Занятие по речевому развитию во второй младшей группе "Чтение произведений о зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Татьяна Николаевна Осипова

В гости к ребятам приходит Снеговик, чтобы вместе играть, разгадывать загадки, читать рассказы о зиме и рассматривать картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_proizvedeniy_o_zime.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                         детский сад № 11 Выборгского района города Санкт-Петербурга

ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

«ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ЗИМЕ»

для детей второй младшей группы

Воспитатель:        

Осипова Татьяна Николаевна

Планируемая дата проведения 12.12.2025.

г. Санкт-Петербург

2025 год

Цель:

  • Развитие связной речи детей через восприятие художественного описания природного явления.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идёт»;
  • Учить внимательно слушать небольшой рассказ, понимать его содержание.
  • Активизировать словарь по теме: снег, снежинки, падает, кружится, белый, холодный, пушистый;
  • Упражнять в умении вести диалог, отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, речевое дыхание;
  • Развивать мелкую моторику через игровое упражнение;
  • Обогащать сенсорный опыт.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение замечать красоту зимней природы;
  • Формировать интерес к художественной литературе.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке: рассматривание снега, наблюдение за снегопадом, рассматривание зимней одежды людей. Подвижные игры на прогулке «Снег кружится», игры со снегом. Чтение художественной литературы о зиме, заучивание коротких стихов, потешек, чистоговорок. Рассматривание зимних иллюстраций. Проведение дидактических игр «Что изменилось?», «Большой-маленький» и др.

Оборудование:

Рассказ Л. Воронковой «Снег идёт» или распечатанный текст, репродукция картины с изображением тихого снегопада или крупная иллюстрация к рассказу, игрушка Снеговик, корзинка со снежинками (вырезанные из тонкой бумаги или салфеток, снежинки по количеству детей), аудиозапись спокойной инструментальной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сюрпризный момент:

Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: здравствуйте, ребята. Какое время года сейчас?

Дети: зима

Воспитатель: правильно. А зимой на улице идёт снег. Давайте сейчас представим, что мы не девочки и мальчики, а легкие снежинки. Встаньте со своих стульчиков и повторяйте за мной:

Мы снежинки, мы пушинки   кружатся на носочках, руки в стороны

Покружиться мы не прочь.     продолжают кружиться

Мы снежинки-балеринки,      делают грациозные движения руками

Мы танцуем день и ночь.       лёгкие приседания

Вместе соберёмся в круг,       собираются в круг, берутся за руки

Получился снежный друг!     указывают на Снеговика

Основная часть

Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришёл! Это же…

Дети: снеговик!

Воспитатель: правильно, Снеговик.

Воспитатель от лица Снеговика: здравствуйте, девочки и мальчики! Я пришёл к вам прямо с улицы, с зимней полянки. Я очень люблю зиму, ведь она какая же холодная, как и снег, из которого меня слепили. А вам нравится зима?

Ответы детей

Воспитатель от лица Снеговика: почему вам нравится зима?

Ответы детей

Воспитатель от лица Снеговика: чем вы любите заниматься зимой?

Ответы детей

Воспитатель: ребята, кажется наш друг Снеговик пришёл к нам не с пустыми руками. Снеговик, что в твоей корзинке?

Воспитатель  делает вид, что Снеговик что-то говорит ему на ушко, а потом говорит ребятам

Воспитатель: ребята, Снеговик сказал, что обязательно вам покажет, что в его корзинке, но только если вы отгадаете его загадку. Отгадаете?

Дети: да

Воспитатель от лица Снеговика:

С неба звёздочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой… (снежинки)

Дети: снежинки!

Воспитатель от лица Снеговика: молодцы ребята, правильно. Приготовьте свои ладошки, к вам летят снежинки из моей корзинки!

Воспитатель раздаёт детям снежинки и читает стихотворение

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая снежинка

Воспитатель: ребята, у каждого из вас есть снежинка. Давайте их рассмотрим. Какого снежинка цвета?

Ответы детей

Воспитатель: снежинка легкая или тяжёлая?

Ответы детей

Воспитатель: ребята, когда много-много снежинок падает с неба, что это такое? Как называется это природное явление?

Дети: снегопад

Воспитатель: ребята, давайте устроим снегопад. Положите снежинку на ладонь и дуньте на неё. Только давайте сделаем это все вместе и тогда получится снегопад.

Воспитатель напоминает детям, как правильно выполнять дыхательную гимнастику. Следит, чтобы дети выполняли упражнение правильно, помогает, подсказывает детям. Гимнастика выполняется не более трёх раз.

Воспитатель: вдыхаем носиком и выдыхаем ротиком. Плечи не поднимаем, воздух отправляется в животик. Щёки не надуваем. Губы вытягивает трубочкой и плавно, медленно выдыхаем. Если вы всё будете делать правильно, то воздух, который вы выдыхаете, будет холодным, зимним. Можно подуть себе на ладошечку и проверить.

