22.12.2025 ОД "Волшебные странички"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Болгова Юлия Александровна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

«Волшебные странички»

Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить отвечать на вопросы.
  • Расширять словарный запас;
  • Закрепить умение находить и правильно называть диких и домашних животных и их детенышей;
  • Закрепить формы устного народного творчества (потешки, сказки, игры) и уметь узнавать их по заданию;

Развивающие:

  • Развивать умение использовать в беседе накопленные знания;
  • Развивать связную речь, память, воображение, фантазию, мышление. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, умение слушать друг друга.

Предварительная работа: чтение и повторение потешек, сказок и малоподвижных игр.

Демонстрационные материалы: вязанный коврик («Ковер-Самолет»),

книга с пустыми страницами, пазлы с картинками (заяц и лиса), картинки дерева и домика, картинки домашних и диких животных, картинки с героями сказок, куклы рукавички: мишка, петушок, божья коровка.

Ход

Воспитатель собирает детей в круг.

Дружно встанем мы в кружок

Ты дружок и я дружок

Вместе за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им доброго дня!

Сюрпризный момент.

У доски на украшенной зелёной полянке лежит ковер-самолет, на ковре- самолете большая книга. Воспитатель обращает внимание детей на ковер- самолет.

  • Ребята, посмотрите: к нам в группу прилетел сказочный ковер-самолет и принёс нам книгу. Это волшебная книга со сказками, потешками и загадками! Давайте почитаем!

Воспитатель берет в руки книгу, перелистывает и показывает детям, что страницы книги пусты

Ой, но здесь нет никаких сказок, нет потешек и загадок! Страницы книги пусты. Может быть страницы книги потерялись?

  • Я думаю, что мы должны страницы в книжку вернуть. Вы согласны? А давайте поедим в сказочную страну и найдем все наши странички?

А поедим мы на лошадке. Я первая, а вы - за мной. Поехали!

Включается аудиозапись Железновой «Едем, едем на лошадке но, но…» Едем, едем на лошадке, но-но-но,

Рады, рады все ребятки, но-но-но, Рады, рады прокатиться, но-но-но, Звонко цокают копытца, но-но-но.

Приехали

Дети: На лошадке.Все вместе читаем потешку:

Еду, еду на лошадке.

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.

  • Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались на лесной полянке. Чтобы вернуть странички волшебной книги нам надо выполнить несколько заданий. Вы готовы?
  • Задание 1
  • Сколько здесь зверят! Наверно они тоже живут на страницах волшебной

книги! Только они потерялись и забыли как их зовут, а мы их с вами сейчас найдем.

Дидактическая игра «Кто потерялся?»

Для того, чтобы звери нашлись вы должны отгадать и назвать их. Показываю иллюстрации с изображениями домашних животных, дети отгадывают, что за животное изображено и описывают его(кошка, корова, собака, коза). Какие вы молодцы! Помогли найти всех животных!

 Как всех этих животных можно назвать одним словом?

- Дети«Это домашние животные».

- Почему они так называются?

- Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».

- Молодцы!

Показываю иллюстрации с изображениями диких животных, дети отгадывают, что за животное изображено и описывают его.(заяц, лиса, медведь, белка)

Как всех этих животных можно назвать одним словом?

- Дети«Это дикие животные».

- Почему они так называются?

Дидактическая игра «Назови детенышей»

У каждого домашнего животного есть детеныши. Назовите их.

У кошки - …. (котята)

У собаки - …. (щенята)

У коровы - ….(телята)

У козы - … (козлята)

У свиньи - … (поросята)

У зайца - … (зайчатата)

    У лисы - … (лисята)

У медведя - …. (медвежата)

У белки - …. (бельчата)

  • Упражнение «Один - много»
  • Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Один- много».
  • Кошка-кошки
  • Собака-собаки
  • Корова-коровы
  • Заяц-зайцы

Ребята, посмотрите, на страничках волшебной книги появились

изображения дерева и домика (педагог прикладывает к страницам книги картинки дерева и дома)

  • Что есть у дерева?

Дети отвечают на вопрос (ствол, ветки, листья, корень). К дереву мы с вами перенесем диких животных.

  • Что есть у дома?

Дети отвечают на вопрос (крыша, окна, дверь, стены, крыльцо, труба). В домике будут жить домашние животные.

Дети берут по животному и с полянки переносят их на страницы волшебной книги. Диких - к дереву, а домашних к домику.

