Конспект открытого занятия по краеведению: «Республика, в которой мы живем».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Демина Раиса Федоровна

Программное содержание: Формировать у детей представления о планете Земля. Познакомить с глобусом, с картой Мордовии, учить «читать» ее; формировать умение быстро находить правильный ответ на вопрос воспитателя, учить отгадывать загадки, закреплять знания правил поведения в природе.

Развивать интерес к истории родного города, любознательность, расширять кругозор; развивать знания детей о богатствах Мордовии, её природе и животном мире, продолжать развивать связную речь детей.

Воспитывать любовь к родному краю, желание лучше узнать его.

Обогащать и активизировать словарь (глобус, макет, материк, страна, железнодорожник).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск

"Детский сад №16"

 

Конспект

 открытого занятия по краеведению:

«Республика, в которой мы живем».

Подготовила воспитатель

Демина Раиса Федоровна

Конспект открытого занятия по краеведению:

«Республика, в которой мы живем».

Программное содержание: Формировать у детей представления о планете Земля. Познакомить с глобусом, с картой Мордовии, учить «читать» ее; формировать умение быстро находить правильный ответ на вопрос воспитателя, учить отгадывать загадки, закреплять знания правил поведения в природе.

Развивать интерес к истории родного города, любознательность, расширять кругозор; развивать знания детей о богатствах Мордовии, её природе и животном мире, продолжать развивать связную речь детей.

Воспитывать любовь к родному краю, желание лучше узнать его.

Обогащать и активизировать словарь (глобус, макет, материк, страна, железнодорожник).

Методические приемы: — беседа по вопросам

— отгадывание загадок;

— словесная игра «Назови город»;

— рассматривание глобуса, карты Мордовии;

— дидактические игры: «Не ошибись», «Кто лишний», «Правила поведения в лесу»;

— мордовская народная игра «В круги»;

— инсценировка «Грибная электричка».

Оборудование: глобус, карта Мордовии, иллюстрации с изображением деревьев, животных, картинки с изображением различных предметов, шапочки с изображением грибов, ёлочки, картинки «Правила поведения в лесу».

Предварительная работа: экскурсии в природу. Рассматривание альбомов о Мордовии, о г. Саранске. Беседа с детьми на тему «Природа Мордовии, разучивание мордовских народных игр, беседы о нашей стране.

Ход занятия.

Организационный момент (игра с мячом).

— Ты живешь в деревне? (Нет, я живу в городе).

— Россия, это город? (Нет, Россия — это страна).

— Пенза, столица России? (Нет, столица России — Москва).

— Мордовия — это река? (Нет, это Республика).

— Столица Мордовии Ардатов? (Нет, столица Мордовии г. Саранск).

— Ты живешь в Москве? (Нет, я живу в Саранске) и т.д.

— Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чём она.

                На ноге стоит одной

                Крутит вертит головой

                Нам показывает страны

                Реки, горы, океаны.

—Что это? (Это глобус).

— Что такое глобус? (Глобус — это модель нашей планеты Земли).

— Слово «глобус» означает шар. И, действительно, наша планета Земля — это огромный шар, который движется вокруг солнца и одновременно вращается вокруг себя.

— Что можно увидеть на глобусе? (моря, океаны, реки, материки, страны).

— А какие страны вы знаете? (Китай, Америка).

— Да, очень много стран на планете Земля. А как называется наша страна? (Наша стана называется Россия).

— Давайте найдем на глобусе нашу страну (Показывает).

— Наша страна очень большая. В состав России входит и наша Республика.

— Как она называется? (Мордовия). (Рассматривают карту Мордовии).

— Это карта Мордовии. Давайте рассмотрим ей.

— Подумайте и скажите, что означают эти знаки на карте? (Это города Мордовии).

— В каком городе мы с вами живем? (Мы живем в городе Саранске).

— Покажите на карте г. Саранск.

— Почему наш город так называется?

(Своё название город получил от названия речки Саранки, на берегу которой он был построен).

Игра «Назови город».

— Город железнодорожников? (Рузаевка)

— Самый старинный город? (Темников).

— Самый молодой город? (Ковылкино).

— Что означают синие, волнистые линии? (Это реки).

