« В русской избе».
занимательные факты (средняя группа) по теме

Виноградова Светлана Вячеславовна

 

Цель: Воспитывать интерес к русской народной культуре через восприятие красоты предметов крестьянского быта.

 

Задачи:

1.     продолжать формировать знания о традициях русского народа.

2.     Вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.

3.     Воспитывать эстетический вкус.

4.     Развивать творческое воображение.

 

Материал:

1.     Образцы глиняной посуды. (горшок, крынка).

2.     Образцы деревянной посуды.

3.     Берестяная посуда.

 

С давних времён люди стремились к тому, чтобы предметы, которые их окружают, были не только удобными, полезными, но и красивыми.

Русские мастера создавали такие предметы своими руками.

Сегодня мы с вами ещё раз побываем в крестьянской избе, чтобы полюбоваться её убранством.

В русской крестьянской семье всегда с большой любовью относились к детям. Давайте вспомним, в какой пословице об этом говорится?

(«У матери – дитя, у кошки – котя, всякому мило своё дитя»)

Вспомните, как называется кроватка, в которой спал младенец?(Колыбель, зыбка, люлька).

Матери не только качали в колыбельках деток, но и пели им колыбельные песни.

(Предложить детям спеть колыбельную, укачивая люльку).

Зыбка, как и всё в доме, была сделана из дерева. А из чего сложена печь? Для чего нужна печь в доме? (В ней готовили еду, пекли пироги, на печи спали, она обогревала избу).

А кто вспомнит загадки о печи?

(Бабушка старая, вся белая, лето придёт – не глядят на неё, зима настанет – обнимают её.)

А какой герой сказки отдавал печи такой приказ: « По щучьему веленью, по моему хотенью…»?

В этой избе есть вещи, сделанные вашими руками. Они тоже её украшают. Что это за предметы? (Плетёные коврики, игрушки под «дымку»)

А сейчас я предлагаю вам познакомится ещё с некоторыми вещами из крестьянского дома.

Если бы этот предмет мог говорить, он сказал бы о себе так:

« Был я на пожаре, был я на базаре,

Молод был – всех кормил, сам терпел – ничего не ел!

А как пал, так и пропал.»

(Достать из под полотенца глиняный горшок.)

Горшок действительно был на пожаре, так как, слепив его, хозяин закалял в горячей печи. Горшок становился твёрдым и прочным. А вот сестрица горшка – крынка. Давайте рассмотрим её и подумаем: чем они похожи?( дети замечают, что оба сосуда имеют округлую форму, сужаются книзу)

В этой посуде хозяйка готовила еду в печи. Чтобы не обжечь руки, она пользовалась ухватом. Ухват обхватывал посуду и прочно удерживал.(имитирует действия хозяйки у печи.)

Предложить детям вспомнить потешку «Сорока – сорока» с игровыми действиями.

Чем же отличались крынка и горшок?

(У крынки горлышко высокое и узкое, у горшка – низкое и широкое) Эти предметы выполняли разную работу: в горшке варили щи, кашу, хранили сметану. В крынке же хранили жидкие продукты – молоко, квас.

Из горлышка жидкость выливалась узкой ровной струйкой. А какой цвет этих предметов? (Тёмно – коричневый и светло – коричневый)

Почему же не покрасили в другой цвет? Крестьяне видели красоту предмета в его натуральном цвете. Эти изделия хороши своими плавными линиями, таинственным цветом глины. Их красота не броская, заметна только внимательному человеку. Самые умелые крестьяне – гончары делали такую посуду не только для себя, но и на продажу. Они продавали её на базаре, и зазывали покупателей так:

Горшки да игрушки везём на базар! Самый лучший товар!

Покупайте дружно, что кому нужно!

 

               Русская народная игра «Горшки».

 

(Рассматриваем изделия из бересты.)

На сенокос брали воду не в вёдрах, а в лёгких туесках, которые воду не пропускают. В них хранили сметану, творог, молоко. Изделия из бересты тоже не красили. Натуральный цвет бересты очень тёплый светло – жёлтый, золотистый, напоминает цвет мёда. Деревянная посуда легче глиняной, в ней пища быстро остывает. Форма посуды – круглая и овальная.Имеет сходство с животными. Ковш напоминает утку, ручка ковша словно шея птицы. Об этом говорит и загадка « Утка на воде, шея на горе».

 

            Игра « Угадай – опиши».

( Собрать в группу предметы одного материала: глина, дерево, береста).

Не было у крестьян много мебели, дорогой посуды. Но простые, недорогие вещи, с любовью выполненные и подобранные наполняли избу красотой и уютом. А мы с вами любуемся этой красотой, удивляемся, гордимся, что такие талантливые люди были русские крестьяне, сами учимся выполнять похожие изделия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...