  • Молодцы ребята! Вы справились с заданием, правильно отгадали всех зверей! А теперь вас ждет ещё задание.

  • Задание 2

Загадки

  • Ночью он совсем не спит
    Дом от мышек сторожит.
    Молоко из миски пьет
    Ну конечно это ...
  • Дети - Кот

  • Воспитатель: Да, это котик. И его любимая игрушка клубочек ниток. Котик любит слушать потешки, да песенки про себя. А вы знаете потешки про кота? (дети читают потешки)
  • Как у нашего кота
  • Шубка очень хороша
  • Как у котика усы
    Удивительной красы.
    Глазки смелые,
    Зубки белые.

  • Воспитатель: котику очень понравились про него потешки, он вам спасибо промурлыкал.

- Воспитатель: а сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Кот и клубок». (наш котик будет догонять свой клубок). Встанем дружно все в кружок и будем передавать друг другу клубок и котика)

  • Воспитатель: молодцы никого котик не поймал. Давайте отпустим котика отдыхать на печку.

еще одна загадка, слушайте внимательно.

  • Как будильник на заре
    Всех он будит во дворе.
    Ходит он не в сапогах
    Но есть шпоры на ногах.
    Вместо шапки гребешок
    Кто же это?..
  • Дети - Петушок.
  • Воспитатель - Расскажем потешку петушку
  • Потешка «Петушок, петушок...»

  • Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь? 

Петушку очень понравилась ваша потешка и он прокричал ку-ка-ре-ку.

Петушок: Ребята, я так проголодался, у вас на столе я вижу зёрнышки. Я сейчас их все склюю.

Воспитатель: Подожди, подожди Петя, мы недавно с ребятами читали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» так там петушок подавился и чуть не умер. Ребята, а каким зёрнышком подавился?

Дети: бобовыми…

Воспитатель: А почему он подавился бобовым зёрнышком?

Дети: оно очень крупное.

Воспитатель: Ребята давайте поможем нашему петушку?

Дети: да

Воспитатель: в большой чашке лежит фасоль и горох, нам надо разложить по тарелочка горох отдельно, фасоль отдельно.

Воспитатель: что мы будем складывать в эту тарелочку?

Дети: горох

Воспитатель: горох какой?

Дети: маленький, круглый

Воспитатель: а в эту тарелочку что положим?

Дети: фасоль

Воспитатель: фасоль какая?

Дети: большая (спросить 2-3 человек)

Воспитатель: ребята подскажите, какие зёрнышки клевать Пете? Почему?

Петушок: спасибо ребята, я буду клевать гороховые зёрна.

А теперь у меня для вас последнее        задание.

Правильно назвав всех персонажей и название сказок, мы вернем их на страницы волшебной книги.

Дети прикладывают картинки к страницам волшебной книги.

Загадки ,

1.

Не лежалось на окошке
Покатилось по дорожке.

Дети - Колобок. (Дед. Баба, Заяц, Волк, Медведь, Лиса.)

2.

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.

Дети - Волк и семеро козлят. (Волк, Коза, семеро козлят, кузнец.)

3.

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Дети - Три медведя. (Три медведя, Маша)

А сейчас нам нужно назвать из какой сказки предмет. Дети по одному подходят и достают из мешочка картинки , называют  персонажа сказки и говорят, кто это и в какой он живет сказке.

1. Яйцо. (Курочка Ряба)

2. Короб с пирожками. (Маша и медведь).

3. Сладкий, желтый корнеплод (Репка)

4. Горох (Петушок - бобовое зернышко)

5. Медведь на  терем, (Теремок),

Вопросы к детям:

  • От кого ушел колобок?
  • Какая выросла репка?
  • Кто помогал деду тянуть репку?
  • Кто разбил яичко?
  • Кто сломал теремок?
  • Сколько медведей жило в лесу?

  • Умнички! Со всеми заданиями справились. Поглядите-ка сюда, в книжке

странички появились. Значит, мы все правильно сделали. Теперь эта книжка будет жить у нас в детском саду и мы ее можем смотреть и читать в свободное время.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями в старшей группе №3 "Маленькая страна" 2024-2025 учебный год

План работы с родителями в старшей группе №3 "Маленькая страна" 2024-2025 учебный год...

Развлекательный досуг совместно с родителями в средней группе "Путешествие в страну детства".01.04.2025 г

Цель: Формирование навыков общения, сотрудничества, сотворчества родителей, детей и педагогов....