мастер - класс
проект на тему

Мазур Татьяна Сергеевна

 

Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста» («Народная кукла»)

Цель:                                                                                                                           

- привлечь внимание родителей к культурному наследию родного края

- раскрыть роль и значение   народной куклы   в воспитании  и развитии  современного  ребенка;

- познакомить с различными видами традиционной тряпичной народной    куклы, способами её   изготовления.

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_master.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования г. Братск

Муниципальное Бюджетное  Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

«Солнечный город»

Мастер – класс

Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста»

(«Народная кукла»)

                                                                                                  Подготовил:

                                                                                                   Мазур Т.С.

                                                                                                   II кв. категория

Братск 2012 г.

                                       Мастер - класс.

Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста» («Народная кукла»)                       

Цель:                                                                                                                            - привлечь внимание родителей к культурному наследию родного края

- раскрыть роль и значение   народной куклы   в воспитании  и развитии              современного  ребенка;

- познакомить с различными видами традиционной тряпичной народной    куклы, способами её   изготовления.

Оборудование и материал:  Мультимедийная презентация «Народная кукла», ткань цветного ситца, сатина, цветные нитки, крупа, аудиозапись хоровода «Мак маковистый»

Ход мастер-класса:

 1. Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте, гости званые,

                  Много гостей, много и новостей

                 А чтоб мастер-класс был веселей

                 На приветствие приглашаю гостей.

(Встаем в круг)

Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (положили руку на плечо)

Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (руки в стороны)

Хорошо! (обнялись)

2. Теоретическая часть.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Народная кукла».

На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

Как по - вашему, что такое кукла? (ответы)

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост».

Игра – ведущая деятельность детей, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

Очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не догадываются, насколько это важно – правильно выбрать игрушку.

Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой  или яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.

Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси.

В куклы играли все дети примерно до 7 – 8 лет. Пока они были маленькими, кукол им делали взрослые члены семьи. С пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.

Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства. По ней судили о хозяйке.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.

Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, она несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.

Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Сегодня я предлагаю вам самим попробовать изготовить тряпичных кукол.

Перед началом нашей работы,  давайте сделаем небольшую разминку.

Загадки.

***

И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб)

***

В печь несут –

Жидко, горячо;

Из печи несут –

Густо – холодно. (Кисель)

***

Едет, едет взад – вперед,

В зубы возьмет,

На две части разоймет. (Пила)

***

Затейливые вопросы.

Чем хлеб в огонь сажают? (Тестом)

***

Что всего на свете мягче? (Рука)

***

Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

Головоломки.

Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (Трое)

***

Шли гурьбой:

Теща с зятем

Да муж с женой,

Мать с дочерью,

Да бабушка с внучкой,

Да дочь с отцом.

Много ли всех? (Четверо).

Хороводная игра  «Мак маковистый»

Игроки стоят в круге, водят хоровод, а  на вопросительную часть  демонстрируют слова ответа.

***

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые голубые голубочеки мои,

Вы слетайте распознайте,

Прилетите, расскажите,

Как сеют мак, как сеют мак?

Сеют эдак и вот эдак, сеют эдак и вот эдак,

Вот как, вот как сеют мак, вот как, вот как сеют мак!

… как растет мак…

… как полют мак…

… как цветет мак…

… как рвут мак…

… как едят мак…

Мак маковистый да мак головистый,

Сизые голубые голубочеки мои,

Вы слетайте распознайте,

Прилетите, расскажите,

Съели дети мак, съели дети мак!

Практическая часть:  Самостоятельное изготовление тряпичных кукол.

Рефлексия:

                              «Букет ощущений»

Сегодня на мастер – классе…

- Мне понравилось…

- Меня удивило…

- Мне было интересно…

- Хочу отметить…

- Мне удалось…

- Я для себя сделал(а) выводы…

Рефлексия.

Подарить кукле косынку:

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Синий цвет - удалось, но материал часто используемый

Желтый цвет - скучно, не интересный материал.

Сегодня  я рассказала вам не обо всех куклах, а только о маленькой частички нашего прошлого, наших традиций. Не забывайте свою историю!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...