Знакомство с русским календарно-обрядовым праздником «Кузьминки» в подготовительной группе, с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Матросова Наталья Петровна

Приобщение детей к истории и традициям русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzminki_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русским календарно-обрядовым праздником «Кузьминки» в подготовительной группе, с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.

Цель: Приобщение детей к истории и традициям русского народа.

Задачи: Рассказать о старинном обрядовом празднике «Кузьминки»

-Познакомить с традициями, связанными с праздником «Кузьминки».

- Развивать творческие способности, умение мыслить логически, навыки общения, мелкую моторику рук.

-Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.

Материал: «Чудо -соты», «Чудо крестики -1», на каждого ребенка. Кукла неразлучники Кузьма и Демьян. Картинки предметов сделанные кузнецами, Разноцветные веревочки, народные музыкальные инструменты.

Дети заходят хороводом.

Воспитатель 1: Здравствуйте, гости дорогие да желанные! Проходите, места всем хватит, присаживайтесь. Тепло ли вам, уютно? А за окном гуляет холодный ветер, потому что уже поздняя осень.

Давайте вспомним все осенние месяцы и осенние праздники.

Какие осенние месяцы вы знаете?(ответы детей)

А какие осенние праздники вы можете назвать?(ответы детей)

Осень – это пора русских народных праздников. И мы сегодня хотим вам рассказать про русский народный праздник «Кузьминки», который празднуется 14 ноября.

Воспитатель 2: Праздник «Кузьминки» - проводы осени и встреча зимы. Есть специальная кукла на праздник «Кузьминки». Она называется -Кузьма и Демьян или «Неразлучники».

Этой куклой не играли, а располагали над рабочим местом и оставляли на весь год до следующего праздника.

-А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник? 

- Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За добрые дела Кузьму и Демьяна стали считать покровителями всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник - «Кузьминки». 

Воспитатель 1: В старину наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки в это время отмечали окончание работ в поле и огороде, и приступали к делам домашним. Долгими осенними вечерами они собирались, водили хороводы, разговаривали и шутили, мастерили игрушки из ткани из дерева, из бересты. Называли эти вечера – посиделками.

Есть специальная кукла на праздник «Кузьминки». Она называется Кузьма и Демьян или «Неразлучники». Этой куклой не играли, а располагали над рабочим местом и оставляли на весь год до следующего праздника. (показ куклы неразлучников) Прикрепляем куклы к коврографу.

-Предлагаю вам сегодня смастерить Кузьму и Демьяна (неразлучников)

-Работу будем выполнять парами, проходите за столы, посмотрите перед вами Чудо крестики 1 – и схемы.

- Выберите те схемы которые по вашему мнению подходят для неразлучников.

- Как вы думаете из каких деталей можно выложить неразлучников? Посмотрите на детали и выберите те, которые вам понадобятся. (дети выбирают детали)

- Вам нужно выложить Кузьму и Демьяна, так чтобы их руки были соединены

- Располагайте своих неразлучников на верху стола

(Дети выполняют задание, если возникают затруднения у детей, воспитатель помогает словесно)

- Молодцы вы справились с заданием.

- Давайте вернемся на свои места

Воспитатель 2: -Ребята, чем занимались кузнецы? А что ковали кузнецы? (Ответы детей). Правильно ковали: подковы, гвозди, опоры, косы, мечи.

-Какие инструменты использовали в своей работе кузнецы?

Попробуйте отгадать (работа на коврографе)

- Предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки вы должны найти на коврографе и прикрепить разноцветными веревочками к нашими кузнецам.

 (загадываем загадки  и дети находят отгадки на картинках и соединяют разноцветными веревочками с отгадкой)

-Сам худ, голова с пуд, на работу вышел каждый услышал. (молоток).

-Бьют Ермолку по затылку, он не плачет только носик прячет. (гвоздь).

-Всех на свете обшивает, что сошьет и надевает. (игла).

-Два кольца два конца, по середине гвоздик. (ножницы).

-Кланяется, кланяется, придет домой растянется. (топор).

-Принялась она за дело: завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила).

- Молодцы вы правильно отгадали все загадки и нашли на них отгадки.

Муз.Руководитель: -Кузьма и Демьян были покровителями не только кузнечного дела, но и женского рукоделия.

 -Давайте и мы свами побудем рукодельницами

Предлагаю вам поиграть в игру «Узоры»

Выкладывание узора на миниларчиках из разноцветных кружочков по слуху (громкий звук – большой кружочек, тихий звук – маленький кружочек).

Воспитатель 1: Молодцы ребята, справились с заданием.

В народе Кузьма и Демьян считались и хранителями кур, отчего и называли этот день «куриным праздником», или «куриными именинами», хозяйки готовили всевозможные блюда из курицы и шли в церковь. Дарили петушков и курочек, подаренные курочки и петушки в семье жили долго.

(Работа за столами.)

- А мы сейчас с вами выложим из «Чудо сот» петушка

- Посмотрите из каких фигур можно выложить петушка? (дети выкладывают из чудо сот петуха).

Воспитатель 1: Молодцы, какие замечательные петушки у вас получились.

Муз.рук: Кузьма с Демьяном большие работники, кузнецы и плотники. Посмотрите, какие инструменты музыкальные смастерили: вот ложки хохломские, бубны, трещотки озорные. Налетай, народ, музыка давно всех ждет!

Воспитатель 2: Ребята, сегодня мы узнали много интересного и необычного из жизни наших предков, надеюсь вы поделитесь своими впечатлениями с родителями, друзьями, а мы хотим вас угостить леденцами – петушками их во все времена любят и дети, и взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через игровую деятельность с использованием игр Воскобовича.Задачи:1. Развить познавательные психологические процессы: внимания, память,...

Конспект НОД в младшей группе с использованием развивающей среды В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие по фиолетовому лесу. Разучивание русской народной заклички «Солнышко-вёдрышко».

Конспект НОД в младшей группе с использованием развивающей среды В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие по фиолетовому лесу. Разучивание русской народной заклички «Солнышко-вёдрышко»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича на тему: «Космос».

Задачи:Развивать у детей психические процессы: память, внимание, воображение по средствам развивающих игр и пособий В.В.Воскобовича;Развивать у детей навыки сотрудничества, умение работать в пар...

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича «Путешествие на Северный полюс».

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича «Путешествие на Северный полюс».Задачи:- познакомить детей с глобусом, с особенностями природных яв...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием развивающей технологии В.В. Воскобовича "Пых в Фиолетовом лесу".

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием развивающей технологии В.В. Воскобовича "Пых в Фиолетовом лесу"....

Конспект НОД в младшей группе с использованием развивающей среды В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие по фиолетовому лесу. Разучивание русской народной заклички «Солнышко-вёдрышко». план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Конспект НОД в младшей группе с использованием развивающей среды В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие по фиолетовому лесу. Разучивание русской народной заклички «Солнышко-вёдрышко»...