— Назовите реки Мордовии? (Алатырь, Сура и т.д.).

— Каким цветом обозначены леса на карте? (Зеленым).

— Лесов в Мордовии много, и они нам нужны.

— Для чего нужен лес? (Лес — наше богатство. Там , где лес, всегда чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. В лесу растут ягоды, грибы, орехи. Лес — это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов).

— Если вы отгадаете загадки, то вспомните, какие деревья растут в наших лесах.

Что же эта за девица:

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьёт.

А в иголках круглый год.

                                (Ель)

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд

Меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают.

                                (Липа).

Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Ни боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего что плод мой мелок.

                (Дуб)

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а без волос.

                (Береза).

— А теперь поиграем в игру. Из тех предметов, изображенных на картинках нужно выбрать те, которые сделаны из дерева.

Игра «Не ошибись».

Физкультминутка.

— Давайте отдохнём и поиграем в мордовскую народную игру «В круги». Считалкой выбирается водящий.

Эни-бени, рики-факи

Турба, урба, синтебряки

Дева, дева

Космодева — бац!

Отгадай чей голосок

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей

Отгадать торопись!

— Дети, в наших лесах растут не только разные деревья и растения, но и живут разные  животные. Сейчас поиграем с вами игру: «Кто лишний» и узнаем, кто не живёт в наших лесах.

 А зачем человек ходит в лес? (Чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы и ягоды, орехи).

— А вы любите собирать грибы?

— Так давайте отправимся в лес за грибами. Занимайте места в электричке.

Пока мы с вами едем, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Нельзя топтать ядовитые грибы, они нужны лесу. Нельзя приносить домой зверей. Нельзя разрушать муравейник и т.д.). 

—Теперь я вижу, вы хорошо знаете правила поведения в лесу, и, придя в лес, не нарушите их.

— А вот и лес, и мы с вами на лесной полянке. Давайте собирать грибы. (Дети одевают на головы шапочки грибов).

— Что же, грибы собраны, пора отправляться в детский сад. (Инсценировка «Грибная электричка») 

Едут в электричке

Волнушки и лисички.

С подружками друзьями.

Чернушками — груздями.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят

Везут по расписанию.

Компанию опят.

А старичок боровичок

Интеллигентный толстячок

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

У мухомора хитрый вид

Ехидная усмешка —

Забрался в поезд и сидит

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролёр

Выводит мухомора

И безбилетник мухомор

Краснеет от позора.

— Мы с вами и приехали в Д/с. Вы теперь знаете, что в лесу растут съедобные и несъедобные грибы. Когда летом пойдете в лес, будьте внимательны, не берите ядовитые грибы.

— Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы, хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину. Я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться ко всему живому.

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Москва, 2002.
  2. Грехова Л.И. В союзе с природой. - М.: ЦТЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Лен.: Асар, 1997.
  4. Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений. Сост. А.И. Исайкина. — Саранск, 1993.

5.Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль                                            программы  дошкольного образования/ (О.В. Бурляева и др.).- Саранск:   Мордовское  книжное  издательство, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ» (с использованием методов ТРИЗ)Алдашкина Н.П.воспитатель МАДОУ д/с № 29городского округа г. НефтекамскВозраст:...

Конспект познавательного занятия на тему: "Дом, в котором я живу" (средняя группа)

Конспект  НОД по познавательному развитию  на тему: "Дом, в котором я живу"....

Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса»

Конспект интегрированного занятия по экологии «Край в котором мы живем Томь — река Кузбасса»...

Конспект логопедического занятия на тему: "Город, в котором мы живем"

План-конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе....

Конспект открытого занятия Окружающий мир "Край в котором я живу". 2018г.

Обобщить знания детей о растительном и животном мире Алтайского  края. Познакомить, с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Алтайского края. Формировать осознанное действенное...

Конспект занятия по рисованию «Дом, в котором я живу» (вторая младшая группа) Рисование «Дом, в котором я живу» , 2 младшая группа

Конспект занятия по рисованию «Дом, в котором я живу»  (вторая младшая группа)Рисование «Дом, в котором я живу» ,2 младшая группаЦель: Расширять представления о домах.Зада...