план по самообразованию
материал по развитию речи (старшая группа)
План по самообразованию "Развитие речи дошкольников по средствам дидактических и развивающих игр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие речи дошкольников посредств дидактических и развивающих игр».
Ф.И.О. педагога : Букина Светлана Викторовна
Работа начата : сентябрь 2полугодия 20205г.
Предполагается закончить : май1 полугодия 2026г.
План по самообразованию
Тема : « Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Возраст : Старшая группа
Актуальность выбранной темы: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;- практическое овладение воспитанниками нормами речи;- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словофор.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
1.Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме « Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» 2.Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.
3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематичекий слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4 Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5.Развивать монологическую речь при составлении рассказа – описания предмета.
6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи 5-6 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
Формы работы с родителями и детьми:
Родители:- сотрудничество через консультации,- родительские собрания,- беседы,- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,- дидактические игры на развитие связной речи,- дидактические игры на развитие монологической речи,-дидактические игры на развитие диалогической речи.
Раздел 3: Практический Индивидуальный план работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта | 1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями | Через предметные издания и Интернет- ресурс. | |
сентябрь | 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных. | ||
3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. | |||
Работа с детьми | Сентябрь | 1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
2.Подбор дидактических игр, пособий для развития речи детей. | |||
Октябрь | Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи | "Испорченный телефон" "Светофор" "Повтори" "Поймай звук" "Поиграем в сказку" | |
ноябрь | Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря). | "Вершки-корешки" "Фрукты и овощи" "Новоселье" "В мире растений" | |
декабрь | Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. | "Найди предмет указанной формы" "Из каких фигур состоит?" | |
январь | Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи. | "Живые слова" "Дополни предложение" "Размытое письмо" "Придумай предложение" "Доскажи словечко" | |
февраль | Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи. | "Где начало рассказа" "Кто больше заметит небылиц" "Найди картинке место" "Исправь ошибку" "Отгадай-ка" | |
март | Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи". | "Мишкины картинки" "Нарисуем портрет" "Магазин игрушек" "Выбери начало" "Составляем разные рассказы" "Сочиняем сказку" | |
апрель | "Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи". | "Когда можно и нужно звонить?" "Ведение диалога по телефону" "Передай письмо" "Волшебный ключ" | |
май | Дидактические игры | " Фантазия" "Маша-растеряша" "Угадай, что я загадала" "Черное-белое" | |
Работа с семьей | Сентябрь | Анкетирование родителей | Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников. |
Октябрь | Составление папок-передвижек и консультаций "Уровень развития речи 5-6 лет" | Пропаганда знаний по развитию речи (стенд). | |
Ноябрь | Консультация «Игры по развитию речи в семье» | Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье. | |
Декабрь | Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи. | Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях. | |
Январь | Изготовление папки-передвижки "Как наше слово отзовется" | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | |
Февраль | Практикум "Речь и весёлый мяч" | Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме. | |
Март | Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада" | Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка. | |
Апрель | Конкурс с родителями "Любимые дидактические игры своими руками" | Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр. | |
Май | Открытый показ "Пришла весна!" | ||
В течение года | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | ||
Самореализация | Сентябрь | Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе ( программа детского сада) | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области "Развития речи" |
Октябрь | Изучение методического комплекта программы Изучение проекта "ФГОС дошкольного образования". | Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи. | |
Ноябрь | Изучение методики О.С.Ушаковой | Повышение профессионализма по развитию речи. | |
Декабрь | Обработка результатов мониторинга по образовательной области "Развитие речи". | Сбор и обработка данных. | |
Январь | Изучение дидактического пособия "Развивающие игры для детей 2-7 лет." (Е.Н. Михина). | Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | |
Февраль | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. | |
Март | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях. | Распространение опыта работы по теме самообразования. | |
Апрель | Семинар-практикум | Распространение педагогического опыта по развитию речи. | |
Май | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе. | Сбор и обработка данных. Мониторинг. |
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи 5-6 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
5.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
Приложение 1
Список литературы1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013гИнтернет –ресурсы.
1. Нормативная базаhttp://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификацииedu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотекиhttp://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал, методические наработки)http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образованиеhttp://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования
3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельностиhttp://allforchildren.ru/ Все для детей (расскраски, песни, стихи, наглядный материал)http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песниhttp://www.solnet.ee/
Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч - https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o2. Скоролупова О.А. Технологии поддержки детской инициативы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста -https://www.youtube.com/watch?v=kFn1-6hgwak(Технология «СИТУАЦИЯ»)3. Скоролупова О.А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ84.Скоролупова О.А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI85.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs6. Лыкова И.А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh987. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs9. Тимофеева Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI10. Глушкова Г.В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc11. htt:|\\detsad-kitty.ru12.htt: \\ www.i-deti.ru13. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования14.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
Периодические издания:1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.2. В. Гербова.Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...

План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...
