Конспект занятия "Знакомство со звуком и буквой "Ы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

занятие разработано для обучение чтению детей старшей группы в кружке допобразования "Подготовка к школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

 «Знакомство со звуком и буквой «ы»

Задачи:

  • развитие умения выполнять звуковой анализ слов;
  • развитие способности составлять схему предложения;
  •  обучение умению в написании букв в тетради печатным шрифтом.

Оборудование: 

Демонстрационный материал: презентация с предметными картинками

Раздаточный материал: рабочие листы, ручка.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный  момент 

С добрым утром.
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и отвечать!

2.Основная часть

Сегодня мы с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его «образом» – буквой. Научимся находить этот звук в словах. А чем же этот звук так интересен – хотите узнать?

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

Звук-невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.

(Дети называют звук «ы».)

Артикуляция звука

Губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно,  не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.

Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

Презентация: картинки со звуком «ы» и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук «ы».

Предложить детям назвать слова, начинающиеся со звука «ы»?

Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука «ы».

Ответы детей, что нет таких слов.

Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.

Звуковой анализ слов  «сыр», «шары»

 Образование существительных множественного числа.

 Ребята звук «ы» может из одного предмета сделать много предметов. Звук «ы» очень богат.

 - У нас сад, у звука «ы» – сады (пример говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети).

 - У нас выросла ягода, а у звука «ы» – ягоды.

 - У нас перед домом клумба, а у звука «ы»  – клумбы.

- На скотном дворе у звука «ы» не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

- И дома у звука «ы»  не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

Физкультминутка «Поймай звук»

Правила: если в слове есть звук «ы», нужно подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, «поймать» его. Если звука «ы» в слове нет, нужно стоять на месте. 

Пример слов: мышь, лифт, высота, рысь, кит, мир, мыло, вилка, сито, сырость. 

 Знакомство с буквой ы

Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

Эта буква всегда маленького роста.

Педагог с детьми рассматривает букву. На что похожа буква ы? в воздухе пальчиками прописывают букву.

 Работа в рабочих листах

- прописывают букву по образцу;

- определяют место нахождения звука в слове (середина, конец)

- нарисуй схему к предложению

 Нейроупражнение «Кулачок, ладонь, ребро»

Игра «Назови слова». 

Придумать слова со звуком «ы»

3.Заключительная часть

1.Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Что делали на занятии?

Какие задания выполняли?

Что нового узнали?

2.Рефлексия.        

Вам понравилось занятие?

Что понравилось на занятии?

Какие трудности возникли в ходе занятия?

В конце рабочего листа обвести смайлик настроения

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

Конспект НОД «Мир звуков. Звук [У]

В процессе ознакомления с конспектом вы узнаете как: познакомить детей со звуком [у], и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);  научить их выделять звук [у] среди других звуков, в слогах,...

Конспект логопедического занятия "Звук Л, звуки С-Сь"

Логопедическое занятие по автоматизации звука Л в предложениях и дифференциации звуков С-Сь в тексте....

Конспект НОД "Гласные звуки. Звук Э"

Цель: Закрепление понятий о гласных звуках. Задачи: Образовательные: Продолжить знакомство со звуком [э] ; звуковой анализ слов (начало слова). Развивающие: Развивать навыки звукового а...