Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Составление рассказа по картине «Катаемся на санках».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Тамара Сергеевна Васильева

Цель: Развитие связной речи через составление короткого описательного рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • Учить детей внимательно рассматривать сюжетную картину, понимать её содержание.
    • Формировать умение отвечать на вопросы по картине, строя простые распространённые предложения.
    • Упражнять в подборе определений (какой? какая?) и действий (что делают?).
    • Активизировать словарь по темам «Зима», «Одежда», «Развлечения».
  2. Развивающие:
    • Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
    • Развивать диалогическую и начатки монологической речи.
    • Развивать эмоциональную отзывчивость (радость, веселье).
  3. Воспитательные:
    • Воспитывать интерес к зимним играм, желание участвовать в беседе.
    • Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование:

  • Картина «Катаемся на санках». (Можно использовать репродукции известных картин, например, А. Саврасова «Зима» (фрагмент с детьми) или специально подобранную иллюстрацию. Главное, чтобы сюжет был понятен: дети на горке, катаются на санках, снег, деревья в инее).
  • Игрушка-снеговик (или кукла в зимней одежде).
  • Мультимедийная презентация с картинками зимних забав (опционально).
  • Малые санки (игрушечные) для создания игровой ситуации.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за зимней природой на прогулке.
  • Катание на санках на участке.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Новый год».
  • Разучивание стихов и песен о зиме (А. Барто «Снег», З. Александрова «Снежок»).
  • Подвижные игры: «Снег кружится», «Мороз-Красный нос».

Цель: Развитие связной речи через составление короткого описательного рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • Учить детей внимательно рассматривать сюжетную картину, понимать её содержание.
    • Формировать умение отвечать на вопросы по картине, строя простые распространённые предложения.
    • Упражнять в подборе определений (какой? какая?) и действий (что делают?).
    • Активизировать словарь по темам «Зима», «Одежда», «Развлечения».
  2. Развивающие:
    • Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
    • Развивать диалогическую и начатки монологической речи.
    • Развивать эмоциональную отзывчивость (радость, веселье).
  3. Воспитательные:
    • Воспитывать интерес к зимним играм, желание участвовать в беседе.
    • Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование:

  • Картина «Катаемся на санках». (Можно использовать репродукции известных картин, например, А. Саврасова «Зима» (фрагмент с детьми) или специально подобранную иллюстрацию. Главное, чтобы сюжет был понятен: дети на горке, катаются на санках, снег, деревья в инее).
  • Игрушка-снеговик (или кукла в зимней одежде).
  • Мультимедийная презентация с картинками зимних забав (опционально).
  • Малые санки (игрушечные) для создания игровой ситуации.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за зимней природой на прогулке.
  • Катание на санках на участке.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Новый год».
  • Разучивание стихов и песен о зиме (А. Барто «Снег», З. Александрова «Снежок»).
  • Подвижные игры: «Снег кружится», «Мороз-Красный нос».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

Тема: «Составление рассказа по картине «Катаемся на санках».
Возрастная группа: Младшая (3-4 года).
Форма организации: Подгрупповая или фронтальная (6-8 детей).
Время: 15-20 минут.

Цель: Развитие связной речи через составление короткого описательного рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Учить детей внимательно рассматривать сюжетную картину, понимать её содержание.
  • Формировать умение отвечать на вопросы по картине, строя простые распространённые предложения.
  • Упражнять в подборе определений (какой? какая?) и действий (что делают?).
  • Активизировать словарь по темам «Зима», «Одежда», «Развлечения».
  1. Развивающие:
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
  • Развивать диалогическую и начатки монологической речи.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость (радость, веселье).
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к зимним играм, желание участвовать в беседе.
  • Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование:

  • Картина «Катаемся на санках». (Можно использовать репродукции известных картин, например, А. Саврасова «Зима» (фрагмент с детьми) или специально подобранную иллюстрацию. Главное, чтобы сюжет был понятен: дети на горке, катаются на санках, снег, деревья в инее).
  • Игрушка-снеговик (или кукла в зимней одежде).
  • Мультимедийная презентация с картинками зимних забав (опционально).
  • Малые санки (игрушечные) для создания игровой ситуации.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за зимней природой на прогулке.
  • Катание на санках на участке.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Новый год».
  • Разучивание стихов и песен о зиме (А. Барто «Снег», З. Александрова «Снежок»).
  • Подвижные игры: «Снег кружится», «Мороз-Красный нос».

Ход занятия:

1. Вводная часть (Организационный момент) – 2-3 минуты.

Цель: Создать эмоциональный настрой, мотивацию, подвести к теме.

  • Воспитатель собирает детей вокруг себя.
  • Сюрпризный момент: Раздаётся стук в дверь. Вносится игрушка Снеговик (с санками за спиной).
  • Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам в гости прикатился? Это Снеговик! Он привёз нам волшебную картинку про зиму, но сам не может понять, что на ней нарисовано. Поможем Снеговику?»
  • Дети соглашаются.

