Конспект занятия «Кот Мурлыка» с детьми второй младшей группы (образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Алексеева Анастасия Николаевна

Задачи:

Обучающие:

  • Систематизировать у детей знания о повадках животного, функциях частей объектам- кота, закрепить в речи их правильные названия;
  • Учить детей сравнивать и находить объекты с аналогичными свойствами и признаками в окружающем мире;
  • Формировать умение отгадывать загадки по характеристикам объекта;
  • Закреплять использование в речи слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • Формировать способность выполнять действия (этюды) согласно содержанию литературного текста;
  • Закреплять в речи слова, обозначающие признаки и действия с противоположным значением (антонимы).

 

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности, образную речь с помощью элементов методики ТРИЗ;
  • Содействовать развитию уверенности при высказывании предположений; умения мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;
  • Продолжать развивать способность детей к эмпатии.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным, учить безопасному поведению с ними.
  • Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Комитет по образованию Администрация Городского округа Подольск

Муниципальное  образовательное учреждение

                          «Средняя общеобразовательная школа №33»

               

Конспект занятия

«Кот Мурлыка»

с детьми второй младшей группы

(образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие)

                                          Воспитатель: Алексеева Анастасия Николаевна

                             

                                                     

                                                                Городской округ Подольск 2022од

                                           

Цель: Активизация речевых возможностей, творческого мышления и воображения детей в ходе ознакомления с живым объектом посредством игровых приёмов и элементов ТРИЗ - технологии.

Задачи:

Обучающие:

  • Систематизировать у детей знания о повадках животного, функциях частей объектам- кота, закрепить в речи их правильные названия;
  • Учить детей сравнивать и находить объекты с аналогичными свойствами и признаками в окружающем мире;
  • Формировать умение отгадывать загадки по характеристикам объекта;
  • Закреплять использование в речи слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • Формировать способность выполнять действия (этюды) согласно содержанию литературного текста;
  • Закреплять в речи слова, обозначающие признаки и действия с противоположным значением (антонимы).

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности, образную речь с помощью элементов методики ТРИЗ;
  • Содействовать развитию уверенности при высказывании предположений; умения мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;
  • Продолжать развивать способность детей к эмпатии. 

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным, учить безопасному поведению с ними.
  • Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойств предметов  ( существительные, прилагательные, действия (глаголы).

Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными    методами   ТРИЗ – технологии: мозговой штурм, синектика – прямая и личная аналогия, системный анализ (оператор), метод противоречий.

Материалы и оборудование: Игрушка – котик; картинки с изображением частей кота (голова: рот, язычок, глаза, ушки, туловище, лапки, коготки, хвост); мольберт, ноутбук.

Длительность занятия - 15 минут.

Ход:

 Дорогие ребята, вы хотите со мной поиграть? Тогда вставайте в круг.

Нам без дела не сидится,

С вами будем веселиться веселится,

В игры разные играть.

Будет некогда скучать.

- А я к вам пришла не одна.

Метод «Мозговой штурм»

- Как вы думаете, кто со мной пришёл? (предположения детей). Молодцы, какие вы фантазёры. Послушайте загадку – подсказку:

Этот зверь живет лишь дома.

С ним всегда мы все знакомы.

У него усы как спицы.

Мышка, та его боится.

Он, мурлычет и поет.

Кто, ребята, это?   (Дети: кот.) 

Давайте присядем на коврик и рассмотрим кота.

Воспитатель: Он хочет, чтобы вы его позвали ещё раз, только очень-очень ласково, тогда он покажется. (Дети: Котик, котёнок, котёночек, коток, коточек, котишка). Выходи к нам, пожалуйста.

Котик: Здравствуйте, ребята, мур – мур!.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой он красивый (дети рассматривают, изучают игрушку). Какой котик, расскажите? (Дети: пушистый, мягкий, беленький).

 А теперь Мурлыка приглашает вас на стульчики.

Метод «Синектика» - прямая аналогия

На слайдах картинки – подсказки.

Воспитатель: А что   ещё может быть таким же белым, как котик? (Дети: Снег, бумага, соль, майка, зайка, облака, медведь и др.) – открывается слайд

- Очень интересно!! А ещё, кто бывает таким же пушистым, как котик? (Дети: белка, собака, снег, шапка, варежки)

- Как много вы знаете, молодцы!! А что может быть таким же мягким, как котик? (вата, подушка, одеяло, пёрышко, хомячок, снег)

 

Метод «Мозговой штурм»

- У вас у всех есть имена, и у нашего кота есть кличка. А как зовут  нашего кота? (Дети: Барсик, Васька, Глаша, Пушок, Катауси, Мурка). А еще есть такие клички……( если дети не скажут)

 Котик: Ой, какие интересные клички вы знаете, но меня зовут Мурлыка, мур –мур.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему его так зовут? (Дети: Котёнок любит мурлыкать). Мурлыка, а почему ты такой грустный?

Мурлыка: Со мной никто не играет. Мне скучно.

Метод «Синектика» - личная аналогия

Воспитатель: Ребята, повеселим Мурлыку, поиграем с ним? (дети: да).  Я сейчас вас всех превращу в его друзей – маленьких котов, а вы слушайте меня внимательно и выполняйте все движения.

- Вправо, влево повернитесь и в котов все превратитесь.

В доме есть у нас коты,

Лапкой гладят животы;

                                                        Пьют парное молоко.

Ходят плавно и легко.

Сядут, улыбаются,

Лапкой умываются.

Смотрят   котики в окошко,

Чешут за ухом немножко.
Поднимают хвост столбом,
 Спинку выпятят горбом.
Замурлычут "мур", вздохнут,
Лягут на пол  и уснут.

Мурлыке понравилось, он уже не грустит.

                            Метод «Системный анализ (оператор)»

Воспитатель обращает внимание на мольберт с изображением контура кота.                 

 - Посмотрите, ребята, кто-то нарисовал рисунок. Кто же на нём изображён?  (Дети: кот, котик)

Мурлыка грустно: Ой, совсем не похож на меня.

Воспитатель: Ребята, почему он не похож на Мурлыку, чего не хватает у этого котика? (Дети: глаз, рта, усиков, коготков, носика, хвоста, ушей).-

 Ребята, а давайте сделаем для Мурлыки настоящих котиков друзей. Подойдите к столам и соберите портреты котов, чтобы Мурлыке было весело.

 Какие замечательные получились коты. Давайте расскажем, какие части тела и для чего нужны котам?    ( дети по очереди рассказывают)                        

Части тела (что делают?)

                Функции (ответы детей)

Лапки

Убегают, догоняют, ловит мышей, играет клубочком

Хвост

Машет, лежит, стоит

Уши

Слушают мышек, собак, хозяйку

Нос с усами

Нюхают разные запахи,

Ротик с язычком

Ест, мурлычет, мяукает, умывается

Глаза

Смотрят, моргают, закрываются, открываются

«Метод противоречий» - игровой приём «Наоборот»

 Мурлыка приглашает вас опять  на коврик: Ребята, напомните, какого  цвета шубка у Мурлыки? (белого). А есть другие коты: наоборот – какого цвета? (черного). Давайте поиграем в игру « Скажи наоборот»

  • Когда я к вам пришёл, то был грустным, а сейчас я какой? (Дети: весёлый);
  • Когда я играл дома, мне было тепло, а когда вышел зимой на улицу – стало… (Дети: холодно)
  • Когда я был котенком – я был маленьким, а вырос и стал (Дети: большим)
  • Когда на улице светло – это день, а когда темно? (Дети: ночь)
  • Когда меня кормят рыбкой и молочком– мне хорошо, а когда я голодный – мне..(Дети: плохо)

 «Метод противоречий – игровой приём «Хорошо-плохо»

 Ребята, кот Мурлыка принес вам подарок, пойдемте посмотрим. (Воспитатель достает вазу с конфетами). А вы любите конфеты? А как вы думаете - конфеты – это хорошо? Почему? Дети: хорошо - вкусная, сладкая, большая, красивый фантик, ароматная)

 -  Конфеты не только хорошо, но и плохо? Почему? (Дети: Могут заболеть зубы, можно испачкаться.)

- Ну раз в конфетах больше хорошего, чем плохого, Мурлыка угощает вас сладкими, ароматными, шоколадными, вкусными конфетами. Что скажем Мурлыке за конфеты? ( спасибо). А Мурлыке пора домой, мышки совсем заждались.

Ожидаемый результат.

ДЕТИ:

  • Имеют выраженные проявления воображения, творческого мышления, способность рассуждать и свободно высказывать свои предположения, анализировать и сравнивать;
  • Имеют представление об образе кота – его повадках, названиях частей тела и их функций, называть объекты с аналогичными свойствами;
  • Употребляют в речи слова с уменьшительно – ласкательными суфиксами, с противоположным значением; свободно общаются;
  • Понимают смысл и назначение загадок; проблемных вопросов;
  • Выполняют действия (этюды) согласно содержанию литературного текста