Инновационный проект «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
проект по теме

Касьянова Наталья Николаевна

организация работы по ознакомлению детей с культурой и традициями кубанского казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innnov.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

Тема: «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

Общая для нашего времени тенденция развития отечественной  педагогики по пути гуманизации и личностной ориентированности особенно актуальна для воспитания и развития культуры народа, историческая судьба которого складывалась на территории Краснодарского края. Данное обстоятельство делает проблему
сохранения этнических традиций кубанского казачества значимой не только в научном отношении, но и в практическом.

Используя традиции коренного населения в педагогической работе, мы получаем возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические.

Введение культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом кубанского казачества, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению исторической памяти. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к
его истории и культуре. Новым и, весьма перспективным является введение положения о целесообразности учета народной философии и традиционных воззрений этноса на природу человека и его место в окружающем мире, на становление и развитие личности, учет этнопсихологических особенностей восприятия и стиля мышления.

Вот почему определяя направление воспитательно - образовательной работы с детьми, мы остановились на проблеме ознакомления с культурными традициями кубанского казачества. Мы считаем, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.

Структурно-функциональная модель введения культурологического регионального компонента в условиях дошкольного образовательного учреждения включает основные параметры воспитания:

  • цель;

~ содержание;

  • формы и методы;
  • организационно-управленческие действия;
  • критерии усвоения детьми элементами кубановедения, показателями которыми являются:
  • ярко выраженный интерес к жизни кубанского народа в разное
    историческое время, к его истории и культуре, к природе Кубани;
  • принимать осмысленное и активное участие в проведении народных
    праздников;
  • использование в активной речи кубанского фольклора;
  • действенная готовность вместе со взрослыми вести углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес, помогающий воспитать патриота.

Ц                              Цель  инновации: духовно-нравственное воспитание через приобщение детей к культуре кубанского казачества, воспитание гордости за культурные традиции этого субэтноса.

Задачи:

  • знакомство с характерными признаками быта кубанского казачества;
  • нравственное воспитание на основе ознакомления с правами и обязанностями представителей казачества и их культурными традициями;
  • духовное воспитание на основе использования традиций, обрядов и ремесел кубанского казачества.

Гипотеза:

Реализация модели культурологического регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает комплекс организационно-управленческих действий. Важнейшим являются следующие:

  • педсоветы, на которых развивается этнокультурное сознание воспитателей, формируется их гражданская позиция, появляющаяся в ответственности за разрешением духовно-нравственных проблем;
  • система углубленной методической работы, позволяющая педагогам овладеть методикой ознакомления дошкольников с историей и культурой Кубани, новыми технологиями повысить свое мастерство в этой области;
  • создание в дошкольном учреждении развивающей предметно- пространственной среды, как условия формирования представлений об этнической культуре.

НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАПЫ

1. Организация духовно-нравственного воспитания Задачи:

Проанализировать основные направления работы

Направление работы руководителя;

  • организация всего воспитательного процесса;
  • сотрудничество с органами образования;
  • финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек);
  • работа с родителями;
  • координация работы с другими учреждениями;
  • связь со школой.



Направление работы старшего воспитателя:

  • ознакомление с существующими программами и методиками по
    «Кубановедению»;
  • выбор программы и методики (совместно с воспитателями);
  • определение места для регионального компонента;
  • контроль за координацией;
  • мониторинг всей деятельности коллектива;
  • участие в диагностике;
  • проведение педсоветов, методических семинаров, консультаций;
  • руководство по созданию развивающей предметно-пространственной
    среды этнокультурной направленности;
  • координация работы воспитателей: составление рекомендаций по
    конкретным темам и при необходимости.

Направление работы воспитателей:

  • культурологизация регионального компонента в группах;
  • создание условий для духовно-нравственного воспитания в группах ,
    организация кубанских уголков, фотоальбомов «Памятные места»,
    «Страницы истории»;
  • подбор зрительного и музыкального материала, пособий: рукотворного
    наглядного материала, игровых атрибутов, дидактических пособий и
    прочее;
  • работа с родителями (домашнее задание детям, оформление
    необходимой информации);
  • проведение диагностики;
  • участие в сборе информации для некоторых разделов
    «Кубановедения».

