Главные вкладки

    История художественного промысла "Петриковская роспись"
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    История художественного промысла на Кубани - Петриковская роспись. Как появилась на Кубанской земле, истоки росписи, элементы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoriya_khudozhestvennogo_promysla.docx13.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    История художественного промысла «Петриковская роспись»

     Задачи: расширять и углублять представления об особенностях кубанской культуры-декоративно-прикладного искусства (петриковская роспись) ; учить рассматривать петриковскую роспись.

    Ход. Мы с вами живём в Краснодарском крае. Ещё наш край называют Кубанью. Двным-давно на нашу землю пришли жить казаки. Они начали строить светлые глиняные дома, белили стены домов внутри и снаружи. Дом казака назывался - хата. И сразу же возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены красочными цветочными узорами. Называлась эта роспись Петриковская, потому что появилась в селе Петриковка.

    На Кубани украшали внутренние стены (часто роспись была похожа на ковёр над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписные ульи и курятники. Кроме того декоративной росписью оформлялись деревянные предметы быта. Например, деревянные сундуки (скрыня) обивали железом, покрывались краской, расписывались растительным орнаментом, цветами разных форм. Петриковская роспись распространилась на предметы домашней утвари - посуду, сундуки, брички.

    В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки. Краски получали из соков и отваров растений: свеклы, моркови, разных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносили куринным пёрышком, самодельными кистями из "КОТЯЧЕГО ХВОСТА", тростниковой палочки или комочком тряпки, и просто пальцами.

    Цвета использовали самые разнообразные. Но больше всего любили красный, зелёный, жёлтый, бордовый, оранжевый. Каждая  хозяюшка стремилась сделать свой дом самым красивым,  а вот, если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться. Самых прилежных назывли "ЧЕПУРУШКАМИ"

    Помимо самих жителей (казачек) активное участие в росписи принимали их. кошки. Дело в том, что казачки рисовалисамодельными кисточками, сделаными из кошачей шерсти (так называемые кошачки). Для этого годится шерсть самой обычной кошки: на животике или с бочков у неё отрезали пучок сноаиком, наматывали на палочку и делали такой кисточкой самые тонкие и сложные узоры. Сейчас мы используемготовые беличьи кисточки, которые продаются в магазине.

    Люди, которые украшали свои дома, больше всего любили рисовать цветы. В Петриковском "букете" всегда есть центр-это три больших цветка, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочки и бутоны, которые завершаются выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Итак, сначала рисуют самое главное- цветы, а уже потом выполняют весь рисунок в мелких деталях.

    Часто в Петриковской росписи в цветочную композицию вплетают изображения птиц (петух, кукушка, а могут быть и фантастические птицы. Иногда появляются изображения других животных, насекомых (бабочек, кузнечиков) .

    К сожалению, сейчас стены не расписывают, старая роспись смылась дождём, и хат не осталось. И мы можем познгакомиться с Петриковской росписью только на рисунках и фотографиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по художественному творчеству « Веселая ярмарка. Роспись силуэтов дымковской игрушки».

    НОД расчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, для закрепления знаний детей о дымковской игрушке и ее образах....

    Конспект занятия по художественному творчеству в средней группе. Декоративное рисование: «Роспись дымковского коня».

    Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах....

    Педагогический проект Художественная роспись Северной Двины для дошколят

    Низкий уровень и недостаточное количество информации по теме росписи Северной Двины для детей старшего дошкольного возраста явились основной причиной для разработки данного проекта....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)

    Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1)    Предшествующая работа:·        Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Дымковская лошадка». Роспись дымковской лошадки.

    Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой. Закреплять навыки рисования основных элементов росписи, передавать особенности и своеобразие ее колорита. Способствовать развитию творческих ...

    НОД «Художественно – эстетического развития» «Гжельская роспись»

    Знакомить детей с русскими народными промыслами....