"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"
проект по теме

Кудря Галина Петровна

Проект Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников”это составительская программа, направленная на формирование и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, развитие их познавательных и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Данная программа органически вписывается в базовую программу воспитания и обучения в детском саду и реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности.

Программа вариативна, она не устанавливает жестких рамок образовательного содержания и форм ее реализации. Программный материал легко интегрируется в занятия по экологическому воспитанию, изодеятельности, развитию речи и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskogo_vospitaniya_v_dou.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"

Кудря Галина Петровна, воспитатель

Пояснительная записка:

Проект Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, развитие их познавательных и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Данная программа органически вписывается в базовую программу воспитания и обучения в детском саду и реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности.

Программа вариативна, она не устанавливает жестких рамок образовательного содержания и форм ее реализации. Программный материал легко интегрируется в занятия по экологическому воспитанию, изодеятельности, развитию речи и др.

Актуальность проекта:

Существенные изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей дошкольников, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особое значение, возникает необходимость осуществления его на качественно новом уровне.

Согласно общепринятому мнению, процесс воспитания, в том числе и патриотического, необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Ознакомление с государственными символами – существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, в процессе этой работы у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству, формируется эстетический вкус.

Цель проекта: 

Формирование патриотических чувств, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональной символикой, и геральдикой.

Задачи:

  1. Формирование начальных представлений о символическом значении цветов и изображений гербов и флагов.
  2. Знакомство с элементарными сведениями об истории происхождения флагов и гербов.
  3. Формирование представлений о функциональном назначении государственных символов (герба, флага, гимна)
  4. Расширение представлений о своей малой родине на основе региональной символики (флаг, герб)
  5. Развитие познавательных интересов, мышления, графических навыков и умений, способности к изобразительному творчеству.
  6. Воспитание уважительного отношения к государственной и региональной символике, уважения и любви к своему Отечеству, своей малой и большой Родине.

При решении этих задач соблюдаются  следующие принципы:

  • Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
  • Принцип сотрудничества и позитивного взаимодействия между воспитателями, родителями и детьми.
  • Принцип приоритетности регионально-культурного наследия, воспитание на местном материале.
  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий общение детей с социумом и природой.
  • Принцип гуманизации, создания благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребенка.

Методологической базой для разработки программы послужили труды А.С.Макаренко о семейном воспитании, как основе воспитания гражданственности; К.Д.Ушинского о значении воспитания патриотических чувств; В.А.Сухомлинского о воспитании чувства любви к Родине, как основе воспитания личности; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы”; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (21 мая 2003 г.); Программа “Воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Содержание данной программы включает в себя изучение теоретических сведений о символике и геральдике, знакомство с простейшими понятиями и терминами (герб, флаг, гимн), а так же выполнение заданий практического характера, направленных на закрепление вводимых понятий. 

Характерной особенностью программы является повторное обращение на разных этапах воспитательно-образовательной работы к одним и тем же объектам, что дает возможность ребенку дополнить и углубить свои знания и умения.

Структура программы:

  • Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 2 года обучения.
  • Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года обучения.
  • По учебному плану на изучаемый материал в старшей группе отводится 9 занятий, продолжительностью 25 минут.
  • В подготовительной к школе группе 16 занятий, продолжительностью 30 минут. 

Учебно-тематический план в старшей группе

Название

Вид занятия

познавательное

творческое

1. Знакомство с гербом России

3

2

2. Знакомство с флагом России

2

1

3. Знакомство с гимном России

1

_

Учебно-тематический план в подготовительной группе

Название

Вид занятия

познавательное

творческое

1. Знакомство с гербом России

2

2

2. Знакомство с флагом России

2

2

3. Знакомство с гимном России

1

4. Знакомство с региональным флагом

1

1

5. Знакомство с региональным гербом

а) герб Ставрополя
б) герб Грачевского района

2

2

6. Создание герба (эмблемы) группы

1

Методы организации образовательного процесса:

  • Методы устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
  • Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи), организация выставок.
  • Поисково-исследовательские методы – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
  • Методы оценки и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
  • Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
  • Метод проектной деятельности – постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.

Условия реализации программы:

  • естественная для ребенка среда жизнедеятельности;
  • организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядных пособий, иллюстраций, игр и т. д.;
  • изучение педагогом литературы по геральдике;
  • свободный доступ детей к рабочему материалу (цветная бумага, краски, карандаши, альбомы, атласы и т. д.);
  • тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогами, детьми и родителями.

Основными формами обучения являются различные виды занятий, экскурсии, целевые прогулки.

Ожидаемые результаты:

  • уровень сформированности знаний, приобретенных ребенком к концу года, определяется по диагностическим таблицам
  • расширение кругозора воспитанников;
  • активизация познавательной и творческой активности детей;
  • сформированность уважительного отношения к современной Государственной и региональной символике;
  • воспитание любви к большой и малой Родине.

Формы подведения итогов:

  • открытые занятия;
  • организация выставок;
  • итоговые занятия-досуги;
  • творческие работы по созданию символики:
  • групповой
  • семейной
  • детского сада

Список литературы:

  1. Ривина Е.К. “Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами” – М.: Аркти, 2005.
  2. Ривина Е.К. “Российская символика” – М.: Аркти, 2005.
  3. Соболева Н.А. “Российская государственная символика: история и современность” – М.: Владос, 2002.
  4. Гризик Т.И. “Познаю мир” – М.: Просвещение, 2000. (Знаки и символы)
  5. Алешина Н.В. “Знакомим дошкольников с родным городом” – М.: ТЦ Сфера, 1999.
  6. Алешина Н.В. “Патриотическое воспитание” – М.: ЦГЛ, 2004.
  7. Лукомский В.К., Типольт Н.А.“Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов” – М.: ГПИБ России, 1996.
  8. Данилина Г.Н. “Дошкольнику – об истории и культуре России” – М.: Аркти, 2005.
  9. Материалы сети Интернет (www.geraldika.ru, www.flags.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"

Проект “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание пат...

Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому св...

Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств....

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с государственной символикой России.

В этой презентации содержится материал по ознакомлению детей с символами России и символами г.Нижнего Новгорода....

Использование регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников.

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств.Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогаем дет...

Сценарий родительского собрания «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»

Привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,  развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональн...