Картотека игр по развитию мелкой моторики
картотека по развитию речи

Клешнина Наталья Дмитриевна

Комплекс упражнений помогает улучшить координацию движений, точность работы пальцев и кисти, а также развивает когнитивные способности, связанные с мелкой моторикой.

Картотеку могут использовать воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, родители и дефектологи как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, а также дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели: стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

•        развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

•        развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

•        подготовка кисти руки малышей к письму;

•        развитие сенсомоторной координации рук;

•        влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);

•        формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

•        развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

•        развитие внимания, восприятия, мышления;

развитие творческих способностей детей

        Игры с цветными крышками

1.Дидактическая игра «Разноцветные квадратики»

Цель игры: развитие сенсорного восприятия.

Дидактические задачи: Совершенствовать навыки порядкового счета; Формировать навык совместного выполнения задания; Развивать зрительное восприятие и внимание; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать дружеские взаимоотношение сверстников.

Активизация словаря: ступеньки, крышка, закрутить, открутить, синий, красный, желтый, зеленый, черный, белый.

Дидактический материал: панно с прикрепленными винтами для крышек разных цветов.

Описание игры.

Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук. Работу проводим индивидуально. Перед ребенком панно, на котором в виде квадратиков прикреплены винты с крышками разных цветов. В конце игры можно посчитать крышки. Ответить каких крышек больше, а каких меньше.

2.Игровое пособие из бросового материала «Сухой бассейн».

Цели: сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

  • Совершенствовать закаливающие умения и навыки.
  • Закреплять сенсорно – моторные умения.
  • Отрабатывать навыки счёта в прямом и обратном порядке.

Материал: пластиковые пробки разного размера и цвета.

Способы использования:

1 способ. Массаж рук. Дети отпускают руки в ёмкость с пробками и выполняют различные движения. Например: перебирают пробки пальцами, сжимают в кулаках несколько пробок.

2 способ.  Сенсорика. Здесь можно предложить множество вариантов использования пособия. Всё будет зависеть от фантазии педагога. Например: детям раздают листы картона различного цвета и предлагают выбрать и разложить на нём пробки, соответствующего цвета.        

3.Дидактическая игра «Собери бусы» (использование крышечек)

Цель: развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям детей «нанизывать бусы» в определенной последовательности (желтый, желтый. красный), располагать крышки в заданном ритме, имитируя нитку бус. Развивать мелкую моторику рук.

Правила игры:

На карточках изображены бусы, детям дается образец.

Описание игры:

Дети по образцу заполняют пустые кружочки.

Игры с карандашом

Оборудование: гранёные карандаши

Цель : развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальчиков.

Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. Задания:

1.Удержать карандаш каждым согнутым пальцем.

2Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

        Дидактическая игра «Веселые карандаши»

Цель: развивать способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами, сочетая с проговариванием коротких стихотворных рифмовок:

Девочки и мальчики,

разминаем пальчики.

Карандашиком потрём

и ладошки разомнём!

Карандаш в руке катаю,

между пальчиков верчу!

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу!

Правила проведения упражнений с карандашами

Вначале движения делают медленно.

С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей.

Для достижения желаемого результата необходимо регулярное выполнение упражнений. Заканчивать упражнения необходимо поглаживанием кистей рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук).

«Стряхните» воображаемую воду с пальцев.

Вначале движения делают медленно.        Упражнения с карандашом:

«Вертушка»

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

«Поставь точку»

Ребенок держит карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку. Ребенок ставит точку и скользит пальцами вниз к грифелю. И так несколько раз.

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими игрушками)

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: развивать зрительное внимание, способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

        Игры с шариками

Дидактическая игра «Разноцветные шарики»

Оборудование: разнообразные шарики

Цель: выполнить задания

1.Попасть шариком в цель (в игрушку).

2.Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

3.Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони

Игры с бусинками и бусами

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

Оборудование: бусинки, ниточки

Цель: выполнить задания:

1.        «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2.        Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3.        Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Брать пинцетом 2бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

        Упражнение с нитками бус

Оборудование: бусы разной фактуры, листы фетра.

Цель: перебирая в руках длинные нитки бус, выкладывать на мягком фетре различные фигуры из бус, развивать воображение детей.

Игры с пуговицами

Дидактическая игра "Выложи узор"

Цель: развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус, учить доводить начатое дело до конца, воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.

1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его на фоновой бумаге, фетре.

2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.        Игры со шнурками

Упражнения со шнурками

1.        Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

•        перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

•        «прошагать» по лесенке из шнурка;

2.        «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3.        Различные шнуровки.

Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Дидактическая игра «Веселая шнуровка» 

Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.

Задачи:

Обучающие: повышать уровень развития ребёнка; усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять знания о цветовой гамме.

Развивающие: развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь); развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

Воспитывающие: воспитывать усидчивость, самостоятельность. воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.

Описание:

Ведущий предлагает детям «пришить» к одежде недостающие детали (платье, рубашка, брюки и т. д.).

Варианты игры:

1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;

2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.

Методические указания к игре:

 Эта игра является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева».  Используя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме.        

Игры со счётными палочками

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

Упражнения:

1.        Выкладывание геометрических фигур.

2.        Составление узоров.

3.        Выкладывание предметов.

Дидактическая игра «Волшебные палочки»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Задачи:

Образовательные: создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт (один- много).

Развивающие: развивать сенсорные способности; фантазию, воображение; развивать конструктивные навыки, координацию движений;

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности; воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.

Материал:

счётные палочки разного цвета, карточки с изображением знакомых предметов.

Варианты игры:

1. Расскажи, что изображено на картинке, какого цвета палочки составляют предмет (картинку).

2. Придумывание историй по картинкам.        Игры по развитию тактильной памяти

Игра «Потрогаем»

Цель: способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью: мех, наждачная бумага, байка (фланель), капли воска, верёвка зигзагами, целые палочки, поломанные палочки, бархат, вельвет, фольга, целлофан

Игры с прищепками

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель: развитие мелкой моторики, чувства ритма, конструктивного мышления детей, формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений)        

Игры с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Цель: развитие мелкой моторики, пространственных отношений, воображения детей.

Задания:

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета.

Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец.

Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Игры с природным материалом (фасоль, горох и другое)

1.«Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

2. «Сухой бассейн». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и предложить малышам искать мелкие игрушки в ёмкости.

3 «Кто больше соберет фасоли?» собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

4 «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие мелкой моторики

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с бумагой"

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук....