Проект "Народы России"
проект (подготовительная группа) по теме

Коновалова Ирина Николаевна

Разработанный совместно с воспитателем Рындиной Л.В. и родителями подготовительнрой к школе группы проект охватывает все образовательные области, реализуемые в детском саду. Очень познавательный материал полезен педагогам, специалистам детского сада, родителям воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_proekt.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№1
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников

Проект на тему

«Народы России»

Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…).

Проект: творческий, комплексный, познавательный
                                             Продолжительность проекта: 6 месяцев

Период выполнения: с 08.10.12. по 28.03.13.

2012-2013гг

                                                            Одним тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд:

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рождения, другой – оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

                                              А Родина – Россия у нас у всех одна!

Гипотеза:

                  Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России,  но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными..

Цель проекта:

- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

 - развивать интерес к страноведческим знаниям;  

 Актуальность проекта:

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.  Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

 Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок,  ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.

 В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети  знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это  позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Задачи: 

- углублять и уточнять представления о Родине — России;

-  развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;

- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);

- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;

- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;

- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России;

- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

     - способствовать формирование у детей интереса к народам России;

     - познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур;

     - познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную  

       связь окружающего мира с жизнью человека;

     - познакомить детей с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками;

     - развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предполагаемый результат:

     - Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических

       мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

     - Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную

       помощь.

     - Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

      - Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

      - Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.

      Авторы проекта:

- семья Хомутинниковой Жени,         - семья Куляшова Сережи,

- семья Комарова Васи,                        - семья Беляевой Лизы,

- семья Чухаревой Насти,                     - семья Афризонова Айдара,

- семья Терехиной Даши,                      - семья Нефедова Андрея,

- семья Тимашковой Саши,                   - семья Попова Саши,

- семья Березина Сережи,                      – семья Шабутдинова Эмиля.

Инструктор по физическому воспитанию – Мальцева Юлия Александровна,

Музыкальный руководитель – Коновалова Ирина Николаевна,

Педагог-психолог – Хомутинникова Светлана Михайловна,

Учитель-логопед – Козлова Ирина Николаевна.

Руководитель проекта: Рындина Лариса Викторовна, воспитатель подготовительной к школе группы МКДОУ детский сад 1.

В создании проекта участвовало 28 человек, семнадцать взрослых и одиннадцать детей

Механизм реализации проекта

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

Информационно-накопительный:

(3 недели -  с 8 октября по 29 октября 2012года):

- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.

-Провести    опрос детей на знание о многонациональности  народов проживающих на территории России;

- Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.

- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и  художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.

- Обращение к специалистам

Организационно-практический

(11 недель – с 30 октября по 17 января 2013 года):

- Чтение методической и художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Проведение цикла тематических  занятий.

- Разучивание песен, стихов о Родине, России.

- экскурсия в центральную детскую библиотеку. Мероприятие «Народы России».

- экскурсия в музей медицины «Население нашего края»;

- экскурсия в краеведческий музей «Быт крестьянской семьи»;

- развлечение в ДОУ «День народного единства» с приглашением представителей народов Урала (татары, башкиры, марийцы);

- спортивное развлечение «Игры народов России».

- творческие работы семей по теме: «Народы России»

Презентационно – завершающий

 (6 неделя – 18 января по 28 февраля 2013 года):

- Выставка продуктов детской деятельности.

- подбор пословиц, поговорок, загадок о Родине, России, крае;

- занятие «Мой дом – Россия!»;

- подборка «Энциклопедические данные о народах России»;

- подборка « Игры народов России»;

- подборка «Сказки народов России»;

- подборка «Методические разработки»;

- подборка «Иллюстративный материал»;

- творческие работы,  презентации сделанные семьями детей;

- презентация проекта «Народы России».

Контрольно-рефлексивный 

(4 недели - 1марта – 28 марта 2013 года)

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- методические разработки,

- интеграция со специалистами детского сада.

Формы организации деятельности по проекту: «Народы России»

I. Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная область

Задачи и формы

Интеграция

образовательных областей

Познание

(Формирование целостной картины мира)

-способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей;

-расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия;

-закреплять и углублять социальные представления,

-упорядочивать и систематизировать накопленные сведения о мире

 1.«Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн» 

Цель:

-Рассматривание карты Российской Федерации;

- Способствовать формированию у детей интереса к родной истории;

-Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой.

 - Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну.

-Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, чувство гордости за людей живущих в России

 2. Рассказ воспитателя 

«Страна, в которой мы живем. Природа России»

Цель: 

-Закрепить знания детей о названии страны, ее природе.

-Познакомить с географической картой, учить «читать» ее.

-Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их.

-Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

 -Активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России.

 -Продолжать развивать у детей умение самостоятельно организовывать игру народов России.

- Формировать связную, диалогическую речь.

3.Беседа «Мой дом – Россия!»

Цель:

-Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия).

-Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая.

-Словарь: Русь, Россия, Отечество, Родина, Российская держава, россияне.

- Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.

-Развитие мышления, внимания;

-Развитие физических качеств: быстроты, ловкости;

-Продолжать формировать у детей интереса и любви  к народам России;

-Совершенствовать исполнительские навыки у детей при прочтении стихотворений (интонация, жесты, мимика);

-Закрепление практического навыка выразительного исполнения песни;

-Социализация

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Музыка;

-Художественное творчество

-Социализация,

- Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Здоровье,

- Музыка,

- Социализация,

- Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Музыка,

-Художественное творчество

Коммуникация

- задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;

- проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы;

- развивать восприимчивость к

сочинению небольших стихотворений,

-сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности.

1.Составление рассказов по картинам:

- «Ярмарка. Русские»,

- «Охота с ловчими птицами. Башкиры»,

- «Пчеловодство. Марийцы».

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.

Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.

Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,

- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.

- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности

3. Составление рассказов по пословицам:

            - «Родина краше солнца, дороже золота».

       -«Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел».

       -«На чужбине и собака тоскует».

       -«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

       -«Смело иди в бой, Родина за тобой».

 Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.

Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.

4.Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия».

Чтение стихов о Родине, России, гербе.

Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Безопасность,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Художественное творчество,          

 -Музыка;

Художественное творчество:

-формировать представление о России как о многонациональном государстве;

-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

-приобщать к истокам народной культуры;

-формировать представления о населении разных стран, их особенностях, о национальных костюмах.

Рисование:

  1. Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки).

Программное содержание:

-В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России.

-Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями,

-Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.

 2. Рисование «Татарский головной убор и жилет»

Программное содержание:

-продолжать воспитывать в детях чувство доброты, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;

-совершенствовать умение  детей предавать в рисунке национальный узор татарского народа;

-закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений

  3. Рисование «Дружный хоровод»

Программное содержание:

-Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие, уважение к народам России;

-Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России;

-Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

4.Организация фотовыставки: «Я – живу в России!»

Программное содержание:

-познакомить детей с традиционными народными костюмами, узорами.

-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

-способствовать формирование у детей интереса к народам России.

-познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур.

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Художественное творчество,          

 -Музыка;

Лепка:

Изготовление флага Российской Федерации (пластилин, картон)

Цель: 

-воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России;

-развивать фантазию и воображение;

-продолжать учить задумывать содержание своей работы;    

-доводить замысел до конца;

-создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию.

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Художественное творчество,          

 -Музыка;

Чтение художественной литературы

- стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;

- продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);

- развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.

Аппликация:

1. «Сапожки для башкирской девушки»

Цель: 

-Воспитывать у детей интерес народу Башкирии;

-Уточнить знания о одежде и обуви башкир;                                                                

-Развивать воображение;  фантазию, развивать речь детей.                                                                                                  

-Воспитывать навык аккуратного наклеивания.

2. Изготовление открыток   «Поздравление с Днем народного единства»

Цель: 

-Воспитывать  у детей уважение и внимательное отношение к нашим народам Урала;

-Воспитывать доброту, умение дружить,                            

-Продолжать учить детей вырезыванию по контуру.                                                  

-Развивать навыки работы с ножницами.                                                                        

-Развивать чувство композиции.                                                                                                    

-Научить изготавливать открытку.

1. Чтение: Детская энциклопедия «Народы России»,  и беседа по его содержанию.

Программное содержание: 

- расширить и обобщить знания детей с некоторыми особенностями разных народных культур.

- познакомить детей с разнообразными природно– климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.

2. Чтение Сказки народов России:

«Самое дорогое» - русская народная сказка;

Программное содержание:

 -расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры,

- вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.

3. Чтение Сказки народов России:

«Матти – весельчак» - карельская сказка

Программное содержание:

 - побеседовать с детьми о природе Карелии;

- на примере карел дать представление об особенностях традиционной культуры народов Северо-Запада России;

- объяснить связь некоторых наиболее известных географических названий Северо-Запада с древним финноязычным населением края.

4. Чтение Сказки народов России:

«Перя-богатырь» - Коми;

Программное содержание:

- на примере народа коми представить традиционную культуру «людей леса», их повседневные занятия, обычаи и представления, связанные с природой таежного Приуралья;

- познакомить детей с традиционными правилами поведения в лесу, выработанными охотничьей практикой коми;

- обсудить с детьми образ «лесного человека» (лешего), о котором у коми сложено множество быличек и сказок, подчеркнув его роль хранителя леса, защитника и покровителя птиц и зверей.

5. Чтение Сказки народов России:

 «Как я пчел караулил» - марийская сказка;

Программное содержание:

- на примере марийцев познакомить детей с одним из древнейших лесных промыслов – добыванием меда диких пчел (бортничеством);

- объяснить детям отличие бортничества от пасечного пчеловодства.

6. Чтение Сказки народов России:

 «Тюляк, сын  Сари - Маркаса» - башкирская сказка

Программное содержание:

- познакомить детей с природной зоной степей;

- на примере восточных башкир представить традиционное хозяйство степных скотоводов – кочевников;

- рассказать об охоте с ловчими птицами.

7. Чтение Сказки народов России:

 «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка;

Программное содержание:

- представить горы как особую природную зону;

- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана;

- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.

8. Чтение Сказки народов России:

 «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи;

Программное содержание:

- представить природную зону тундры;

- познакомить детей с одним из древних видов занятий коренного населения Заполярья – транспортным собаководством.

9. Чтение Сказки народов России:

«Девушка - хвощина» - якутская сказка

Программное содержание:

- познакомить детей с историей и обычаями наиболее многочисленного народа Сибири – якутами;

- рассказать о традиционном празднике якутского народа, посвященном светлым богам плодородия (кумысном празднике Ысыах).

10. Чтение Сказки народов России:

«Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка;

Программное содержание:

- продолжить знакомство детей с природной зоной тайги, таежной флорой и фауной, подчеркнуть тесную связь окружающей природы с жизнью человека;

- на примере эвенков раскрыть наиболее типичные черты древней культуры таежных охотников: кочевой образ жизни, переносное разборное жилище, одежда из шкур животных, преимущественно мясная пища (результат промысла).

11. Чтение Сказки народов России:

 «Айога» - нанайская сказка.

Программное содержание:

- познакомить детей с природой Дальнего Востока;

- на примере нанайцев представить особенности культуры оседлых рыболовов и охотников;

- рассказать о традиционных женских занятиях нанайцев, обратив внимание детей на мастерство выделки рыбьей кожи.

12. Проведение литературной викторины «Из какой  сказки герой»

Цель: 

-закрепление знаний о сказках народов России;

-обогащение и активизация словарного запаса детей;

-воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России.

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Художественное творчество,          

 -Музыка;

-Социализация,

-Познание,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

 -Музыка;

Физическая культура

- поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;

- побуждать к самостоятельной двигательной активности;

-создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки.

Спортивное развлечение «Игры народов России»

Цель: 

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- помочь закрепить у детей знания и правила пожарной безопасности.

- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных национальностей, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Художественное творчество,          

-Музыка;

II. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

Пальчиковая гимнастика

«Дружные ребята»

                  Дружат в нашей группе девочки и мальчики

                  Мы с тобой подружимся маленькие пальчики

                  Раз, два, три, четыре, пять

                  Начинай считать опять.

                  Раз, два, три, четыре, пять

                  Мы закончили считать.

«В гости»  В гости к пальчику большому приходили к дому

                  Указательный и средний,

                  Безымянный и последний,

                  Сам мизинчик – малышок

                  Постучался на порог.

                  Вместе пальчики – друзья

                  Друг без друга им нельзя.

«Вся моя семья»

                 Этот пальчик – дедушка,

                 Этот пальчик – бабушка,

                 Этот пальчик – папочка,

                 Этот пальчик – мамочка,

                 Этот пальчик – я,

                 Это вся моя семья.

«Человечки», «Прогулка», «В домике»

Литература:

«Физкульт-минутки для пальцевой моторики» Т.А.Ткаченко,

«Играем пальчиками и развиваем речь» автор В.В. Цвынтарный

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Художественное творчество,          

-Музыка;

Беседы

- развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности,

- с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев,

- описывает явления окружающего мира

  1. «Я и моя семья»
  2. «Самая хорошая, дорогая самая

     3. «Страна, в которой мы живем»

     4. «Москва – столица России»

Программное содержание: 

-Дать короткое объяснение о том, как понимают дети семья, Родина, Россия.

-вызвать желание больше узнать о России.

-дать ребятам знания столице нашей Родины - о Москве,

- познакомить со стихотворением А. Барто «О Москве»

Деревья в три обхвата, дремучие леса.

Среди лесов когда – то город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие, овраги и поля,

Но все дороги русские сходились у Кремля.

Река светилась пламенем – пожар здесь бушевал,

Но город белокаменный из пламени вставал.

Стоял велик и чуден московский древний град.

Он дорог русским людям, он славою богат.

-  познакомить со стихотворением Н. Злобилн «Наша Родина»

         Как велика моя земля, как широки просторы!

         Озера, реки и поля, леса, и степь, и горы.

         Раскинулась моя страна от севера до юга:

         Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.

         Когда глухая ночь у нас чернеет за оконцем,

        Дальневосточный край в тот час уже разбужен солнцем.

        И поезд по стране моей к границе от границы

        Не меньше чем за десять дней – и то едва домчится…

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,  

-Художественное творчество,          

-Музыка;

Экскурсии

1.Экскурсия в центральную детскую библиотеку. Мероприятие «Народы России».

 2.Экскурсия в музей медицины «Население нашего края»;

 3.Экскурсия в краеведческий музей «Быт крестьянской семьи»;

Цель экскурсии: формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране.

Задачи:

Воспитательные:

 Устойчивые знания о народах России, обогащение эмоционально-чувственного опыта у детей в, экскурсий о народе России.

Образовательные:

Создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности.

  Развивающие:

 Устойчивый интерес к познанию о народах живущих в  разных  природно – климатических зонах России, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека

-Познание,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Социализация

Просмотр диафильмов

1. «Самое дорогое» - русская народная сказка.

2. «Матти – весельчак» - карельская сказка.

3. «Айога» - нанайская сказка.

4. «Как собака друга искала»- народы севера.

5. «Кит и олень» - чукчи.

6. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.

7. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка.

После просмотра с детьми проходят беседы групповые и индивидуальные

-Познание,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Социализация

Решение проблем

«Минутка общения»

«Если ты один во всей  России»,

«Если на Россию напали враги»,

 «Если встретились русский, татарин, башкир»

Цель: 

формировать логическое мышление у детей правильно и быстро  понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России.

-Познание,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Социализация

Развлечения

1.Развлечение «Город мастеров» с приглашением творческих коллективов (татар, башкир, марийцев).

Программное содержание:

-создание условий для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа;

-воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания;

-формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;

-обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных

     способностей детей средствами музыкального фольклора.

2.Спортивное развлечение «Игры народов России»

Программное содержание:

-обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

-развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

-закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.

-воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

-использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

-Безопасность,

-Познание,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы

-Здоровье

Театрализованные игры

1. “Путаница перепутаница, небывальщина да неслыхальщина”

Программное содержание:

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

-совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

- расширять представления детей о противопожарной безопасности.

- продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.

-закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию.

- совершенствовать интонационную выразительность речи.

- стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

- развивать память, мышление, творческое воображение, восприятие, внимание детей.

- поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образа.

2. Драматизация сказки народов Севера «Как собака друга  искала»

Программное содержание: 

- углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня,

- способствовать формированию навыков правильного обращения с ним,

- научить детей выразительно передавать образы героев сказки.

-Чтение

-художественной литературы,

-Безопасность,

-Коммуникации,

-Социализация

-Музыка

III. Самостоятельная деятельность детей

Игры

Дидактические:

«Раньше и теперь»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

«Назови слова характеризующие хорошего человека»

Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…)

«Что нужно мастерам?»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов  по тематике.

«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать нужный номер по телефону и вежливо, грамотно разговаривать и отвечать на вопросы.

«Закончи предложение «Моя страна …»»

Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

«Моя родина - Росси»

Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.

 «Можно - нельзя»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

«Добавь слово»

Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь.

«Что путешественник по России возьмет с собой»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.

Сюжетно-ролевые:

“Веселое путешествие по Уралу ”

Цель:

- воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам.

-закреплять и углублять интерес детей к разным народам Урала, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители.

-формировать умение обдумывать и обсуждать план игры.  

- помочь детям осмысливать правила поведения.

-Развивать творческое воображение.

 “Дом моды”

Цель:

-закреплять знания детей об одежде работников разных национальностей ( татар, башкир, марийцев, народов Севера)

Одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов (шкур животных, меха, бусинок, монеток и др.)

-расширять сведения о профессии художника-модельера, дизайнера, портного, швеи.

Переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры.

-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.

Активизация словаря: брюки, жилет, платье, халат, пояс с украшениями, сапоги с ушками, фартук, головной убор: кокошник, платок и др.

“В гости к жителям гор - дагестанцам ”

Цели: 

-создавать условия и поощрять социальное творчество;

-формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

-Расширять представления детей о России, страна большая, богатая;

-Рассказать детям, что Россия – страна многонациональная,

-Воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей;

-Развивать речь детей.

-Безопасность,

-Труд,

-Познание,

-Коммуникация,

-Социализация

Изобразительная деятельность

Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России»)

-Познание,

-Социализация,

-Труд,

-Художественное творчество

Продуктивная деятельность

Самостоятельная продуктивная деятельность с  - художественным материалом: (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.),

- конструкторами: напольным и  настольным (постройка города, постройка домов и т.д.)

-Познание,

-Социализация,

-Художественное творчество

Чтение

художественной литературы

Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг)

-Познание,

-Коммуникация,

-Социализация

Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать; вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач; экспериментирование.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о народах России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации;  

беседа – является связующим звеном.

4. Методы коррекции и уточнения:

повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;

метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.                                             

Итог реализации проекта:

 «Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Экскурсии в краеведческий музей и  музей медицины обобщили и углубили знания детей о родной стране – вызвав чувство гордости за свою Россию. Знакомство с экспозицией «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки, заклички), песнями и танцами. Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, рисование национальных узоров, национальных костюмов, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

 Новизна проекта

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких  образовательных областей, как музыка, здоровье, социализация, познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в старших возрастных группах детского сада, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания.  Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, России; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...