Технологическая карта по литературе " Волшебное слово"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Технологическая карта содержит анализ произведения В.Осеевой  "Волшебное слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_volshebnoe_slovo.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Ф.И.О. Арсентьева Полина, группа 3-15/1

Образовательные области: Социально-коммуникативная, речевая область.

Тема занятия: «Тайна «волшебных слов»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: объяснение, почему важно знать и уметь использовать вежливые слова на примере «Волшебное слово» — В. Осеева, посредствам беседы по содержанию и дидактической игры

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

#1055;ознакомиться с произведением «Волшебное слово» В.Осеевой.

#1054;писать как отреагировали родные Павлика после того как он сказал волшебное слово.

#1056;ассказать о том как важно знать и уметь использовать вежливые слова.

#1042;спомнить, по какой причине родные отказывали Павлику в его просьбах.

2. Объяснить, почему Старик решил помочь Павлику

3. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями по теме.

#1044;ать оценку поведению Павлика до того как он узнал про «Волшебное слово» и после.

#1042;нимательно слушать воспитателя;

3. Не отвлекаться на посторонние вещи во время занятия.

Дополнительные задачи:

Игровая: описать поступки героя по карточкам.

Дидактическая: закрепить знания и умение использования вежливых слов.

Словарная работа: Пожалуйста, волшебное слово, доброта, забота, взаимопонимание, вежливость.

Планируемый результат занятия: дети знают содержание рассказа «Волшебное слово» Валентина Осеева, описывают действия главного героя, объясняют какими словами нужно пользоваться в речи, чтобы не было конфликтных ситуаций.

Подготовительная работа: показ иллюстраций к произведению «Волшебное слово» Валентины Осеевой; объяснение незнакомых слов;

Материалы и оборудование: книга Волшебное слово — В. Осеева, конвертик с письмом; сундучок; карточки для игры.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность. Стимулировать интерес к ней.

- Эй девчонки и мальчишки;

Молчуны и шалунишки,

Подбегайте все скорей,

Вместе будет веселей!

- Мне пришла посылка в которой лежит письмо и какой - то зашифрованный сундучок. Давайте прочтем письмо? (Чтение письма)

-В нем говорится, о том, чтобы расшифровать сундучок нужно отгадать загадку.

Она всё знает – просто шок! А сама всегда — молчок! Чтобы с нею подружиться, нужно чтению учиться. (Книга)

(Контроль осанки)

- Смотрите, сундучок открылся, а в нем лежит книга. Она яркая, красочная, в ней много иллюстраций, их нарисовал художник-иллюстратор Алексей Фёдорович Пахомов.

- В этой книге есть один очень интересный рассказ «Волшебное слово» Валентины Осеевой!

- Я уже прочла этот рассказ и мне он очень понравился, потому, что доброта, внимание и проявление заботы могут изменить отношения с близкими людьми и привести к счастью и взаимопониманию. Даже одно «волшебное слово», произнесённое искренне и глядя в глаза, способно растопить человеческое сердце. . Поэтому я с удовольствием хочу поделиться им с вами. В нем рассказывается о том, мальчик по имени Павлик, расстроенный тем, что его брат не хочет покатать его на лодке, сестра не дает краски, а бабушка прогоняет из кухни, решил уйти из дома.

Словесный: закличка

Фронтальный прием

Дети отвлеклись от своей деятельности

Дети переключили внимание на предстоящую деятельность

У них появился интерес к этой деятельности

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Поставить цель предстоящей деятельности

- Как вы думаете, к чему привело такое поведение мальчика, правильно ли он поступал? Давайте же узнаем, что произошло с главным героем рассказа «Волшебное слово» Валентины Осеевой.

Словесный

Фронтальный прием

Дети дают ответы на вопросы, рассказывают свои предположения

Детям стало интересно узнать, что же произошло с главным героям в рассказе

Услышав проблемный вопрос, ответили так как они считают

Этап ознакомления с материалом

Актуализировать имеющиеся знания, представления

Сформировать новые представления

Озвучивание жанра, автора, названия произведения. Чтение отрывка из рассказа «Волшебное слово» Валентины Осеевой.

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза....

— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста....

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Ка-кую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

Беседа по произведению:

- Ребята, какое произведение мы сейчас прочли, как оно называется? Кто является автором этого произведения?

- Вы запомнили главных героев этого рассказа? Давайте посмотрим на наших главных героев. Кому мальчик рассказал о своей проблеме? Что просил мальчик у сестры, у бабушки? Куда не брал мальчика брат? Как звали мальчика?

- Какое слово шепнул мальчику на ухо старичок?

Физкультминутка «Пожалуйста»


- Встаньте, пожалуйста.

- Выйдите, пожалуйста, из-за парт.

- Наклоните голову, пожалуйста.

- Поднимите, пожалуйста, голову.

- Поднимите руки вверх, пожалуйста.

- Опустите руки.

- Опустите, пожалуйста, руки.

- Сделайте глубокий вдох.

- Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

- Протяните правую руку вперед.

- Протяните, пожалуйста, левую руку вперед.

- Пожалуйста, протяните правую руку вперед.

- Поставьте руки на пояс.

- Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

- Опустите руки, пожалуйста.

- Поздравляю тех, кто ни разу не ошибся.

- Давайте еще раз прослушаем рассказ «Волшебное слово»

Воспитатель читает рассказ, используя прием «закончи предложение»

- А сейчас мы поиграем. Проведение инструктажа по технике безопасности

Дидактическая игра «Опиши героя»

Детям предлагаются карточки с целью описать главного героя.

1 пара карточек «Правильно ли обратился мальчик к сестре?»

2 пара карточек «Как обратился мальчик к бабушке»

3 пара карточек «Куда просился мальчик с братом?»

Словесный: чтение рассказа, вопросы

Фронтальный прием

Дети внимательно слушают рассказ, выполняют физ.минутку, слушают правила игры

Дети прослушали рассказ «Волшебное слово»

Актуализировали имеющиеся знания

Дети сменили свою деятельность

Сыграли в дидактическую игру

Выполнили физ.минутку

Поиграли в игру

Этап практического решения проблемы

Актуализировать сформированные представления

Давайте еще раз ответим на вопрос: правильно ли поступал мальчик? Что могло произойти, если бы он не попытался прекратить конфликт?

Какому слову научил мальчика старичок?

Почему старик решил помочь мальчику?

Как данное слово повлияло на взаимоотношения мальчика в семье?

Словесный: вопросы

Фронтальный прием

Дети отвечают на вопросы

Актуализировали сформированные представления

3.

Заключительный этап

Закрепить сформированные представления

Обобщить сформированные представления

Формировать элементарные навыки самоконтроля и самооценки

Что мы узнали нового из этого рассказа? Какое волшебное слово узнал мальчик? Как вы можете выходить из конфликтных ситуаций?

Что вам больше всего понравилось? Что вы запомнили?

Сегодня вы были очень внимательны и хорошо отвечали на мои вопросы. Наше занятие окончено!

Словесный: вопросы

Фронтальный прием

Дети отвечают на вопросы, рассказываю что запомнили

Дети закрепили сформированные представления

Обобщили их

Сформировали элементарные навыки самоконтроля и самооценки

Используемые источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дидактической игры «Волшебные кольца»

Игра по ТРИЗ  для расширения и углубления экологической культуры детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта музыкального занятия "Волшебная корзина"

Музыкальное занятие для детей средней группы...

Технологическая карта дидактической игры «Волшебный бубен» для детей среднего дошкольного возраста.

Технологическая карта дидактической игры «Волшебный бубен» для детей среднего дошкольного возраста/...

Технологическая карта НОД. Рисование. "Волшебная птица"

Технологическая карта НОД  по художественно-эстетическому развитию...

.Технологическая карта по ФГОС «Волшебные снежинки» для занятия с детьми средней группы

Описание: занятие ориентировано для детей средней группы, включает элементы конструирования и лепки....

Технологическая карта НОД Тема: «Волшебные снежинки»

ПрограмПрограммные задачи: Учить рисовать гуашью, учить изображать разные формы, разные по величине и цвету, заполняя свободное пространство листа. Развивать восприятие, чувство цвета, формы, ритма. Р...

Технологическая карта дидактической игры "Подбери слово" (средняя группа 4-5 лет)

Технологическая карта дидактической игры "Подбери слово" (средняя группа 4-5 лет)...