Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Зима. Зимние заботы».
Подготовила воспитатель:
Иванова Наталья Петровна
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи.
Тема: «Зима. Зимние заботы».
Подгруппа детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Длительность мероприятия 25 минут.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: автоматизация звука [с].
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение рассматривать картину; закреплять и обобщать представления о зиме, зимних забавах;
- Уточнять и активизировать лексический запас по теме (морозно, холодно);
Развивающие:
- Развивать связную речь: учить строить 4-5 сложные предложения с союзами потому что, что, чтобы; отгадывать загадки; образовывать слова от «снег»;
- Закреплять правильное произношение звука (с); упражнять в произнесении звука (с) изолированно, в слоге, разных словах и предложениях;
- Закреплять знание слов, обозначающих пространственные отношения (на, над, под, между).
Воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность.
Предварительная работа:
Предварительная подготовка детей: проводилась словарная работа индивидуально, речевые упражнения с подгруппой, загадывание загадок, индивидуальная работа по составлению рассказов по схеме, картине, наблюдение на прогулке за зимними явлениями, забавами, экспериментирование со снегом «Снег какой?», учились находить однокоренные слова «слова-родственники» к слову снег, работа по выделению звука из слова.
Методы и приемы:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: рассматривание, разговор.
Материалы и оборудование:
Материалы к занятию:музыка, голосовая запись с загадкой, картина на коврографе, коробка-посылка, карточки с загадками, картинки-отгадки, снежинки, снежок, раскраски, пазлы с изображением снегирей, снеговика, снежинок.
Раздаточный материал:снежинки по количеству детей, раскраски и пазлы по количеству детей или больше.
Структура НОД:
- Вводная часть – 3 минуты.
- аудио запись с загадкой про зиму.
- Основная часть – 20 минут.
- рассматривание картины «Зима», создана на коврографе.
- посылка для детей.
- загадки.
- произнесение звука [с] изолированно.
- игра «Погреемся».
- игра «Услышь звук».
- игра «Укрась картинку».
- Заключительная часть – 2 минуты.
Предполагаемый результат: дети более чисто произносят и в ходе дальнейшей работы автоматизируют произношение звука [с], научились слышать данный звук, и также дети закрепили обобщённое понятие о зиме.
Ход образовательной деятельности.
Дети играют, занимаются своими делами.
Звучит музыка, на её фоне раздаётся аудиозапись с голосом - русской народной загадки.
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила… (зима)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас происходят какие-то чудеса, какая-то волшебная музыка звучит, а про что она говорит, про какое время года?
Дети: про зиму.
Воспитатель: правильно, про зиму.
(Воспитатель подходит к задрапированной картине) - Хотите узнать, что там спряталось?
- Давайте уберём игрушки и посмотрим, что за чудо там спряталось!
(Дети убирают игрушки).
Воспитатель:Присаживайтесь на стулья.
(Дети подходят, садятся к воспитателю, воспитатель снимает покрытие, смотрят на картину, Рассматривание картины «Зима», созданной на коврографе).
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года на этой картине, (Зима), а как вы догадались? Что бывает зимой? (Много снега, холодно).
Воспитатель: Правильно,на улице зима, много снега, морозно, а девочке совсем не холодно. Как вы думаете, почему? (Она тепло одета) Правильно, потому что она одета в тёплое пальто, теплую шапку, на руках у нее варежки. Воспитатель: Зима – красивое время года, не правда ли? Зимушка-зима расстелила на земле снег. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный). Зачем зима расстелила снег? (Чтобы земле было теплее, не замерзли корни деревьев, кустов).
Воспитатель:А ещё, зима – весёлое время года. Зимой на улице можно… помогайте мне!
Дети: Кататься на санках, бегать на лыжах, коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить крепость.
После совместной беседы Воспитатель предлагает 1-2 детям рассказать о зиме, зимних забавах с опорой на картину.
Воспитатель:Ребята, кто хочет рассказать про зиму?
(Рассказ ребенка: «Зимой холодно, выпало много снега. Он белый и пушистый. Снег укрывает всю землю, что бы корням деревьев и кустов было тепло. Взрослые и дети одевают теплую одежду: шубы, шапки, варежки и перчатки. На улице зимой весело: дети катаются с горы на санках, лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на коньках, играют в хоккей».)
(Раздаётся стукв дверь.«Приходит» посылка для детей с заданиями: в посылке загадки, снежинки для детей).
