Речевые пятиминутки "Зимующие птицы"
картотека по развитию речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевые пятиминутки "Зимующие птицы"
1. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
***
Упражнения для щек и губ
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
***
Упражнения для языка
Любопытная Сорока.
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
***
Развитие речевого дыхания и голоса
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Снегирь: «Фью-фью-фыо».
2. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая игра: «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(На каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
3. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон»
Я решил ворон считать: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (Поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)
Шесть ворона — на столбе, (Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)
Семь ворона — на трубе,
Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят...
Ну а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка! (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
А. Усачёв
4. Речевая зарядка «Воробей»
— Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь.
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А.Тараскин.
5. Координация речи с движением.
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Хлопать руками по бокам.)
В красных майках снегири. (Наклонять голову в сторону).
Распушили пёрышки, (На первое слово каждой строчки частое
Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.)
Головой вертят, улететь хотят. (Повороты головы).
Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками,
За метелью! За метелью! как крыльями)
6. Координация речи с движениями.
Физкультминутка «Воробей»
Среди белых голубей (Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».)
Скачет шустрый воробей. (В центре скачет на корточках один ребенок — «воробей».)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей, (Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом)
Вылетай-ка, не робей («Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.)
7. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.
Ввести в активный словарь:
— существительные: ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм.
— прилагательные: резвый; красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы)
— глаголы: прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.
Упражнение «У КОРМУШКИ».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов).
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:
— Снегирь летит к кормушке (предлог к).
— Синица улетает от кормушки (предлог от).
— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
Игра «Чем больше, тем лучше»
Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.
Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.
А. Аксенова
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три...
На зимовку прилетели
С красной грудкой... (снегири).
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает... (сова).
Тук-тук-тук с утра весь день.
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
—Тук-тук-тук, — в ответ нам... (дятел).
Серый маленький комочек
Чик-чирик! — замёрз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждёт тебя наш... (воробей).
—Кар-кар-кар! — кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ... (Ворона).
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — ... (птицы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий, познавательно-речевой проект "Птицы нашего двора"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3335268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"152"}}]]Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаютс...
речевое перелётные птицы
для образовательной деятельности...
Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Птицы» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР
Цель: прививать интерес к миру птиц.Задачи:- Закрепить знания детей о птицах родного края.- Формировать интерес к миру птиц.- Активизировать, расширять словарь по теме, стимулировать...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию " Птицы весной"
Конспект организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию.Тема: Описательный рассказ по картине "Птицы весной" С.К.Артюшенко...

Конспект НОД речевое развитие «Птицы» вторая группа раннего возраста.
Цель: Активизация речевой деятельности детей по теме «Птицы»....


