Открытое занятие по развитию речи с элементами экспериментирования
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию речи
«В гостях у Зимы»
старшая группа
Смирнова Е. С.
Цель: создать условия для обогащения представлений детей о зиме как о времени года через интеграцию различных видов детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы;
- актуализировать и обогатить словарь по теме «Зима»;
- формировать умение выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемосхему;
- познакомить с нетрадиционной техникой рисования (солью на клеевой основе).
Развивающие:
- развивать речевую активность, связную речь через дидактические игры;
- развивать творческое воображение, мелкую моторику рук в процессе продуктивной деятельности;
- развивать память, внимание, умение действовать по образцу и словесной инструкции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природным явлениям, эстетическое восприятие зимней природы;
- воспитывать отзывчивость, желание помочь;
- формировать умение работать в коллективе.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический
Оборудование: снежок для игры, картон синего цвета, клей, соль, клеенки, салфетки, снеговик, мнемотаблица, снежинки.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картинок с зимним пейзажем, д/и «Когда это бывает?», наблюдение за погодой.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: - Ребята, отгадайте мою загадку:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла… (зима).
Воспитатель: Верно, ребята это зима. А у нас какое сейчас время года? А как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? А сейчас какой месяц?
- Основная часть.
Воспитатель: - А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Тогда отправляемся!
Повертелись – покружились
У зимы в гостях очутились.
Воспитатель: - Вот мы и очутились в гостях. Посмотрите вокруг, как красиво. Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам, чтобы попасть в волшебную мастерскую нужно выполнить несколько заданий, которые приготовила зима. Ну что, в путь!
Воспитатель: - А вот и первое задание (достает снежинку с заданием).
Итак, ребята зима предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко».
На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)
На снегу-то посмотри – с красной грудкой … (снегири)
Словно, в сказке, как во сне, землю всю украсил … (снег)
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие, поднимайте выше ноги.
Воспитатель: - А вот и второе задание, зима хочет, чтобы мы поиграли в снежки. Этот снежок волшебный, я буду кидать вам его, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.
(дидактическая игра «Назови ласково»).
Зима – зимушка
Санки – саночки
Лед – ледок
Ветер – ветерок
Горка – горочка
Снег – снежок
Снеговик – снеговичок
Мороз – морозец
Льдина – льдинка
Шапка – шапочка
Воспитатель: - Отправляемся дальше. Ой, кто же это? (снеговик) Но почему-то он грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). А вы сможете ему помочь? А я, кажется, знаю, как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика», я думаю, снеговику это очень понравится. Но учить мы будем необычным способом по схеме.
Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили
И ведро нагромоздили.
Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки – ветки, рот - конфета,
Пусть стоит теперь до лета!
Воспитатель: Но чтобы нам его выучить, для начала давайте разомнем язычок и сделаем артикуляционную гимнастику.
«Щечки» - надуть обе щеки воздухом, затем попеременно надувать щеки.
«Горка» - язык «горочкой», кончик языка упирается в нижние зубы, удерживаем.
«Сдуй снежинку»
Воспитатель: - Кто попробует рассказать стихотворение нашему снеговику.
Воспитатель: - Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему понравилось, как вы рассказываете стихи.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а мы и не заметили, как дошли с вами до волшебной мастерской, но чтобы в нее попасть, нужно сказать волшебные слова о снеге, и не просто сказать, а выполнить движения. Готовы?
Физминутка
Снег-снежок, снег-снежок.
По дорожке стелется.
(руки подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег-снежок, снег-снежок.
Белая метелица.
Снег-снежок, снег-снежок.
Замело дорожки.
(плавно качают руками вправо-влево)
Снег-снежок, снег-снежок.
Тает на ладошке
(поочередно вытягивать вперед то правую, то левую руку)
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
(лепят снежки)
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
Воспитатель: - Все верно сделали, и дверь в мастерскую для вас открыта. Присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки). Они совсем пустые, давайте украсим их снежинками. Но вот чем? У нас нет кисточек. (с помощью клея и соли)
Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
И совсем-совсем не сладкий!
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним,
И …сломаем.
Самостоятельная деятельность детей.
- Заключительная часть.
Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Повертелись, покружились
В детском саду очутились.
Вот мы и вернулись в детский сад.
Ребята, где мы сегодня побывали? Какое у вас настроение после путешествия? О каком времени года мы говорили? Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи с элементами артикуляционной гимнастики и рисования.
Занятие для детей средней группы. проводится в игровой форме,в форме путешествия с препятствиями. дети выполняют различные задания. Закрепляют музыкально-ритмические движения,формируют звукопроизношен...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»
Составление фильма о зиме для африканских детей. Проведение опытов: "Почему снег белый?", "Почему снег скрипит в морозную погоду?", "Рисование свечой"....

Открытое занятие по развитию речи с элементами экологического развития Тема: «Заяц и его лесные соседи»
Открытое занятие по развитию речи с элементами экологического развития Тема: «Заяц и его лесные соседи»...

"Сценарный план игры-занятия по развитию речи с элементами экспериментирования (группа раннего возраста)"
Детское экспериментирование – сложный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-дей...

Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»
Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»...

Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Такая разная вода».
Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Такая разная вода»....

Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования "Фруктовая лаборатория"
Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования "Фруктовая лаборатория"...
