Сенсорный куб
методическая разработка (младшая группа) по теме

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Сенсорный куб»

Я работаю в МДОУ детский сад №76 «Капелька». Итоги наблюдений, анализ результатов работы с детьми, анкетирование их родителей показали, что семья в своем большинстве не уделяет должного внимания для становления начал сенсорной культуры детей. Современные стандартные пособия для воспитания сенсорной культуры малофункциональны, имеют узкую направленность. Современному ребенку недостаточно просто получить информацию сенсорного содержания. С ребенком необходимо вместе искать и находить ответы на вопросы, уметь обследовать, сравнивать, делать выводы, развивать речь (монологическую, связную),. Поэтому темой самообразования является «Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений».

Мною было изучено огромное количество литературы, интернет-ресурсов по теме. Я апробировала на практике дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию. В дальнейшем решила создать дидактическое пособие своими руками, а также рассмотреть различные способы его использования. Так я создала новое пособие «Сенсорный куб», который активно использую как в НОД, так и в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер - сюрприза, прищепки, скрепки, резинки, ленточки , шнуры , пластмассовые шары , колокольчики , бусы , пуговицы , кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох ,фасоль , гладкая и шершавая бумага, скотч, перышки , металлическая пластинка , магниты , катушка.

Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки.

Варианты заданий

№ п/п

Упражнения

Задачи

Речитатив – сопровождение с действием

1.

«Массаж»

Развивать мелкую моторику, память, речь, учить выполнять массаж ладоней, пальцев

Для массажа ладоней предлагается детям потереть ими о плоскости куба, приговаривая:

Девочки и мальчики,

Разминаем пальчики.

О решетку их потрем

И ладошки разомнем.

2.

«Нора»

Развивать мелкую моторику, память, речь, внимание, глазомер. Малыш указательным пальцем, или фломастером зажатым в пальцах изображает лису, которая лезет в нору

Малыш указательным пальцем, или фломастером зажатым в пальцах изображает лису, которая лезет в нору. (Необходимо попасть в отверстие решетки пальчиком или фломастером.)

Залезает лиса в норку,

Она делает уборку,

А потом зовет лисят,

Пусть лисята поглядят.

3.

«Урожай»

-Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации.

-Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации.

Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину или горошину и опускает в отверстие куба, говоря:

Сеем мы фасоль, горох.

Урожай у нас неплох.

Мы корзины принесем,

Урожай наш соберем.

Затем куб убираем и сортируем в разные блюдца фасоль и горох, упавшие на стол.

4.

«Муравейник»

Развивать мелкую моторику, внимание, память, речь, воображение.

Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия:

В муравейник на ночь закрываем двери,

Чтобы не мешали птицы им и звери.

Не шумите до утра.

Муравьишкам спать пора.

5.

«Помощники»

развивать память, внимание, речь, мелкую моторику.

Дети прищепляют на куб прищепки, можно вместе с лоскутком ткани и говорят: Белье на веревку

Вешали ловко.

Дома маме помогали

И нисколько не устали.

 6.

«Домик для магнита»

Познакомить со свойствами магнита, развивать память, речь, внимание, тренировать мелкую моторику.

Предложить ребенку найти домик для магнита, где ему будет хорошо. А хорошо ему там, где он будет крепко держаться. Ребенок прислоняет магнит к различным предметам: деревянным, пластмассовым, металлическим Делаем вывод:

В деревянном домике магнитик не живет,

Из пластмассовой избушки тоже он уйдет,

А вот в железном домике уютно будет жить.

И в гости он магнитики сможет пригласить.

Теперь можно предложить остальные магниты разместить на металлической пластинке.

7.

«Скалолаз»

Тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание

Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам.

«Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

Скалолаз наш очень ловкий

Лезет в гору без страховки.

8.

«Замок»

Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь.

Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы, соединяет их, образуя колечко. Можно соединять большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец поочередно, читая стихотворение:

Дверь закрою на замок

И нестрашен серый волк.

9.

«Косички у сестрички»

Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, воображение.

Ребенок плетет из веревочек косичку, завязывает бант со словами:

Я своей сестричке

Заплету косички,

Бант Танюшке завяжу,

Всем ребятам покажу.

10.

«Футбол»

Развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, речь, память, воображение; воспитывать умение играть сообща.

В игре участвуют один или несколько детей. Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая:

Буду я играть в футбол

И забью в ворота гол.

11.

«Мамины бусы»

тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами:

К маме Миша приходил,

Маму в бусы нарядил.

Бусин много раз, два, три

-Как красиво, посмотри.

12.

«Звонарь»

Развивать мелкую моторику, память, речь, слуховое внимание.

Предложить ребенку просунуть фломастер или карандаш в отверстие и постучать по колокольчику, говоря на каждый ударный слог.

Ты звони как встарь,

В колокол звони, звонарь.

Ты звони, звони скорей,

Созывай моих друзей.

13.

«Богатыри»

Развивать мелкую моторику, память, речь, слуховое внимание.

Два ребенка становятся возле угла куба, просовывают карандаш или фломастер и пытаются сражаться, словно богатыри, мечами. Произносят слова:

Мы ребята силачи

Взяли острые мечи.

Раз, два, три, четыре, пять -

Кто ж не хочет сильным стать?

14.

«Лесенка»

Развивать моторику рук, речь, внимание, память, воображение.

Малыш нанизывает скрепки или резинки друг на друга, образуя лесенку, сказав при этом:

Смастерим мы лесенку,

Лесенку - чудесенку.

И на ней достанем мы

И до звезд и до луны.

15.

«Змея»

Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, речь, воображение.

Ребенок в отверстия решетки продевает ленту или шнурок, при этом цитируя:

Ползет змея среди травы,

Не поднимает головы.

16.

«Швея»

Развивать мелкую моторику, память, воображение, речь, внимание.

На шнурок нанизываются пуговицы.

Без работы не скучаю,

Пуговицы пришиваю.

17.

«Цветок»

Развивать тактильную чувствительность, внимание, речь, память.

Ребенку предлагают цветок из гладких и шершавых лепестков. Он водит по лепесткам пальцами и называет качество лепестка (гладкий, шершавый.)

Удивительный цветок

Шершавый, гладкий лепесток.

18.

«Весы»

Развивать навыки классификации, внимание.

На стенке куба висят 2 коробочки откиндер - сюрприза. Одна пустая, другая наполнена гайками. Воспитатель говорит:

Раз, два, три, четыре

-На весы поставим гири.

Взвесим вафли, шоколад,

Мармелад и виноград.

Ребенку предлагается определить, где легкая, а где тяжелая гиря.

19.

«Магазин»

развивать тактильную чувствительность, внимание, воображение.

Воспитатель говорит:

Будем в магазин играть,

Будем ткани выбирать.

Платье мы сошьем для Маши,

А рубашечку для Саши.

Ребенок называет качество ткани, находит пару сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

20.

«Пчела и цветы»

Развивать обоняние, внимание, воображение, навыки классификации.

Слова воспитателя:

На лугу пчела живет,

Собирает она мед.

От цветка к цветку летает,

Нежный аромат вдыхает.

Ребенок нюхает коробочки от киндер - сюрприза. (В них проделаны отверстия и помещены различные пахучие предметы.) Малыш по запаху определяет, что находится в коробочке. Ребенку можно предложить найти пару по запаху.

21.

«Оркестр»

Развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь, память.

Коробочки из-под киндер - сюрприза заполнены: горохом, семенами укропа, гайками... Они звучат по - разному. С ребенком проводится игра «Тихо - громко». Можно предложить детям погреметь коробочками одновременно - организовать оркестр, сопровождая его словами:

На пенечки зайки встали,

В барабаны заиграли.

Бум- бум, та - pa- ра

Веселится детвора.

22.

«Катушка»

Развивать мелкую моторику, память, речь, воображение, внимание.

На нитке закреплена пустая катушка, ребенок наматывает на нее шнурок со словами:

Я возьму катушку,

Нитку накручу

И свою подружку

Тоже научу.

Дыхательная гимнастика.

23.

«Ветер»

Учить детей выполнять дыхательную гимнастику, развивать память, речь, внимание, воображение.

На ниточке висит перо. Ребенок произносит слова и дует на перо.

Дует ветер, дует смелый,

Вот и птичка полетела.

Полетела высоко,

Машет крыльями легко.

Можно предложить подуть на шары или на колокольчик, которые расположены внутри куба. Поиграть в ураган.

24.

«Ураган»

Развивать силу выдоха, внимание, память, речь, воображение.

Ураган налетел,

Колокольчик зазвенел,

И с высокой горы

Покатились шары.

Гимнастика для глаз.

25.

«Гимнастика»

Учить снимать напряжение с глаз, развивать внимание.

Предлагаем детям посмотреть поочередно на различные предметы, расположенные на кубе, меняя угол зрения. Можно посмотреть на левый

верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину куба. Просим детей следить глазами за перемещением указки в разных направлениях по кубу со словами:

Глазки делают зарядку. Начинаем по порядку:

Раз, два, три -

Влево, вправо посмотри,

Ну, скорее не ленись,

Посмотрели вверх и вниз.

А теперь не зевай,

Глазки по кругу вращай.

Ознакомление детей с цветом.

На каждой плоскости куба приклеены с помощью скотча цветные квадраты из картона. По заданию воспитателя ребенок может прищеплять прищепки, завязывать ленточки, закрывать отверстия пробками соответственно цвету квадрата. Можно предложить малышу показать красные, зеленые и т.д. пуговицы, магниты, бусы...

 Примечание

«Сенсорный куб» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные геометрические фигуры... Его можно использовать как мини - театр. На его плоскостях размещают персонажей сказок, декорации. Поворачивая куб, будет происходить смена декораций и сюжета сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...