Исследовательско-творческий, познавательно-речевой проект "Птицы нашего двора"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

ПАНАРИНА  ЕЛЕНА  АЛЕКСЕЕВНА

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок»

ст. Канеловская, Староминской район

Исследовательско - творческий, познавательно - речевой

Проект

(2 младшая  группа)

ПРОЕКТ «ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Помочь дошкольникам получить знания о природе.

Сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок.

Учить,  самостоятельно придумать рассказ с помощью иллюстраций.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

ВИД ПРОЕКТА: исследовательско-творческий, познавательно-речевой.

УЧАСТНИКИ: 

Дети  2 младшей группы;

Воспитатель Панарина Е.А.

Родители 2 младшей  группы

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ – 3-4 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: с октября 2012 до марта 2012г.- долгосрочный проект.

ПРОБЛЕМА: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

ЦЕЛИ: 

  1. Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;
  2. Развивать интерес к жизни птиц;
  3. Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
  4. Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений.
  5. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить, чётко произносить их.
  6. Придумывать небольшие истории про птиц.

ЗАДАЧИ: 

  1. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
  2. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
  3. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
  4. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТУ:

  1. Формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
  2. Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
  3. Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
  4. Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая»

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- консультации.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

- интеграция со специалистами детского сада.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

Дидактический материал:

 «Птицы», «Перелетные птицы»,

«Зимующие и перелётные птицы»

«Птицы в картинках», лото «Птицы»,

Разрезные картинки.

Методическая литература:

И.М.Молчанова. Экологические беседы для дошкольников.

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно - методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

по формированию элементарных экологических представлений

у  детей 2-ой младшей группы в рамках проекта 

«ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА»

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ОСЕНЬ

«Птицы на участке

   1. Наблюдение за птицами:

- Какие птицы прилетают на участок?;

- Воробей;

- Ворона;

- Голубь;

- Какие звуки издают птицы?;

- Сколько ног у птиц и как они ходят?;

- Сколько крыльев у птиц и как они летают?

   2.  Подвижные игры:

        - «Воробушки и кот»;

        - «Воробушки и автомобиль»;

        - «Большая птица».

  3.  Игровые упражнения «Покажи птицу» (воробья, ворону и т.п.).

   4.  Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя).

   5. Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».

   6. Слушание:  аудио «Голоса птиц».

   7. Чтение: Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».

   8. Аппликация «Воробей».

   9. Лепка «Птичка».

 10. Итоговое занятие «Птицы на участке детского сада».  

ЗИМА

                                 «Птицы зимой»

   1. Наблюдение за птицами:

- Синица;

- Снегирь;
- Сорока;

- Птицы большие и маленькие;

- Чем питаются птицы?

- Какие птицы кормятся на кормушке?

- Птичьи следы на снегу

   2. Лепка: «Воробей», «Ворона», «Сорока».

   3. Раскрашивание силуэтов птиц (синица, снегирь).

   4. Чтение стихотворений:

      - А.Прокофьев «Снегири»;

      - В.Стоянов «Воробей»;

      - Р.Бухараев «Кормушка».

   5. Слушание: аудио «Голоса птиц».

   6. Заучивание стихотворения В.Приходько «Воробей».

   7. Разучивание песни «Воробей» (сл. А.Чепцова, муз. В.Герчик)

   8. Домашнее задание: изготовление кормушек.

   9. Развешивание кормушек.

   10. Коллективная аппликация «Птицы на кормушке».

   11. Рисование «Следы птиц».

   12. Итоговое занятие «Птицы зимой».

План составлен на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Раздел программы

Содержание деятельности.

Сроки

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

 «Стая»

октябрь-ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

декабрь-февраль

Социальное

развитие

Тематическое занятие по теме: Занятие по экологии  «Поможем птицам зимой»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Тематическое занятие «Зимующие птицы»

Развлечение  «Дома птиц»

Участие в акции «Птичья столовая»

Правила поведения в природе.

 ноябрь.

 

 

январь - февраль

Здоровье и

физическое

развитие

Совместные походы на полянку.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

сентябрь - февраль

Труд

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц. «Вкусняшки для птиц».

Изготовление скворечника (совместно с плотником)

Фотографирование с кормушками и скворечником.

январь - февраль  

Познавательное

развитие

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

Цикл занятий «Птицы - наши друзья»

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

сентябрь-февраль

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах.

Приметы с птицами.

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о птицах.

А.Яншин «Покормите птиц»

Т. Волжина. «Где чей дом?»

Заучивание стихотворений о  птицах.

сентябрь-февраль

Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность

Рисование  «Снегири»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Лепка  «Птичка»

Ручной труд  «Гнёздышко

Наблюдение на улице  «Гнездо среди ветвей»

октябрь, ноябрь,

декабрь,

 

 

 январь - февраль

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под елью. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

Хорошо ли они заметны на дереве?

сентябрь-февраль

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

сентябрь-февраль 

 

 

 

 

 

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

  1. Цикл НОД по теме «Птицы нашего двора».
  2. Презентация на тему «Птицы нашего двора»
  3. Картотека художественного слова «Птицы нашего двора».
  4. Выставка (рисование, аппликация, лепка) на тему «Птицы нашего двора».
  5. Кормушки для птиц.
  6. Скворечники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  1. Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
  2. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
  3. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
  4. В реализации проектной деятельности дети научились:

-  задавать вопросы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

-  сочинять сказки, истории о птицах.

  1. Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности.
  2. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в 1 младшей группе на тему "На птичьем дворе"

Конспект НОД по познавательно-речевому  развитиюТема: "На птичьем дворе"Образовательные области: познание. коммуникация,художественное чтение,музыкаЦель: Развитие познавательных способностей дете...

Исследовательский, творческий проект "Наша ферма.Сказка на окне"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Когда огород ...

Исследовательско – творческий проект «Спасём нашу Волгу»

Исследовательско – творческий проект«Спасём нашу Волгу»...

Познавательно – исследовательский, творческий проект «Деревья - наши друзья»

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего  дошкольного возраста; воспитывать бережное от...


 

Комментарии

БЕЛОЗОР ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Отличный проект. Спасибо, взяла себе в Методическую копилку

ПАНАРИНА  ЕЛЕНА  АЛЕКСЕЕВНА

Благодарю Вас за комментарий.