Консультация "Тряпичная кукла".
консультация (подготовительная группа) на тему

Тараканова Галина Викторовна

Для чего была нужна тряпичная кукла? Чему она учила? К каким духовным ценностям приобщались дети, играя с  ней? На все эти вопросы вам поможет ответить эта конультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Тряпичная кукла».

        

 «Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывает к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка».

«Игрушка. Ее история и значение». Под ред. Н.Д. Бартрама 1912г. с.171

То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5-6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, рубанком, швейной иглой.

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые – мама, бабушка, старшая сестра, потом – она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.

В одежде кукол, их головных уборов обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда, во время игры, разыгрывалось целое действие – свадьба, посиделки, сватовство, девичник. Причем такая игра сопровождалась пением, традиционным для того или иного времяпрепровождения. Интересно, что мужские образы в куклах встречались несравненно реже: кукольные наборы, по различным источникам, обычно были без «отцов», «сыновей», «братьев» и «дедушек».

Обращает на себя такая очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы, как безликость. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того – в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой. В антропоморфной кукле видели представителя иного мира. На этом основано двоякое отношение древних народов к театральной кукле (чувство опасности и благоговения).

В безликости же традиционной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. На это древнейшее представление накладывались другие – эстетические, психологические. На месте лица создавался цветными нитками или тонкими ленточками яркий орнамент из перекрещивающихся полос, причем колористическое наполнение отвечало принятому в каждой местности представлению о красоте. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо.

Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку, юбочку – вот тебе и кукла. Не всякая солома годилась для «танцующих» кукол: она должна была быть прочной, почти полированной, тогда расходящийся книзу пучок, на который надевалась юбка «до полу», позволял игрушке плавно двигаться, кружиться. Там, где выращивали кукурузу, в игрушки превращался початок: завернутый в тряпочку, он был похож на «младенца».

В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои. Ведь изображая обряд, дети запоминали порядок его ведения, правильное использование вещей в том или ином ритуале, усваивали словесно-музыкальную его сторону: перенимая текст, мелодию от более старших участников игры, ребята овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения.

Народным игрушкам присуще такие качества, как единство эстетического и этических начал, доброе отношение к окружающей природе и людям, пожелание семейного счастья, радостный взгляд на мир, ощущение величия и красоты вселенной, умение выразить его гармонию, уважение к человеческому труду и многое другое. Это подлинно гуманистическое содержание заложено в живых, плодотворных традициях русского искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....