Консультация для педагогов "Сказкотерапия для развития речи дошкольников"
консультация по психологии

Тимонина Юлия Евгеньевна

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

План консультации:

  1. Сказкотерапия – понятие, цель, задачи, виды и т.д.

I. Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит создание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост ребенка, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Сказкотерапия - один из приёмов арт-терапии, с помощью которого осуществляется психологическое воздействие на личность, коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и в реальности.

Цель сказкотерапии - искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.

 Задачи сказкотерапии:

  • Развивать речь детей;
  • Выявить и поддержать творческие способности;
  • Снизить уровень тревожности и агрессивности;
  • Развивать способности к естественной коммуникации;
  • Формировать умение преодолевать трудности и страхи;
  • Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

Современный научный метод «Сказкотерапия» достаточно молодой. Как отдельное направление психотерапии он зародился более 20 лет назад в Санкт-Петербурге, где в 1998 году открылся Институт сказкотерапии (сейчас его правопреемником стал Международный Институт Комплексной Сказкотерапии). Автором метода считается Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Идея создания возникла в поиске более мягкого и деликатного метода психологической помощи как для детей, так и для взрослых. Так появилась мысль «упаковывать» обычные психологические техники в сказочную оболочку.

Сказкотерапия подразумевает использование не только уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определённую долю вымысла. В настоящее время характер речевых патологий имеет комбинированную форму, нарушается:

1. Речь.

2. Высшие психические функции

3. Ориентация в пространстве

4. Эмоционально-волевая сфера

5. Творческая активность

6. Поведение

Сказкотерапия выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
  • при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект.

ВИДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (классификация Зинкевич-Евстигнеевой)

  •  Художественные сказки (народные и авторские) - эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др.
  •  Дидактические сказки – эти сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера.
  •  Диагностические сказки - они позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. 
  •  Психо-коррекционные сказки – они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. 
  •  Медитативные сказки - активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения.
  •  Психодиагностические сказки – это метод психологической диагностики, при котором детям предлагают незаконченную сказку, которую нужно завершить. В процессе ребёнок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции.

При подборе материала для работы с детьми, необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы. Сначала сказки детям можно просто читать и просить их делать простые умозаключения, на следующем этапе, можно озвучивать начало сказки, ставить перед детьми какую-либо проблему  и просить их додумать окончание данной сказки, конечно же, нужно следить, чтоб итог сказки был обязательно положительным. В подготовительной к школе группе можно составить коллективную сказку, где педагогу отводится роль наблюдателя, но в то же время педагог должен как бы невзначай направлять сюжет в «нужное русло».

План построения сказки: 

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка в отдельности или группы в целом.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

В педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоций. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников. Чтение и обсуждение сказок может стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"

Помощь родителям в развитии речи у детей...

Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."

1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....

Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой"

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров....

консультация для родителей по развитию речи дошкольников

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию предпосылок к развитию монологической речи.здесь вы найдёте ответы на то, как воспитывать интерес у детей к чтению художественной ли...

Консультация "Роль родителей в развитии речи дошкольников"

Консультация знакомит родителей с несложными ировыми упражнениями, направленными на развитие речи детей. Эти упражнения не требуют особой подготовки и могут использоваться  по дороге из детского ...

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников

Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...