2. Создание системы диагностики

Задачи: Повышение профессиональной компетентности педагогов

  • Знание основ психолого-педагогических наук и методики ознакомления
    дошкольников с историей и культурой Кубани.
  • Использование межпредметной интеграции, где воспитатель самостоятельно решает в рамках какой темы (раздела) можно использовать предложенный информационный материал.
  • Умение сочетать беседы о казачестве с экскурсиями в музей,
    выставками, беседы с носителями культурных ценностей предков.
  • Умение организовать соответствующую развивающую предметно-
    пространственную среду этнокультурной направленности.
  • Умение применять полученные знания при выполнении практических
    заданий направленных на решение педагогических задач.

Обследование знаний и умений детей

  • Анализ диагностических карт.
  • Беседы с детьми на предложенную тему.
  • Анализ деятельности детей на занятиях.
  • Анализ самостоятельной деятельности детей.
  • Анализ поведения, игровой деятельности.

Культурологизация регионального компонента в
воспитательно-образовательном процессе

  • Организовывать регионально-ориентированную деятельность детей (познавательную, игровую, поисковую).
  • Выбирать наиболее рациональные формы организации дошкольников в зависимости от педагогической ситуации.
  • Создать более благоприятные для здоровья детей условия.
  • Привлечь внимание родителей к культурным традициям казачества, знаниям о своей ближайшей (малой) родине.

Воспитательно-образовательная технология представляет собой:

1 Ориентировка на широкое использование знаний разделов «Кубановедения» е регламентированной и нерегламентированной деятельности, развивающей предметно-пространственной среды этнокультурной направленности.

  • Широкое использование специально подобранной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей ( в течении всего года) с произведениями отдельных кубанских авторов, через которые дети усваивали традиции своего народа, нравственные нормы, знакомились с обычаями, праздниками.

Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание альбомов и фотоколлажей по знаменательным местам Кубани.

  • Организация театрализованной деятельности музыкального руководителя с детьми, использование фольклора, как культурно- этнографического комплекса, включающего словесное музыкально- песенное, танцевальное, игровое творчество и т.д.
  • Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий повседневной жизни, позволяющих детям накопить  культурологические
    впечатления, конкретные знания об этнокупьтуре региона, с различного рода занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых характерных признакам быта кубанского казачества, с досугами, праздниками. вызывающими яркий эмоциональный отклик        |
  • Демонстрация одновременно как этнокультурную специфичность предметов быта, художественное своеобразие произведений народного творчества, так и разнообразие материалов, из которых они сделаны и способ их изготовления.

Игра

Музыка

Художественный труд

Блок занятий

Физо

ТРУД

театрализованная деятельность

работа с родителями

конструирование

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ  РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

  • КУБАНСКИЙ УГОЛОК - предназначен для проведения комплексных занятий; релаксационных целей; самостоятельной работы и самостоятельных детских  игр
  • «ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ» - предназначена для знакомства с различными ремеслами кубанского казачества, для развития у детей навыков классификации объектов по различным признакам.
  • БИБЛИОТЕКА - функциональная роль познавательная, воспитание интереса к устному народному творчеству, пополняется иллюстративными книгами, в которых  герои изображены в национальных одеждах.
  • «МАСТЕРСКАЯ ФОТОГРАФА» - возможность свободно пользоваться пособиями: открытками, фотографиями, трафаретами одежды, комплектами репродукций картин, на которых изображены образы национальных костюмов, традиционные орнаменты, украшения.
  • «ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ» - оформление тематических выставок, фотовыставок «Край родной мой – Кубань», рисунки детей в экспозиции «Мир глазами ребенка» - способствует более успешному восприятию и запоминанию материала, но позволяет глубже проникнуть в существо познаваемых явлений.
  • «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» - условие, формирующее этнокультурную осведомленность, включающее в себя народные игры и народные музыкальные произведения, дидактический игровой и учебный материал, декорации, подготовленные в процессе совместного творчества педагога и детей, этнографические куклы, макеты и модели, предметы народного быта, игровой инвентарь и оборудование для проведения сюжетно – ролевых и подвижных игр – изготовленных собственноручно

 Условия развития инновации.

  • Изменение условий оплаты труда педагогическому и обслуживающему персоналу.
  • Культурологизация развивающей предметной среды.
  • Этнокультурное просвещение педагогов, родителей 

Основные этапы инновационной деятельности и прогнозируемые результаты.


Этапы

Содержание

Предполагаемый результат

1.Подготовительный

      (2008 – 2010г.)

  • Экспертиза условий ДОУ;
  • Мониторинг профессиональной компетентности и творческого потенциала участников инновационных процессов;
  • Исследование программно – методических источников;
  • Анализ структуры образовательной системы, эффективность и взаимосвязи ее компонентов;
  • Система повышения квалификации кадров;
  • Создание творческой группы по инновационному блоку;
  • Защита образовательного проекта по проблеме инновации;
  • Создание нормативно – правовой базы развития инновации;
  • Консилиум по вопросам этнокультурного воспитания дошкольников;
  • Формирование методической технологической модели «этнокультурного» просвещения родителей
  • Стабильность образовательной системы на принципах целостности, интеграции;
  • Описание концептуальной модели;
  • Пакет аналитических методов;
  • Библиографии указатель актуальной информации по созданию инновации;
  • Локальные акты развития инновации и функционирования образовательной системы ДОУ;
  • Комплекс дидактических материалов по творческим интересам групп.

2.Технологический.

Апробация концептуальной модели

(2010 – 2012г.)

  • Система научно – методического сопровождения творческого поиска;
  • Разработка и систематизация параметров этнокультурного воспитания;
  • Вариативность комплексной системы, ее варьирование;
  • Диагностика в образовательном процессе ДОУ, внесение коррективов в нормативы.
  • Культурологическое воспитание дошкольников – составная часть воспитательной работы в ДОУ.
  • Интегрированнные образовательные системы ДОУ;
  • Система диагностических материалов по содержанию инновации;
  • Программа научно – методических семинаров;
  • Бланк профессиональных знаний и умений по использованию регионального компонента во всех видах деятельности дошкольника.

3.Корректировка созданной системы, обобщение материалов (2012 – 2013г.)

  • Мониторинг результатов образовательной системы;
  • Защита и презентация дидактических модулей и образовательных процессов;
  • Корректировка образовательной системы по результатам педагогического руководства по ознакомлению детей с традициями и культурой Кубани.
  • Методические рекомендации и дополнения образовательной системе по кубановедению в дошкольном воспитании;
  • Система работы с родителями;
  • Программа управления инновационными процессами в ДОУ.

4.Итоговый (2013г.)

  • Комплексный мониторинг.
  • Система рейтингов.
  • Научно – практическая конференция.
  • Публикация материалов из опыта работы.
  • Маркетинг созданной системы.
  • Аналитические материалы по качественной характеристике результатов.
  • Комплекс учебно – методических пособий по обозначенной проблеме.
  • Аудио, видео, мультиамедиа – метариалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Тема: «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы».

В папке материал мастер-класса с презентациями и конспектом занятия для средней группы( Интегрируется 7 областей)...

Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушени...

Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"

"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...

Методическая разработка "Система воспитательно-образовательной работы с детьми ОВЗ"

Система  воспитательно-образовательной работы с детьми компенсирующей направленности подготовительной к школе  группы...

Об инновационном обновлении содержания и форм системы воспитательно-образовательной работы в ДОУ

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержан...

Инновационный проект: «Использование конструктора «Фанкластик» в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Конструирование дает возможность объединить игру с экспериментированием, активизировать мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, расширяет кругозор, познав...