Консультация для родителей "Метод сказкотерапии для развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи

Обухова Татьяна Николаевна

Здравствуйте, уважаемые родители, ни для кого не секрет, что за последние несколько лет речь детей стала хуже, как в плане произношения, так и в отношении выражения собственных мыслей. Многие это заметили, сравнивая своих младших и старших детей.

Одной из главных причин, конечно же, становится компьютеризация и цифровизация нашей жизни, которая вытесняет в первую очередь речь диалогическую. Дети смотрят мультфильмы, различные видео, которые не предполагают вопросов, ответов, обсуждения.

Но, тем не менее, каждый из нас хочет видеть своего ребенка успешным и востребованным обществом, а для этого ему надо четко и ясно говорить и выражать свои мысли.

По моему мнению, одним из способов развития речи ребенка является метод сказкотерапии. Вообще, он представляет собой психотерапевтическое направление,  и наиболее активно используется в работе с дошкольниками, т.к. сказка для ребенка представляет особую реальность. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

 

Как же сказкотерапия помогает работать c речью ребенка?

  • Чтение и запоминание. Читать сказку ребенку нужно лично (вы или родственники, а не умная колонка). Почему? У детей часто возникают вопросы по значению слов (Например, как это бабка «По сусекам помела»? Вот тут-то на помощь зовите интернет: Сусек - место в амбаре для хранения зерна, отгороженное досками), по последовательности повествования и т.д. Порой, отвечая на вопросы детей, мы открываем для себя много нового, возможно, то, чего мы не знали и не замечали сами.

Когда полученная информация понятна, то и запоминается она лучше.

  • Обогащение словарного запаса идет не только через ознакомление с новыми словами, но и с различными устойчивыми выражениями, сказочными зачинами (жили-были, долго ли коротко ли), которые характерны именно для сказочной речи и помогут ребенку отличать сказку от рассказа.
  • Пересказ (развитие монологической речи). Когда сказка уже знакома ребенку, вы можете попросить его рассказать содержание (Например, «Сегодня твоя очередь рассказывать мне сказку. Какую ты хотел бы рассказать?» или «Давай уложим мишку спать и расскажем ему сказку»). Пересказ близкий к тесту помогает ребенку искать синонимы, благоприятно влияет на произношение (артикуляцию) слов. Также умение пересказывать поможет ребенку в школе получать хорошие оценки по устным предметам.
  • Развитие диалогической речи. Ведь сказку можно рассказывать вдвоем или привлечь всех членов семьи и раздать им роли.

Также к диалогу побуждает обсуждение сказки. Например, можно спросить ребенка, какой персонаж ему понравился? Почему? Какие качества персонажа тебя привлекают?

Чтобы ответить на вопрос, ребенок подбирает слова и выражения, чтобы яснее выразить свою мысль.

Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять своего ребенка. Также вы можете высказаться о своих впечатлениях по прочитанному.

  • Развитие воображения и фантазии. Предложите ребенку придумать другую концовку сказки, например, «Колобка» или «Курочки Рябы».

Можно использовать ТРИЗ «Что будет, если…» Попробуйте порассуждать на тему, например, «что было бы, если баба испекла два колобка» или «волк не проглотил козлят, а унес к себе в логово в мешке».

Попробовав эти приемы, вы удивитесь, насколько безгранична детская фантазия.

  • Драматизация. Игру-драматизацию можно затеять дома, используя подручные предметы-заместители (яйцо – тенистый мяч, ружье – ракетка и т.д) и разлиную домашнюю одежду. Перевоплощаясь в образ, ребенок забывает о дефектах речи (особенно, если он стесняется говорить), страхе публичного выступления, потому что он уже не Коля, он серый волк, который в лесу ждет Красную Шапочку.

Таким образом, сказкотерапия помогает не только развивать речь, воображение, учит размышлять и перевоплощаться, а ,главное, делает жизнь ребенка интересной и счастливой!

