Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Увлекательное путешествие» с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сергиенко Юлия Егоровна

Развитие логического мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и фантазии.

Активация словарного запаса на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

«Увлекательное путешествие» с использованием технологии ТРИЗ

Цели:

Развитие логического мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и фантазии.

Активация словарного запаса на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

Уточнение названий и назначений предметов.

Закрепление умений различать и называть детали, части, качества предметов.

Закрепление умения понимать и использовать в речи слова обобщения, антонимы и синонимы.

Формирование умения составлять краткие сочинения-описания по картинке.

Приемы и методы технологии ТРИЗ, используемые на занятии:

-Фантазирование

-Мозговой штурм

-Игры-противоречия

Ход:

  1. Оргмомент.

Дети стоят в кругу, держась за руки:

Мы сначала будем хлопать,

А потом мы будем топать,

А потом мы повернемся и друг другу улыбнемся.

(делают движения согласно словам)

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Любим…

Воспитатель: А хотите отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте отправимся в увлекательное путешествие в страну Логику.

Дети: Давайте.

2. Основная часть.

Воспитатель: Страна Логика находится очень-очень далеко и пешком туда дойти будет нелегко.

А на чем мы поедем, вы узнаете отгадав загадку:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Дети: Поезд

Воспитатель: Правильно, молодцы! Посмотрите! А вот и наш поезд!

Только наш поезд не может ехать.

В нашем детском саду случилась беда. Злая колдунья решила, что  нам не надо путешествовать и заколдовала поезд.  Ребята,  помогите расколдовать поезд, чтобы дать дорогу ». 

 Обращает внимание детей на выстроенные вагончики друг за другом.

Чтобы вагончики держались друг за друга, нужно найти и объяснить связь между картинками. Для этого нам надо выполнить задание.

Ход игры:
На стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики, делая его все длиннее и длиннее. Вагончики - это карточки с изображениями.  Вагончики должны крепко держаться друг за друга. Но так как это не обычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками.

Например, первый вагончик— ШАРИК, значит, за ним можно поставить МЯЧ  (шарик и мяч круглые по форме) ,или яблоко и мяч  (и яблоко и мяч красного цвета).

Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак - это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал. Дети начинают рассуждать, думать, речь становится более грамотной, связной. 

При коллективной игре тот, кто не может подобрать логическую цепочку, пропускает ход.

Вот мы с вами и расколдовали наш поезд и он отправляется в страну логики.

3.Физминутка «ПОЕЗД»

Мы в вагончиках сидим
(ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены пере грудью)

Мы сидим, мы сидим

И в окошечки глядим

(повороты головой влево/вправо)

Весело глядим.

Едет, едет паровоз- ( притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)

Чух-Чух-Чух ,Чух-Чух-Чух!

Ребятишек он повез,

Чух-Чух-Чух, Чух-Чух-Чух!

А колесики стучат

Так-так-так

Так-так-так

(хлопают ладонями по коленям)

Будто с нами говорят

Так-так-так, так-так-так!

(стучат кулаками по коленям)

Громко подаем гудок:

(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)

Ту-ту-ту, ту-ту-ту

Подъезжает паровоз-

(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)

Ту-ту-ту. ту-ту-ту!

Ребятишек он привез!

4. Обучение решению противоречий. Игра «Хорошо – плохо».

Дети приводят аргументы «за» и «против». В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

«Дождь – это хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.»

 «Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

 «Снег — это хорошо, потому что можно кататься на лыжах, санках, лепить снеговиков, играть в снежки».

«Снег — это плохо, потому что можно промокнуть, он мешает движению по дороге, весной возможно наводнение».

«Мороженое — это хорошо, потому что оно вкусное».

 «Мороженое — плохо, потому что оно холодное, от него может заболеть горло».

 «Солнце — это хорошо, потому что тепло, ярко, можно загорать, но солнце плохо, потому что можно получить солнечный удар».

«Роза-хорошо, что она красивая, а плохо то, что у нее шипы и можно уколоться»

«Что хорошо весной?»: ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д..

 «Что плохо весной?»: грязно, кругом большие лужи, можно промочить ноги и заболеть, можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д..

 «Что хорошо зимой?»: Дед Мороз дарит подарки, Новый год, много зимних игр, можно кататься на санках и лыжах, играть в снежки, строить крепость и лепить снежную бабу.

«Что плохо зимой?»: холодно, дует ветер, можно простудиться и заболеть, птицы улетают в тёплые края, звери засыпают, деревья стоят голые. 

« Мыть руки – это хорошо, потому что…( Предотвращаем болезни, убиваем микробы, кожа чистая и т.д.)»

«Мыть руки – это плохо, потому что… ( Тратим воду, отнимает время, вода сушит кожу и т.д.)»

Окончание занятия.

-Ребята вспомните, чем занимались на занятии, о чем говорили;
 какое задание (упражнение) понравилось… 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Путешествие в страну «Грамотейка»

-Воспитывать интерес к образовательной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.-Формировать умение обобщать, классифицировать , расширять словарный запас через участие в ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «Путешествие по родным просторам».

Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже впервые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием приемов мнемотехники " Золотая Осень"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники « Золотая осень»Цели:1. Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ...

Конспект организационно образовательной деятельности по развитию речи в первой группе раннего возраста с применением технологии ТРИЗ на тему: «В гостях на птичьем дворе».

Конспект организационно образовательной деятельности по развитиюречи в первой группе раннего возраста с применением технологии ТРИЗна тему: «В гостях на птичьем дворе»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город загадок»

Конспектнепосредственно образовательнойдеятельности  по развитию речи в старшей группе«Путешествие в город загадок»...