Технологическая карта 2023г.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Обучение детей творчечкому рассказыванию с использованием технологии " Карты Проппа".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 «Звездочка» г. Енисейска Красноярского края
Тема: Обучение детей творческому рассказыванию с использованием технологии «Карты Проппа»
Воспитатель старшей группы:
Колесникова Светлана Николаевна,
Енисейск, 2023 г.
Цель: обогащение опыта и совершенствование умений детей в построении сказок с учетом их творческих речевых замыслов с опорой на карты Проппа в ходе совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. упражнять в отражении типичных особенностей жанра сказки с учетом логики ее повествования (экспозиция, завязка, развитие событий и кульминация, развязка);
2. поощрять у детей стремление к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Развивающие:
1. создать условия для стимулирования речевого творчества с опорой на схемы-модели и картинки-стимулы;
2. поддерживать интерес к совместному сочинению сказки.
Воспитывающие:
- воспитывать желание быть внимательными друг к другу в процессе общего дела, как командного, так и группового в целом;
- побуждать к выражению своего отношения к результату деятельности.
Предполагаемые результаты:
Дети способны придумывать и рассказывать в логике повествования новые сказочные сюжеты с опорой на схемы-модели и картинки-стимулы, договориться в команде по поводу совместной деятельности,
Цель детской деятельности (предполагаемая)
придумывание сказок для пополнения «пустой» книги.
Задачи детской деятельности (предполагаемые):
- Вместе придумать про кого будет сказка.
- Придумать интересную сказку.
- Рассказать другим свою сказку.
- Разместить свою сказку в книге.
Результат для ребенка: мы придумали, мы рассказали, нарисовали и пополнили книгу, чтобы она не была пустая.
Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды детской деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Психологический настрой | Создать атмосферу доброжелательности, Настроить детей на дальнейшую совместную деятельность. | Игра «Узнай меня» (карточки с элементами внешнего образа сказочных героев) | Создает атмосферу доброжелательности, играет с детьми, настраивает детей на предстоящую деятельность. | Дети эмоционально включаются в предложенную игру. | Создана благоприятная атмосфера на дельнейшее совместное взаимодействие. |
Вводно-организационный Мотивационно-побудительный Актуализация | Организовать внимание и интерес детей для дальнейшей деятельности. Мотивировать детей на придумывание новых сказок. Актуализировать представления детей о сказках. | Беседа, вопросы выясняющего характера. Сюрпризные моменты: появление книги с чистыми страницами, схемы-модели на обуви. Игровой прием: побудить детей принять на себя роль сказочников. Социо-игровой прием: объединение в команды. | Организует внимание детей на значимые моменты для дальнейшей деятельности. Побуждает детей к совместной деятельности в командах по созданию новых сказок для книги. | Активно включаются в совместную деятельность, проявляют инициативу в решении проблемы, принимают поставленные задачи, объединяются в команды. | Дети мотивированы и настроены на предстоящую совместную деятельность, готовы к самостоятельному решению проблемной ситуации. |
Практическая работа (творческая речевая деятельность) | Поддерживать содержательное взаимодействие детей в рамках командной работы. Побуждать и поддерживать самостоятельный выбор сказочных персонажей с учетом совместного замысла команды детей. Напоминать логику построения сказки с акцентом на алгоритм расположения карт Проппа для последовательности дальнейшего рассказа. | Вопросы выясняющего и уточняющего характера. Дидактическое пособие «книжка», карты Проппа, картинки-стимулы. Выполнение творческой речевой деятельности (сочинение сказок). | Предлагает объединиться в команды, поддерживая совместную работу в командах с опорой на правила, перенаправляя обращение за помощью к сверстникам. Организует презентацию результатов творческой речевой деятельности команд. Акцентирует внимание детей на успешный творческий речевой опыт друг друга. Занимает позицию партнера, внимательного наблюдателя, заинтересованного слушателя, помощника. | Объединяются в команды с опорой на наглядность. Определяются с героями и сюжетной линией для реализации своих творческих речевых замыслов, обсуждая это в команде. Договариваются друг с другом в силу своих возможностей и навыков совместной командной работы. Помогают друг другу при необходимости. Презентуют результаты своей творческой речевой деятельности.
| Дети способны договориться друг с другом по поводу совместной работы. Дети используют имеющийся опыт использования карт Проппа для построении связного сюжета. Дети способны представить результаты творческих речевых замыслов (сказок). . |
Рефлексивно-корригирующий Определение ближайшей перспективы | Формировать элементарные навыки самооценки. Обнаруживать успешность детей в среде сверстников. | Обсуждение совместной творческой работы. Вопросы выясняющего характера с акцентом на соответствие реализованного с задуманным. | Побуждает детей к обмену мнениями по поводу придуманных и представленных сказок, выражению своего отношения к результату деятельности, как коллективной, так и групповой в целом. Побуждает к дальнейшим действиям по созданию иллюстраций. Выступает в роли заинтересованного слушателя, наблюдателя. | Включаются в совместное обсуждение реализованной деятельности. Высказывают свое отношение по поводу того, получилось ли у них то, что они планировали, предлагают варианты дальнейших действий. | Дети готовы и способны осуществить само и взаимо оценку в соответствии с возрастом. |
Сценарный план
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