Воспитатель: Ребята к нам кто то стучится в дверь, сейчас я пойду посмотрю… Для нас «пришла» посылка, какая она загадочная… посмотрю что же там? Какие загадки она прячет? Предлагаю вместе их отгадать…
(Воспитатель загадывает загадки).
1)«Скатерть бела, весь мир одела
Дети: Снег.
2) «С Дед Морозом рядом ходит,
девица- красавица и ребятам нашим очень,
девица та нравится.
Как, зовут ее, скажите, что танцует и поет,
И подарки вместе с дедом та девица раздает!»
Дети: Снегурочка.
3) «Что за звездочка такая,
На пальто и на платке -
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь - вода в руке?»
Дети:Снежинка.
4)«Из снега сделали клубки.
Вместо носика морковка,
вместо глазок угольки.
На голову ведро одели
и соломенный парик.
А теперь скажи скорее
кто же это?»
Дети: Снеговик.
(На каждую отгадку воспитатель прикрепляет на доску картинку).
Воспитатель: Снег, Снегурочка, снеговик, снежинка, - во всех этих словах живёт слово «снег». Какие ещё слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег?
Дети: Снегопад, снежный, снегоход, снегирь, снежки, снегоуборщик (и другие).
Воспитатель: Снеговик любит холод и песенка у него такая. Хотите послушать? (Да.) Тогда слушайте: «С-с-с». Чтобы получилась такая песенка надо широко улыбнуться и показать зубки и произнести: «С-с-с-с». А как вы думаете, почему песенка холодная? Если песенка правильная, то на руках вы почувствуете холодный ветерок. Попробуйте.
(Дети подставляют руки и произносят «с-с-с»).
Воспитатель: Ох, как замёрзли наши руки. Давайте теперь погреем их. Предлагаю поиграть в игру «Погреемся». Вставайте все в круг.
(Дети встают вкруг).
Воспитатель: Вспомните, как правильно произносится песенка снеговика: все произносят: «с-с-с».
(Воспитатель говорит и показывает, дети повторяют).
Са-са-са-са – трут ладони
Со-со-со-со – хлопают в ладоши
Су-су-су-су – хлопают сами себя по плечам
Сы-сы-сы-сы – хлопают себя по ногам
(Упражнение-игра повторяется 2 раза).
Воспитатель: Вот мы с вами и согрелись. А теперь я хочу проверить какие вы внимательные. Вам надо хлопнуть в ладоши тогда, когда вы услышите песенку снеговика «с-с-с»: с, м, са, ро, ус, ум, дом, сом, кол, лес, дым, сын, нос, каток, метель, снег.
(Дети хлопают в ладоши, когда в слове слышат звук [С]).
Воспитатель:Молодцы. Вы справились с очень сложным заданием.
И я хочу предложить вам поиграть ещё в одну игру. Садитесь на места и давайте посмотрим, что же есть ещё в нашей посылке!
(Воспитатель достает коробочку со снежинками).
Воспитатель: Этими снежинками предлагаю украсить нашу картину.
(Дети по одному берут снежинку и прикрепляют на коврограф по заданию воспитателя: на землю, под куст, между девочкой и деревом, на дереве, над санками …)
Воспитатель:Ребята вы настоящие волшебники, наша картина стала ещё красивее. Согласны? Что же её украсило?
Дети: Снежинки.
Воспитатель: Какие они?
Дети: красивые, резные, голубые, белые, узорные.
Воспитатель: Что же еще есть в волшебной посылке? Снежок. Снежок хочет с нами поиграть. Я предлагаю вспомнить, что вам запомнилось из нашей встречи, ещё вы можете сказать, что вам понравилось. Говорить должен тот, к кому прилетит снежок.
Воспитатель кидает снежок, ребёнок ловит и говорит (можно кидать друг другу по кругу, а можно только воспитатель-ребёнок).
Воспитатель: Дети, давайте вместе посмотрим, что же осталось в посылке? Здесь для вас подарки. Давайте рассмотрим повнимательнее подарки.
Листы-раскраски А-4 на зимнюю тему, шаблоны снегиря, пазлыс картинкой снегиря, снеговика.
Дальнейшая работа: по окончании образовательной деятельности дети оказались перед самостоятельным выбором свободной либо игровой, либо творческой деятельности: разукрашивание картинок по теме «Зима, зимние забавы», игра в пазлы с изображением снеговика, снегиря и снежинок.
Также по дальнейшему плану работы, в ходе прогулки с детьми во время наблюдений будет проведена игра «Найди песенку снеговика», зимние игры-забавы в снежки, постройка крепости и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи: Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Красивой речи"
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.Задачи:Об...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...