Воспитатель: какой замечательный снегопад у нас получился. Давайте соберём снежинки в корзинку.

Проводится коллективная игра «Собери снежинки в корзинку».

Воспитатель: а сейчас давайте разбудим наш язычок. Повторяйте за мной

МА-МА-МА снежная зима

ДА-ДА-ДА зимою холода

ОЙ-ОЙ-ОЙ как хорошо зимой!

Воспитатель: а сейчас послушайте, пожалуйста, отрывок из рассказа Любови Воронковой «Снег идёт».

Воспитатель зачитывает отрывок из рассказа Л. Воронковой «Снег идёт»

Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:

«Я иду-у-у!.. Я бреду-у-у!..»

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок... Девочка Таня подставила ладонь — они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой — острые, как стрелки.

Но разглядывать их долго не пришлось — снежинки растаяли на тёплой ладони.

Воспитатель: понравился вам рассказ?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте вместе вспомним, куда падали снежинки? А картина нам в этом поможет.

Воспитатель показывает детям картину Николая Устинова «Снегопад». Слушает ответы детей

Воспитатель: кому на ладонь упали снежинки?

Ответы детей

Воспитатель: какими были снежинки?

Ответы детей

Воспитатель: давайте мы с вами поиграем и покажем, куда же падает снег.

Воспитатель говорит фразу, показывает соответствующие движения. Дети повторяют.

Снег падает на землю – дети приседают, показывают на пол

Снег падает на дома – поднимают ручки вверх, показывая крышу

Снег падает на деревья – встают, поднимают ручки-веточки

Снег падает на нас – кружатся вокруг себя

Заключительная часть

Воспитатель от лица Снеговика: ребята, как с вами было весело и интересно. У вас в группе тепло, а я люблю холод. Мне пора уходить, чтобы я не растаял. До свидания, ребята! Увидимся с вами на улице.

Воспитатель: Молодцы ребята. Снеговик ушёл, а наше занятие подходит к концу. Вам понравилось занятие?

Ответы детей

Воспитатель: кто приходил к нам в гости?

Ответы детей

Воспитатель: из чего сделан Снеговик?

Ответы детей

Воспитатель: а какой снег?

Ответы детей

Воспитатель: как назывался рассказ, который мы сегодня читали?

Ответы детей

Воспитатель: куда падали снежинки в рассказе «Снег идёт»?

Ответы детей

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: вы сегодня были внимательные, хорошо слушали и отвечали на вопросы. На прогулке мы с вами обязательно полюбуемся снежком, когда он пойдет. Спасибо за занятие.

Используемая литература

  1. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», младшая группа 3-4 года, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, МОСКВА, 2022 год. Занятие 14 «Чтение произведений о зиме», стр.49-50.
  2.  Воронкова Л.Ф. рассказ «Снег идёт».
  3. А.Е. Воронова «Логоритмика для детей», изд. «ТЦ СФЕРА», 2022г.,   стр. 39.
  4. С.В. Зеленко «Логопедические чистоговорки», изд. «Феникс»,     Ростов-на-Дну, 2021г.
  5. Н.А. Шошина, Р.Н. Волкова «Развивающая деятельность с детьми раннего и младшего школьного возраста», изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2021г., стр. 99.

Приложение

Воронкова Любовь Фёдоровна «Снег идёт»

Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:

«Я иду-у-у!.. Я бреду-у-у!..»

Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная — и дорога, и избы, и огород, и лес... Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела.

Но пришла бабушка с колодца и сказала:

— Вот и снежок пошёл!

Таня подбежала к окну:

— Где снежок пошёл?

За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:

— Снег идёт!

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок... Таня подставила ладонь — они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой — острые, как стрелки.

Но разглядывать их долго не пришлось — снежинки растаяли на тёплой ладони.

Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?

— Что смотришь? — сказала бабушка. — Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.

Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:

— Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!

А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая — и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый...

А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:

— Алёнка, выходи скорее — к нам зима пришла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему "Зимующие птицы"

Цель: познакомить детей младшего возраста с птицами, зимующими в данной местности, рассказать, чем питаются птицы. Вызвать у детей желание помогать птицам, подкармливать их в зимнее время. Продолжать ...

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Составления загадок на тему «Зима»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕдетский сад № 6        Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе«Составле...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Речевое развитие» во второй младшей группе Тема: «Зимушка – зима»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности    «Речевое развитие» во второй младшей группе  Тема: «Зимушка – зима»...

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова»

Цель: речевое развитиедетей второй младшей группев интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений.Задачи: Обучающие:Обогащать знания детей о вежливых словах,...

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему«Зимующие птицы»

Трудно птицам зимовать,Надо птицам помогать!Распилить я попросилДосочку еловую,Вместе с папой смастерилПтичкину столовую....

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Животные зимой»

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Животные зимой»...

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группе. "Чтение произведений о зиме с элементами экспериментирования"

Конспект зантия по речевому развитию детей во второй младшей группе.Тема: "Чтение произведений о зиме с элементами экспериментирования"....