Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Откроем страничку в мир иконописи"
план-конспект занятия по теме

Бородина Людмила Николаевна

Данный конспект занятия предназначен для ознакомления дошкольников с иконописью, знаменитыми иконописцами прошлого. Материал способствует расширению  и углублению знаний детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Развивается  познавательный интерес к процессу создания икон художниками-иконописцами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по ознакомлению с православием в подготовительной

     к школе группе

ОТКРЫВАЕМ СТРАНИЧКУ В МИР ИКОНОПИСИ

                                                                                   (подготовила Бородина Л.Н.,

                                                                 ст. воспитатель)

Программное содержание: расширять и углублять знания детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Развивать познавательный интерес к процессу создания икон художниками – иконописцами. Воспитывать уважение к изображениям на иконах

Предварительная работа: экскурсия в храм, беседа со священником, рассматривание иллюстраций икон, рассказ воспитателя.

Материалы и оборудование: иллюстрации икон, аудиозапись колокольного звона, ¼ листа бумаги с наклеенной посередине иконой на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, готовые формы для аппликации.

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом. На стенде – иллюстрации икон, на столах – приготовлены материалы для аппликации.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию в храм. Что такое храм? (Дом Божий). Скажите, чем отличается храм от других зданий? (У храма есть купола и кресты). Дети, кто знает, как называется недавно открывшийся в нашем поселке храм? (Успения Пресвятой Богородицы). Сколько частей можно выделить в православном храме? (Три – притвор, средняя часть и алтарь). Ребята, что вы видели в храме, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Дети, в храме есть также колокольня с колоколами, во время богослужений раздается колокольный звон. Я предлагаю вам послушать некоторые виды колокольного звона. Вслушайтесь, как торжественно и празднично звучат колокола. (Прослушивание аудиозаписи колокольного звона).

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что в храме вы видели много икон, давайте с вами побеседуем об иконах. Что же такое икона? В переводе с греческого это значит «образ», «изображение». Но икона – не обычная картина. Скажите, кого изображают на иконах?

Дети: Иисуса Христа, Божью Мать, святых и ангелов.

Воспитатель: Совершенно верно. На Руси иконы называли образами. Икона непросто произведение искусства – это молитвенный образ, который почитают христиане и обращаются к нему с молитвой. Иконы пишут художники-иконописцы по особым правилам – иконописным канонам. Святых иконописцы рисуют так, чтобы их узнавали, отражая на иконе основные особенности их деяний. Так, преподобный Серафим Саровский изображен молящимся на камне в лесу перед образом Божией Матери, целитель Пантелеимон с ложечкой и ларцом с лекарствами в руках, Св. апостолы Петр и Павел – с книгой и грамотой. Мир духовный на иконах изображается не полностью, так как он недоступен человеческому зрению. Иконописец лишь намекает на его присутствие.

Иконы имеют прямоугольную форму, писались на деревянных досках. Доски брали от таких деревьев как липа, сосна, кипарис. Доски сушили, проклеивали тканью, грунтовали, шлифовали, а затем мастер наносил сюжет и приступал к раскрашиванию. Использовалась многослойная система письма, т.е. на одну краску наносилось несколько слоев. Закончив работу, икону покрывали олифой – масляным лаком. Олифа придавала иконе свежесть и блеск, делала краски боле глубокими и яркими. Но в ней таилась и главная опасность – ведь в храме перед иконами горят свечи и лампады, возникают резкие перепады температуры и влажности. От всего этого слой олифы через 80-100 лет теряет прозрачность, и икона становится темной, ее нужно восстанавливать (реставрировать). Сейчас Игорь нам расскажет стихотворение о старинной иконе, потемневшей от времени.

Ребенок:

Икона темная Христа

в старинной золотой оправе

Ты та же сердцу и не та,

икона темная Христа,

Сокрытого в небесной славе.

Икона вечная Христа,

твои черты безгласно строги,

Зажгись бессмертная мечта,

икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!

