Фольклор в раннем возрасте
консультация на тему

Кудрявцева Ирина Степановна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

И.С.Кудрявцева, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

Детский сад № 9 «Родничок»

города Няндома

Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двухсторонний контакт.

По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается оптом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Содержание небольших произведений многоплановое. Описание их не только поэтично, но и образно. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

Работая с детьми раннего возраста более 30 лет, пришла к выводу: ребенок чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает. Это забавляет, радует, организует его поведение.

Я решила, как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в детском саду в период привыкания к новой обстановке. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому человеку – в общем, отвлечься и успокоиться. Учитывая, что многие народные произведения позволяют подставлять любое имя, не изменяя содержание. Использую такие потешки:       Вот проснулся петушок, встала курочка.

            Подымайся, мой дружок, встань, мой Юрочка.

Или:         Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

                 Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий!

Чтобы обеспечить положительное отношение к режимным моментам подбираю тоже соответствующие потешки. Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:

           Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

           Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При подготовке ко сну:

          Вот и люди спят, вот и звери спят,

          Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках,

          Зайцы спят на травушке, утки на муравушке,

          Детки спят по люлечкам,

          Спят, поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:

         Вот они сапожки,

         Этот с левой ножки,

         Этот с правой ножки.

Просматривая хрестоматии, я обращала внимание на то, чтобы они были коротки, просты, с четким ритмом, побуждению к действию, движениям. Словарный запас этого возраста невелик, поэтому потешки подбираю в соответствии с уровнем развития. Тексты я заучиваю наизусть и подбираю интонацию, понятную детям: колыбельную произношу нараспев, ласково, не громко; веселую – задорно, с юмором, с улыбкой.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет из детей, то остальные стараются успокоить, приговаривая:  

                 Не плачь, не плачь, детка,

                 Прискачет к тебе белка,

                 Принесёт орешки –

                 Для маминой потешки.

                 Если будешь плакать –

                 Дадим худой лапоть.  

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосом животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому: « «Петушок, петушок, золотой гребешок..»; «Наши уточки с утра: кря-кря-кря..». Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

В группе я подобрала соответствующие настольно-печатные игры, иллюстрации, игрушки, разные виды театров (кукольные, пальчиковые, ложковые и др.), предметы народного костюма и украшения к ним, некоторые народные музыкальные инструменты. Все это привлекает внимание детей. Дети с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью я обыгрываю малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не надо забывать, что особенно маленьких детей надо учить играя. Для этого пригодятся те игрушки, с которыми играют дети, но заранее надо подобрать к игрушечной кошке или собаке маленького котёнка или щенка и, конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть металлофон, бубен, барабан, дудочка и др.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родителями. Поэтому я  рассказываю  родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Важно, чтобы у растущего человека накапливался опыт общения, основанный на положительных чувствах: в этом я вижу залог нравственного формирования личности. Мы вместе с музыкальным руководителем провели родительское собрание на тему: «Психологические особенности и задачи воспитания детей раннего возраста», на котором рассказали, как с помощью народных потешек можно сократить период адаптации ребёнка в детском саду. Подчеркнули значение благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для нормального психического развития ребёнка. Провожу консультации, как использовать произведения русского народного творчества дома, оформляю папки- ширмы и папки- передвижки.

Каковы же результаты работы с русской потешкой? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. Наши малыши с удовольствием играют, в играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».                                  Г.С.Виноградов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста Тема: февраль 1неделя. «Русский народный фольклор»

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возрастаТема: февраль 1неделя. ...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. - 04.02.18г. Тема: февраль 1неделя. «Знакомство с русским народным фольклор -

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. ...

Фольклор в раннем возрасте

Данная статья будет полезна специалистам, работающим с детьми раннего возраста...