МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПОСМОТРИ И РАССКАЖИ»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Методическая разработка предназначена для педагогов и детей младшего и среднего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 683.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 28
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ПОСМОТРИ И РАССКАЖИ»
Воспитатель: Киселева Н.В.
С. Красносельское, 2025
Методическое пособие по развитию речи для младших дошкольников «Посмотри и расскажи»
Представляет собой объемную коробку, которая закрывается крышкой. На одной из стен коробки сделана замочная скважина. Внутри коробки установлен фонарик, который светит на предмет, расположенный в ней. Предметы могут быть разные от игрушек до иллюстраций (в зависимости от поставленной цели занятия).
Данное пособие можно использовать как организационный момент, как часть непрерывно-образовательной деятельности, использовать в игровой, в исследовательской деятельности, как для закрепления и повторения материала.
Используя пособие, «Посмотри и расскажи», ребёнок учится использовать разнообразную лексику, правильно структурировать предложения и описывать детали. Это развивает речь и улучшает способность выражать свои мысли. Когда ребенок смотрит в замочную скважину он должен внимательно всё рассмотреть и запомнить, а главное потом рассказать другим. Когда ребёнок рассказывает и отвечает на вопросы воспитателя, он учится вести разговор, слушать других, выражать свои мысли и эмоции.
Цель:
Развивать связную и грамматически правильную речь детей
Задачи:
- Учить детей составлять правильно небольшие предложения, чётко проговаривать слова, отвечать на вопросы полными ответами;
- Развивать познавательный интерес детей;
- Развивать мышление, память, внимание;
- Воспитывать интерес к окружающему миру, воспитывать умение слушать других, выражать свои мысли и эмоции.
На непрерывной образовательной деятельности по развитию речи использую подобранные по теме недели сюжетные картинки (иллюстрации), где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Картинки простые, одно плановые, яркие, эмоциональные. Когда ребенок внимательно посмотрит, задаю ему вопросы для выяснения общего смысла картинки.
1.Что вы видите на картине? (Например, на картине дети) Что делают дети? (Играют с матрешками)
2. Вопросы о главном персонаже, с которого рассматривается картина. Например, а как играет мальчик? (Мальчик играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить).
3. Вопросы, поискового характера: откуда, зачем, почему. Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.
4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому. (Итак, мы рассмотрели – как мальчик играет, а как девочка играет.)
5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей группе такой тип вопросов формулируют очень просто. (Как вы думаете, что говорит мальчик? Что говорит девочка).
6. С детьми можно придумать имена и клички героям, что способствует развитию воображения.
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами.
Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Затем, когда дети уже рассмотрели, можно уже перейти к более подробному рассматриванию и рассказыванию рассказа по картинке.
Пособие «Посмотри и расскажи» можно использовать при отгадывании загадок. Загадывается загадка, дети говорят свои предположения. Потом по очереди смотрят ответ, но при этом другим его не говорят. После того, как все посмотрели, дети хором говорят отгадку. Дети учатся отвечать на вопросы, взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, пособие «Посмотри и расскажи» учит детей рассматривать иллюстрации и предметы, посредством чего дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать ответы сверстников и педагога. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие детей младшего дошкольного возраста"
На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собственног...
Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Наглядно-дидактическое пособие с использованием фланелеграфа для развития речи младших дошкольников «Расскажу вам без труда - это осень, вот весна, это лето и зима»
Данное пособие способствует формированию у детей элементарных представлений о времени года, сезонных изменениях, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Его можно использовать в непосред...

Конспект НОД для детей первой младшей группы с использованием технологии предметно-развивающей среды по художественному творчеству и развитию речи по теме: «Сказку Бобику расскажем, колобка ему покажем»
Приобщение детей к устному народному творчеству с помощью макетирования....

Конспект ООД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Расскажем Тузику о зиме».
Предлагаю вашему вниманию конспект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста по лексической теме "Зима". К конспекту прилагается комплект мнемодорожек для составления расска...

НОД по речевому развитию во 2 младшей группе. Тема: "Мы расскажем вместе сказку".
Цель: активизировать речь детей в игре- драматизации, используя слова и выражения из сказки. Задачи:- Упражняться в четком произношении звуков А, О, У, И.- Учить строить ролевой диалог, умет...

Методическая разработка. «Развитие детей младшего дошкольного возраста (двух-трех лет)»
На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собст...







