: «Зима. Зимние заботы».

Подгруппа  детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Длительность мероприятия 25 минут.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Цель: автоматизация звука [с].

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение рассматривать картину; закреплять и обобщать представления о зиме, зимних забавах;
  • Уточнять и активизировать лексический запас по теме (морозно, холодно);

Развивающие:

  • Развивать связную речь: учить строить 4-5 сложные предложения с союзами потому что, что, чтобы; отгадывать загадки; образовывать слова от «снег»;
  • Закреплять правильное произношение звука (с); упражнять в произнесении звука (с) изолированно, в слоге, разных словах и предложениях;
  • Закреплять знание слов, обозначающих пространственные отношения  (на, над, под, между).

Воспитательные:

  • Воспитывать наблюдательность.

Предварительная работа:

Предварительная подготовка детей: проводилась словарная работа индивидуально, речевые упражнения с подгруппой, загадывание загадок,  индивидуальная работа по составлению рассказов по схеме, картине, наблюдение на прогулке за зимними явлениями, забавами, экспериментирование со снегом «Снег какой?»,  учились находить однокоренные слова «слова-родственники»  к слову снег, работа по выделению звука из слова.

Методы и приемы:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: рассматривание, разговор.

Материалы и оборудование:

Материалы к занятию:музыка,  голосовая запись с загадкой, картина на коврографе,  коробка-посылка, карточки с загадками, картинки-отгадки, снежинки, снежок, раскраски, пазлы с изображением снегирей, снеговика, снежинок.

Раздаточный материал:снежинки по количеству детей, раскраски и пазлы по количеству детей или больше.

Структура НОД:

  1. Вводная часть – 3 минуты.

- аудио запись с загадкой про зиму.

  1. Основная часть – 20 минут.

- рассматривание картины «Зима», создана на коврографе.

- посылка для детей.

- загадки.

- произнесение звука [с] изолированно.

- игра «Погреемся».

- игра «Услышь звук».

- игра «Укрась картинку».

  1. Заключительная часть – 2 минуты.

Предполагаемый результат: дети более чисто произносят и в ходе дальнейшей работы автоматизируют произношение звука [с],  научились слышать данный звук, и также дети закрепили обобщённое понятие о зиме.

Ход образовательной деятельности.

Дети играют, занимаются своими делами.

Звучит музыка, на её фоне раздаётся аудиозапись с голосом - русской народной  загадки.

- Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила… (зима)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас происходят какие-то чудеса, какая-то волшебная музыка звучит, а про что она говорит, про какое время года?

Дети: про зиму.

Воспитатель: правильно, про зиму.

(Воспитатель подходит к задрапированной картине) - Хотите узнать, что там спряталось?

- Давайте уберём игрушки и посмотрим, что за чудо там спряталось!

(Дети убирают игрушки).

Воспитатель:Присаживайтесь на стулья.

(Дети подходят, садятся к воспитателю, воспитатель снимает покрытие, смотрят на картину, Рассматривание картины «Зима», созданной на коврографе).

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года на этой картине, (Зима), а как вы  догадались? Что бывает зимой? (Много снега, холодно).

Воспитатель: Правильно,на улице зима, много снега, морозно, а девочке совсем не холодно. Как вы думаете, почему?  (Она тепло одета) Правильно, потому что она одета в тёплое пальто, теплую шапку, на руках у нее  варежки. Воспитатель: Зима – красивое время года, не правда ли? Зимушка-зима расстелила на земле снег. Какой снег?  (Белый, пушистый, холодный). Зачем зима расстелила снег? (Чтобы земле было теплее, не замерзли корни деревьев, кустов).

Воспитатель:А ещё, зима – весёлое время года. Зимой на улице можно… помогайте мне!

Дети: Кататься на санках, бегать на лыжах, коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить крепость.

После совместной беседы Воспитатель  предлагает 1-2 детям рассказать о зиме, зимних забавах с опорой на картину.

Воспитатель:Ребята, кто хочет рассказать про зиму?  

(Рассказ ребенка: «Зимой  холодно,  выпало много снега. Он белый и пушистый. Снег укрывает всю землю, что бы корням деревьев и кустов было тепло. Взрослые и дети одевают теплую одежду: шубы, шапки, варежки и перчатки. На улице зимой весело: дети катаются с горы на санках,  лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на коньках,  играют в хоккей».)

(Раздаётся стукв дверь.«Приходит» посылка для детей с заданиями: в  посылке загадки, снежинки для детей).