Психологический настрой | Воспитатель организует внимание детей, предлагает игру «Узнай меня» (карточки с элементами внешнего образа сказочных героев: уши, хвосты). |
Вводно-организационный Мотивационно-побудительный Актуализация | В: «Посмотрите, есть ли такие же элементы на вашей одежде, а обуви?». Если дети не обнаруживают эти элементы, предлагаю сесть и вытянуть ноги, чтобы они увидели их на подошве обуви друг у друга. В: «Как вы думаете, где можно встретить этих героев?». Дети могут сказать, что в лесу, зоопарке, книге, сказке. Если дети не предлагают вариант сказки, то задаю вопрос: «А у нас в группе, где мы их можем встретить? А подсказкой вам будет загадка: В ней всегда конец хороший, В: «Ребята, а что такое сказка? (возможные варианты ответов детей: сказка – это волшебство, чудо, это то, чего не бывает на самом деле; в сказке есть зачин или начало, середина, конец, название и др.) В: « Как вы думаете, как можно вернуть сказки в книгу? (дети предлагают свои варианты) В: « А вы знаете, кто сочиняет сказки?» (ответы детей) В: « Я предлагаю вам сегодня выступить (побывать) в роли сказочников и придумать свои сказки для нашей книги». В: « А что нам может помочь в придумывании сказок? (предполагаю, что дети скажут «карты Проппа», т.к. мы с этим работаем уже в течение года). В: «Как вы думаете сочинять сказки легче в командах или по –одному? Почему?» (предполагаю, что дети скажут, что в команде, т.к. так легче сочинить интересную сказку, потому что помогают друг другу). Предлагаю объединиться в команды , побуждая выбрать объединение по обнаруженным ранее символам на подошвах обуви, т.к. в этом случае команда будет состоять из детей разного уровня сформированности умений: в работе со схематическими изображениями, в сочинительстве сказок, в способности договариваться, и у них появляется возможность «научаться» друг у друга. |
Практическая работа | Дети объединяются в команды, берут дидактическое пособие – «книжка», помогающее им придумать алгоритм и логику содержания сказки (детьми выкладываются поочередно карты Проппа в файлы и затем они сочиняют сказку по заданному изначально ими самими алгоритму). На отдельном столе имеются картинки со сказочными персонажами, волшебными вещами и т.п., которые дети могут использовать для сочинения сюжета сказки. В процессе деятельности воспитатель в ситуации «здесь и сейчас» задает вопросы выясняющего характера: Про кого ваша сказка? Как она будет называться? Кто главный герой сказки? Кто помощник главного героя? Какими волшебными вещами они пользуются? Для чего? Есть ли в сказке злодей? И т.п. По ситуации дети могут в течение творческой речевой деятельности неоднократно обращаться к имеющимся на общем столе картинкам для обогащения сюжета сказки с учетом своих замыслов. С целью поддержания содержательной командной работы педагог обращает внимание на правила работы в команде при необходимости, разработанные совместно с детьми; акцентирует внимание детей на компетентностях каждого участника команды для достижения совместного результата, побуждает определиться, кто будет рассказчиком и т.п. Воспитатель ориентирует детей на то, что когда зазвучит тихо музыка, то пора завершать сочинение сказки, а когда громче, то собираемся на ковре для представления результатов своих коллективных работ (когда музыка зазвучит, педагог при необходимости осуществляет речевое сопровождение данной задачи). Возможно, что музыкальное сопровождение инициирует педагог, ориентируясь на временные рамки, а возможно на завершение работы одной из команд, которой предлагает подготовить все для своего рассказа пока другие команды завершают сочинение своих сказок (принести магнитную доску, разместить на ней картинки, которые они использовали для сочинения сказки). В это время другие команды подходят на ковер. В: «Ребята, давайте послушаем, какие сказки для нашей книги у нас получились. А я запишу их на диктофон, чтобы потом записать их в книгу» (рассказывание всех сказок, придуманных командами). Дети каждой команды поочередно рассказывают сказки с опорой на свои картинки и «книжки». По ходу рассказывания при необходимости воспитатель задает вопросы выясняющего характера, может подсказать какое-либо слово, если детям необходима помощь; записывает на диктофон придуманные сказки. |
Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка) Рефлексия, определение ближайшей перспективы. | В: «Для чего мы с вами сочиняли сказки? Сложно ли было их сочинять? Что было самым сложным? Кому было легко сочинять сказки? Какая сказка вам больше всего понравилась? Почему? (предлагаю детям, чья сказка понравилась, стать мастерами в области сочинительства и обращаю внимание на то, что к этим детям можно обращаться за помощью в сочинении сказок, как к мастерам). Какие сказки интереснее читать и рассматривать? (инициируя переход на иллюстрации). Предлагает детям сделать иллюстрации к своим сказкам, а затем вклеить их в книгу. В зависимости от ситуации и желания детей, они могут приступить к этой деятельности «здесь и сейчас» либо в другое удобное для них время в течение дня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...

Технологическая карта занятия для детей подготовительной группы с ОВЗ. 2023г
Путешествие в строну дорожных знаков....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию «Воздушный шарик» 2023г
Технологическая карта "Воздушный шарик"...

Технологическая карта Педагогического мероприятия с детьми Тема: «Её величество – Зубная щётка!»2023г
Технологическая карта "Ее величество-Зубная щетка!"...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по математике подготовительная к школе группа «Приключения в городе Математика» 2023г
план-конспект по математике подготовительная к школе группа ...

Технологическая карта ООД по развитию связной речи детей младшей группы 2023г
Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.Закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательные....