2. Основная часть – 10-12 минут.

Цель: Рассматривание картины, беседа по вопросам, составление рассказа.

а) Первичное рассматривание картины.

  • Воспитатель вывешивает картину на мольберт так, чтобы её видели все дети.
  • Воспитатель: «Давайте все вместе посмотрим на эту картину. Какое время года здесь нарисовано? (Зима). Почему вы так решили? (Много снега, деревья без листьев, дети тепло одеты). Молодцы!»

б) Беседа по картине (вопросы от простого к сложному).
Воспитатель задаёт вопросы, помогая детям строить ответы полными предложениями. 
Важно: Принимать любые ответы детей, хвалить, уточнять и расширять их высказывания.

  • Вопросы по содержанию:
  1. Кто нарисован на картине? (Дети, мальчики и девочки).
  2. Где находятся дети? (На горке, на улице, во дворе).
  3. Что они делают? (Катаются на санках).
  4. Во что одеты дети? (В тёплые шубки, шапки, варежки. Один мальчик в синей куртке, девочка в красной шапочке). (Активизация словаря: шуба, шапка, варежки, шарф, сапожки).
  5. Какие у них санки? (Быстрые, деревянные, блестящие, красные, синие).
  6. Какая погода? (Солнечная, ясная, снежная, морозная).
  7. Что лежит на земле? (Пушистый, белый снег).
  8. Что вы видите на заднем плане? (Деревья, дома, снег на ветках).
  9. Как вы думаете, детям весело? Почему? (Они улыбаются, смеются, им нравится кататься).
  • Вопросы на установление связей:
  1. Почему дети не замёрзли? (Они тепло одеты и быстро катаются).
  2. Что было бы, если бы не было снега? (Нельзя было бы кататься на санках).
  3. Как вы думаете, что они кричат, когда скатываются с горки? («Ура!», «А-а-а!», «Весело!»).

в) Физкультминутка (имитация) – 1-2 минуты.
Воспитатель: «А теперь давайте и мы, как дети на картине, покатаемся на санках!»

Мы снежинки, мы пушинки, (Кружимся)
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки, (Встали на носочки)
Мы танцуем день и ночь.
Встали все мы в круг салазки, (Шагаем на месте)
Дружно взяли мы верёзки. (Делаем вид, что берём верёвку)
С горки быстро мы помчимся, (Бег на месте)
У-у-ух! Как весело кататься! (Кричат «Ура!»)

г) Составление рассказа (коллективное, с помощью воспитателя).

  • Воспитатель: «Теперь давайте расскажем Снеговику, что же нарисовано на картине. Я начну, а вы мне поможете».
  • Образец рассказа воспитателя (опора на картину, обобщая ответы детей):
    «Это зима. На улице много 
    белого, пушистого снега. Дети пришли на высокую горку. Девочка в красной шапочке и мальчик в синей куртке катаются на быстрых санках. Им очень весело и радостно. Они кричат: «Ура!». Другие ребята ждут своей очереди. Хорошо зимой!»
  • Затем воспитатель предлагает 2-3 детям (желающим) попробовать составить свой короткий рассказ (из 2-3 предложений), помогая им наводящими вопросами: «Скажи, какая погода? Кто на горке? Что делают дети?»

3. Заключительная часть – 2-3 минуты.

Цель: Подведение итогов, закрепление положительных эмоций.

  • Воспитатель: «Молодцы, ребята! Какой интересный рассказ у нас получился! Снеговик теперь всё понял и говорит вам большое спасибо. Ему тоже захотелось покататься с горки. Давайте покажем ему, как мы умеем играть в снежки!»
  • Игра малой подвижности «Снежки»: Дети имитируют лепку снежков и лёгкое бросание.
  • Воспитатель: «Наше занятие окончено. Сегодня мы были настоящими помощниками и рассказали Снеговику про зимнюю картину. На прогулке обязательно покатаемся на санках так же весело, как дети на картине!»
  • Снеговик «уезжает», прощается с детьми.

Методические рекомендации:

  • Индивидуальный подход: Для детей, которые затрудняются, использовать более простые вопросы («Что это? Покажи.»), просить повторить слова или простые фразы.
  • Эмоциональность: Вести занятие живо, с радостью, поддерживать интерес.
  • Опора на опыт: Чаще обращаться к личному опыту детей («А ты катался на санках? Тебе понравилось?»).
  • Рефлексия (для себя): Отметить, кто из детей был активен, кто затруднялся, какой словарь нуждается в дальнейшей активизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"

Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»Задачи:— учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;&mda...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе " Составление рассказа по картине " Куры"

Создание навыков речевого общения при помощи  составления описательных рассказов по картине....