Воспитатель: Ребята к нам кто то стучится в дверь, сейчас я пойду посмотрю… Для нас «пришла» посылка, какая она загадочная… посмотрю что же там? Какие загадки она прячет? Предлагаю вместе их отгадать…

(Воспитатель загадывает загадки).

1)«Скатерть бела, весь мир одела

Дети: Снег.

2) «С Дед Морозом рядом ходит, 
девица- красавица и ребятам нашим очень,  
девица та нравится.
Как, зовут ее, скажите, что танцует и поет,
И подарки вместе с дедом та девица раздает!» 
Дети: Снегурочка.

3) «Что за звездочка такая, 
На пальто и на платке -
Вся сквозная, вырезная, 
А возьмешь - вода в руке?»

Дети:Снежинка.

4)«Из снега сделали клубки.
Вместо носика морковка,
вместо глазок угольки.
На голову ведро одели
и соломенный парик.
А теперь скажи скорее
кто же это?» 

Дети: Снеговик.

(На каждую отгадку воспитатель прикрепляет на доску картинку).

Воспитатель: Снег, Снегурочка, снеговик, снежинка, - во всех этих словах живёт слово «снег». Какие ещё слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег?

Дети:  Снегопад, снежный, снегоход, снегирь, снежки, снегоуборщик (и другие).

Воспитатель: Снеговик любит холод и песенка  у него такая. Хотите послушать?  (Да.) Тогда слушайте:  «С-с-с».  Чтобы получилась такая песенка надо широко улыбнуться и показать зубки и произнести: «С-с-с-с». А как вы думаете, почему песенка холодная? Если песенка правильная, то на руках вы почувствуете холодный ветерок. Попробуйте.

(Дети подставляют руки и произносят «с-с-с»).

Воспитатель: Ох, как замёрзли наши руки. Давайте теперь погреем их. Предлагаю поиграть в игру «Погреемся». Вставайте все в круг.

(Дети встают вкруг).

Воспитатель: Вспомните, как правильно произносится песенка снеговика: все произносят: «с-с-с».

(Воспитатель говорит и показывает, дети повторяют).

Са-са-са-са – трут ладони

Со-со-со-со – хлопают в ладоши

Су-су-су-су – хлопают сами себя по плечам

Сы-сы-сы-сы – хлопают себя по ногам        

(Упражнение-игра  повторяется 2 раза).

Воспитатель: Вот мы с вами и согрелись. А теперь я хочу проверить какие вы внимательные. Вам надо хлопнуть в ладоши тогда,  когда вы услышите песенку снеговика «с-с-с»: с, м, са, ро, ус, ум, дом, сом, кол, лес, дым, сын, нос, каток,  метель, снег.

(Дети хлопают в ладоши, когда в слове слышат звук [С]).

Воспитатель:Молодцы. Вы справились с очень сложным заданием.

И я хочу предложить вам поиграть ещё в одну игру. Садитесь на места и давайте посмотрим, что же есть ещё в нашей посылке!

(Воспитатель достает коробочку со снежинками).

Воспитатель: Этими снежинками предлагаю украсить нашу картину.

(Дети по одному берут снежинку и прикрепляют на коврограф по заданию воспитателя: на землю, под куст, между девочкой и деревом, на дереве, над санками …)

Воспитатель:Ребята вы настоящие волшебники, наша картина стала ещё красивее. Согласны? Что же её украсило?

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Какие они?

Дети: красивые, резные, голубые, белые, узорные.

Воспитатель: Что же еще есть в волшебной посылке? Снежок. Снежок хочет с нами поиграть. Я предлагаю вспомнить, что вам запомнилось из нашей встречи, ещё вы можете сказать, что вам понравилось. Говорить должен тот, к кому прилетит снежок.

Воспитатель кидает снежок, ребёнок ловит и говорит (можно кидать друг другу по кругу, а можно только воспитатель-ребёнок).

Воспитатель: Дети, давайте вместе посмотрим, что же осталось в посылке? Здесь для вас подарки. Давайте рассмотрим повнимательнее подарки.

Листы-раскраски А-4 на зимнюю тему, шаблоны снегиря, пазлыс картинкой снегиря, снеговика.

Дальнейшая  работа: по окончании образовательной деятельности дети оказались  перед самостоятельным выбором свободной либо игровой, либо творческой деятельности: разукрашивание картинок по теме «Зима, зимние забавы», игра в  пазлы с изображением снеговика, снегиря и снежинок.

Также по дальнейшему плану работы,  в ходе прогулки  с детьми во время наблюдений будет проведена игра «Найди песенку снеговика», зимние игры-забавы  в снежки, постройка крепости и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи:  Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.  Упражнять в делении слова на слоги, в ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Красивой речи"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.Задачи:Об...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...