Главные вкладки

    мастер - класс
    проект на тему

    Мазур Татьяна Сергеевна

     

    Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста» («Народная кукла»)

    Цель:                                                                                                                           

    - привлечь внимание родителей к культурному наследию родного края

    - раскрыть роль и значение   народной куклы   в воспитании  и развитии  современного  ребенка;

    - познакомить с различными видами традиционной тряпичной народной    куклы, способами её   изготовления.

     

    image

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_master.docx22.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент Образования г. Братск

    Муниципальное Бюджетное  Дошкольное Образовательное Учреждение

    «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

    «Солнечный город»

    Мастер – класс

    Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста»

    («Народная кукла»)

                                                                                                      Подготовил:

                                                                                                       Мазур Т.С.

                                                                                                       II кв. категория

    Братск 2012 г.

                                           Мастер - класс.

    Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста» («Народная кукла»)                       

    Цель:                                                                                                                            - привлечь внимание родителей к культурному наследию родного края

    - раскрыть роль и значение   народной куклы   в воспитании  и развитии              современного  ребенка;

    - познакомить с различными видами традиционной тряпичной народной    куклы, способами её   изготовления.

    Оборудование и материал:  Мультимедийная презентация «Народная кукла», ткань цветного ситца, сатина, цветные нитки, крупа, аудиозапись хоровода «Мак маковистый»

    Ход мастер-класса:

     1. Организационный момент.

    Ведущий: Здравствуйте, гости званые,

                      Много гостей, много и новостей

                     А чтоб мастер-класс был веселей

                     На приветствие приглашаю гостей.

    (Встаем в круг)

    Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

    Как ты тут? (положили руку на плечо)

    Где ты был? (спросить рукой)

    Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

    Ты пришел? (руки в стороны)

    Хорошо! (обнялись)

    2. Теоретическая часть.

    В корзину я спрятала игрушку

    Девочек любимую подружку.

    Можно с ней по-разному играть

    Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

    Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

    Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Народная кукла».

    На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

    Как по - вашему, что такое кукла? (ответы)

    По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост».

    Игра – ведущая деятельность детей, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

    Очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не догадываются, насколько это важно – правильно выбрать игрушку.

    Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой  или яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.

    Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.

    Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси.

    В куклы играли все дети примерно до 7 – 8 лет. Пока они были маленькими, кукол им делали взрослые члены семьи. С пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.

    Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства. По ней судили о хозяйке.

    Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

    Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.

    Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

    Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

    Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

    А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

    На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.

    Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, она несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.

    Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

    Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

    Сегодня я предлагаю вам самим попробовать изготовить тряпичных кукол.

    Перед началом нашей работы,  давайте сделаем небольшую разминку.

    Загадки.

    ***

    И комковато,

    И ноздревато,

    И мягко, и ломко,

    А всех милей. (Хлеб)

    ***

    В печь несут –

    Жидко, горячо;

    Из печи несут –

    Густо – холодно. (Кисель)

    ***

    Едет, едет взад – вперед,

    В зубы возьмет,

    На две части разоймет. (Пила)

    ***

    Затейливые вопросы.

    Чем хлеб в огонь сажают? (Тестом)

    ***

    Что всего на свете мягче? (Рука)

    ***

    Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

    Головоломки.

    Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (Трое)

    ***

    Шли гурьбой:

    Теща с зятем

    Да муж с женой,

    Мать с дочерью,

    Да бабушка с внучкой,

    Да дочь с отцом.

    Много ли всех? (Четверо).

    Хороводная игра  «Мак маковистый»

    Игроки стоят в круге, водят хоровод, а  на вопросительную часть  демонстрируют слова ответа.

    ***

    Мак маковистый, да мак головистый,

    Сизые голубые голубочеки мои,

    Вы слетайте распознайте,

    Прилетите, расскажите,

    Как сеют мак, как сеют мак?

    Сеют эдак и вот эдак, сеют эдак и вот эдак,

    Вот как, вот как сеют мак, вот как, вот как сеют мак!

    … как растет мак…

    … как полют мак…

    … как цветет мак…

    … как рвут мак…

    … как едят мак…

    Мак маковистый да мак головистый,

    Сизые голубые голубочеки мои,

    Вы слетайте распознайте,

    Прилетите, расскажите,

    Съели дети мак, съели дети мак!

    Практическая часть:  Самостоятельное изготовление тряпичных кукол.

    Рефлексия:

                                  «Букет ощущений»

    Сегодня на мастер – классе…

    - Мне понравилось…

    - Меня удивило…

    - Мне было интересно…

    - Хочу отметить…

    - Мне удалось…

    - Я для себя сделал(а) выводы…

    Рефлексия.

    Подарить кукле косынку:

    Красный цвет-все удалось, очень интересно.

    Синий цвет - удалось, но материал часто используемый

    Желтый цвет - скучно, не интересный материал.

    Сегодня  я рассказала вам не обо всех куклах, а только о маленькой частички нашего прошлого, наших традиций. Не забывайте свою историю!

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

    Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

    Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

    Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

    Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

    Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

    «Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

    Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

    Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

    Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

    МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

    Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

    Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

    В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...