                              К.Бальмонт

Воспитатель: Дети, кто из вас помнит, чей образ впервые появился на иконе, и каким образом это случилось?

Рассказ ребенка: В давние времена один царь тяжело заболел, и доктора не могли его вылечить. Царь слышал, что Иисус исцеляет людей, но из-за болезни не смог к нему отправиться и послал своего лучшего художника, чтобы тот написал портрет Иисуса. Художник нашел Иисуса, когда тот учил людей и стал писать его портрет. Но сколько ни старался, у него не получалось. В отчаянье художник подошел к Иисусу и спросил: «Почему я не могу написать твой портрет?» Иисус решил помочь несчастному художнику. Он умылся и приложил к лицу полотенце. Когда Иисус отнял полотенце от лица, все увидели, что на полотенце отпечатался лик Иисуса. Художник принес это полотенце своему царю, и тот, приложившись к лику Христа, исцелился от болезни.

Воспитатель: Молодец, ты все правильно рассказал. А как же называется эта первая икона, появившаяся чудесным, необъяснимым образом? (Спас Нерукотворный). Правильно, молодцы дети. А теперь давайте подойдем и рассмотрим иллюстрации икон (Спас Нерукотворный, Богородичные иконы – Иверская, Казанская, Владимирская). Иконы бывают чудотворные – т.е. Божья благодать, пребывающая в иконе, проявляется чудесами, необычными действиями – т.е. люди, которые просят помощи у икон, получают от них исцеление от болезни, спасение от врагов.

Икон с изображением Христа, Божией Матери, святых угодников очень много, но, как правило, мы не знаем имена создавших их художников. Мастера не смели ставить даже на обратной стороне иконы свое имя, потому что не считали себя авторами образов – они чувствовали себя лишь орудием в руках Бога. Приступая к работе, иконописец долго готовился к этому великому делу. Прежде всего, он очищался телесно (постился) и духовно (исповедовался). Он читал Божественные книги, беседовал со священником, молился и приходил в особое состояние – покоя, света, радости или печали. И тогда образ возникал у него. Наиболее прославленные мастера древности – Даниил Черный и Андрей Рублев были монахами и вели праведный образ жизни. Но и они готовились к работе особо. С молитвами готовили краски, материал, с молитвами приступали к работе и славили Бога, заканчивая ее. И все это время их душа была наполнена светом, поэтому и мы, рассматривая икону, исполняемся благодатью.

Христиане с почитанием, т.е. с особой любовью и уважением относятся к иконам и поэтому украшают их золотом, серебром, драгоценными камнями. Это украшение называется оклад. Ребята, я предлагаю вам пройти к столам и украсить иконки, которые я приготовила, красивыми цветами. (Дети аппликацией украшают иконы, воспитатель помогает им.)

Воспитатель: Молодцы, ребята все справились. А теперь давайте наши красивые иконки прикрепим на стену и полюбуемся.

Ребята, а теперь давайте скажем, чем мы сегодня занимались, что нового узнали? (Ответы детей). Вы молодцы, хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы. На этом наше занятие окончено, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну электричества»

Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать твор...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Маленький патриот большой страны"

Цель занятия в создании условий для развития у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине!...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну «МАТЕМАТИКА» (Число и цифра «4»)

Конспект  занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну «МАТЕМАТИКА» (Число и цифра «4»)...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы "Путешествие в страну знаний"

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Путешествие в страну знаний» - «Белем иленә сәяхәт»по проекту “Говорим на родном языке”, «Туган телдә сө...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по подготовке руки к письму "Путешествие в страну клеток"

Занятие по подготовке руки к письму.Включает в себя пальчиковую гимнастику, работу в тетради, графический диктант....

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Удивительная страна Дания»

Пояснительная записка.Потребностью в воспитании толерантного человека, взаимопонимания, терпимости и дружбы между народами и другими национальностями. Целью данной работы является определение педагоги...