Доклад по теме : "Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента"
материал на тему
На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского дошкольного образования в направлении его регионализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента» в рамках заседания проблемно-творческой группы
"Проектные технологии"
1 слайд - титульник
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
Конвенция о правах ребенка Статья 29
2 слайд - Федеральные государственные требования отмечают, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Это активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
3 слайд - На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского дошкольного образования в направлении его регионализации.
4 слайд - зачастую информационное поле, которое сегодня окружает детей, наполнено символами, чуждыми русской национальной культуре, традициями, устоям возникает необходимость возвращения к вечным истинам. Чем раньше ребенок осознает себя частью великой страны и испытает от этого чувство гордости, тем глубже и прочнее поселится это чувство в его душе.
5 слайд - На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свой край и гордится им. Заложить нравственные основы в детях: любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. А также очень важно научить детей любить и ценить, знать свой город, в котором ты родился, знать свой край, где живешь.
6 слайд - Мы знаем, что дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, общего жизненного пространства, местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций.
7 слайд - Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю необходимо активизировать духовно-нравственное отношение к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, его природе и истории.
Уникальным средством активизации сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации регионального компонента в дошкольном образовании является технология проектной деятельности.
8 слайд - Нас, педагогов, использовать метод проектов, привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Ведь любой проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.
9 слайд - Я считаю, что технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательно-образовательного процесса, дает толчок к саморазвитию, знакомит с циклами проектирования, развивает у детей проектные умения: умение разрабатывать и планировать собственную деятельность, выбирать информацию по теме, умение развивающие интерес, умение исследовать условия практической деятельности, умение делать выводы.
10 слайд - Также технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
11 слайд - достоинства этой технологии я считаю в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе; улучшается взаимодействие с семьями воспитанников, активизируется позиция родителей как участников педагогического процесса детского сада; усиливается мотивация благодаря творческому характеру детской деятельности.
12 слайд - Проекты разработанные в рамках регионального компонента ДО, посвященных проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, края дают возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Также позволяют сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, его обычаях, культуре, дают возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией.
13 слайд - реализация таких проектов в ДОУ обеспечивает построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. Ведь проекты, реализует принцип интеграции, являются особой формой проживания тематических недель и как способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, всегда направлены на разрешение конкретной значимой для ребенка проблемы – исследовательской, информационной, практической, что делает региональное содержание близким и значимым для детей.
14 слайд - Процесс введения регионального компонента посредством проектирования любого ДОУ даёт возможность дошкольникам иметь представления:
об исторических условий жизни славянского народа: завоевательных походах на Русь, героических подвигах богатырей, о вражеских нашествиях, битвах; и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Знакомим с былиной, как с фольклорной эпической песней, жанром, характерный для русской традиции - проект «Герои былин. Русские богатыри».
15 слайд - о древнем мучном изделии, знакомим со всеми стадиями выращивания и приготовления хлеба нашими предками: как на Руси пахали, сеяли, о том, как рос хлеб, о жатве, об молоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи и о роли хлеба на столе - проект «Путешествие с зернышком».
16 слайд - о русских народных традициях, об изделиях народных мастеров, знакомим с историей промысла народных изделиях (хохлома, Полхов-Майдан, гжель, городецкая роспись филимоновская народная игрушка, берестяный промысел) и труде мастеров. Воспитываем у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде - проект «Изделия народных мастеров»
17 слайд - о истории возникновения города, знакомим с профессиями и ценностями культуры: памятниками и достопримечательностями города, поэтами и писателями, известными и знаменитыми людьми родного края - проект «Мой родной город»
18 слайд - об особенностях природы родного края, об озере Байкал; знакомим с растительным и животным миром Прибайкалья; с растениями смешанного сибирского леса; зависимости роста и развития животных от среды обитания - проект «Сибирь – родная, необъятная», «Байкал – сокровищница Сибири»
19 слайд - в реализации регионального компонента ДО через метод проектов активизируется личностный опыт ребёнка, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми в среде национальной культуры
20 слайд - Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств...
21 слайд - спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента»
На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского д...

Представление опыта работы по теме: "Реализация регионального компонента в ДОУ"
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, дру...

Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...

из опыта работы по реализации регионального компонента
Наша задача развивать интерес маленьких детей средствами, которые его окружают. Прививать интерес к родному краю. Воспитывать гордость за свое село и людей, которые его прославляют....

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Тема: "Педагогические условия, необходимые для эффективной реализации регионального компонента" выступление на педсовете.
Ознакомила ворспитателей на педсовете с педагогическими условиями, необходимые для эффективной реализации регионального компонента....