Успехов вам и вашим детям!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сказкотерапии для развития речи дошкольников

Здравствуйте, уважаемые родители, ни для кого не секрет, что за последние несколько лет речь детей стала хуже, как в плане произношения, так и в отношении выражения собственных мыслей. Многие это заметили, сравнивая своих младших и старших детей.

Одной из главных причин, конечно же, становится компьютеризация и цифровизация нашей жизни, которая вытесняет в первую очередь речь диалогическую. Дети смотрят мультфильмы, различные видео, которые не предполагают вопросов, ответов, обсуждения.

Но, тем не менее, каждый из нас хочет видеть своего ребенка успешным и востребованным обществом, а для этого ему надо четко и ясно говорить и выражать свои мысли.

По моему мнению, одним из способов развития речи ребенка является метод сказкотерапии. Вообще, он представляет собой психотерапевтическое направление,  и наиболее активно используется в работе с дошкольниками, т.к. сказка для ребенка представляет особую реальность. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Как же сказкотерапия помогает работать c речью ребенка?

  • Чтение и запоминание. Читать сказку ребенку нужно лично (вы или родственники, а не умная колонка). Почему? У детей часто возникают вопросы по значению слов (Например, как это бабка «По сусекам помела»? Вот тут-то на помощь зовите интернет: Сусек - место в амбаре для хранения зерна, отгороженное досками), по последовательности повествования и т.д. Порой, отвечая на вопросы детей, мы открываем для себя много нового, возможно, то, чего мы не знали и не замечали сами.

Когда полученная информация понятна, то и запоминается она лучше.

  • Обогащение словарного запаса идет не только через ознакомление с новыми словами, но и с различными устойчивыми выражениями, сказочными зачинами (жили-были, долго ли коротко ли), которые характерны именно для сказочной речи и помогут ребенку отличать сказку от рассказа.
  • Пересказ (развитие монологической речи). Когда сказка уже знакома ребенку, вы можете попросить его рассказать содержание (Например, «Сегодня твоя очередь рассказывать мне сказку. Какую ты хотел бы рассказать?» или «Давай уложим мишку спать и расскажем ему сказку»). Пересказ близкий к тесту помогает ребенку искать синонимы, благоприятно влияет на произношение (артикуляцию) слов. Также умение пересказывать поможет ребенку в школе получать хорошие оценки по устным предметам.
  • Развитие диалогической речи. Ведь сказку можно рассказывать вдвоем или привлечь всех членов семьи и раздать им роли.

Также к диалогу побуждает обсуждение сказки. Например, можно спросить ребенка, какой персонаж ему понравился? Почему? Какие качества персонажа тебя привлекают?

Чтобы ответить на вопрос, ребенок подбирает слова и выражения, чтобы яснее выразить свою мысль.

Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять своего ребенка. Также вы можете высказаться о своих впечатлениях по прочитанному.

  • Развитие воображения и фантазии. Предложите ребенку придумать другую концовку сказки, например, «Колобка» или «Курочки Рябы».

Можно использовать ТРИЗ «Что будет, если…» Попробуйте порассуждать на тему, например, «что было бы, если баба испекла два колобка» или «волк не проглотил козлят, а унес к себе в логово в мешке».

Попробовав эти приемы, вы удивитесь, насколько безгранична детская фантазия.

  • Драматизация. Игру-драматизацию можно затеять дома, используя подручные предметы-заместители (яйцо – тенистый мяч, ружье – ракетка и т.д) и разлиную домашнюю одежду. Перевоплощаясь в образ, ребенок забывает о дефектах речи (особенно, если он стесняется говорить), страхе публичного выступления, потому что он уже не Коля, он серый волк, который в лесу ждет Красную Шапочку.

Таким образом, сказкотерапия помогает не только развивать речь, воображение, учит размышлять и перевоплощаться, а ,главное, делает жизнь ребенка интересной и счастливой!

Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по плану самообразования на тему "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"

Отчет по плану самообразования на тему "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...

План самообразования "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"

План самообразования "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...

Влияние сказкотерапии на развитие речи дошкольников

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...

Влияние сказкотерапии на развитие речи дошкольников

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия для развития речи дошкольников"

laquo;Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Цель: содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку....