природные особенности СПб
методическая разработка на тему

Андреева Алла Александровна

Методические материалы о значении природных особенностей и культурного наследия Санкт-Петербурга в творчестве детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_osobennosti_spb.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

ГДОУ д/с №20

Комбинированного вида Кировского района

Санкт- Петербург

Ул. Лени Голикова д.37/3

Тема.

« Природные особенности и культурное наследие Санкт- Петербурга в детском творчестве».

Педагог дополнительного образования:

Андреева Алла Александровна

2009 год

Содержание:

1.Введение

2.Значение художественно – конструктивной деятельности.

3.Организация педагогических условий для конструирования и художественного труда.

4.Организация развивающей среды.

5.Основные методы и приемы, используемые в работе по конструированию и художественному труду.

6.Формы привлечения детей к конструктивной деятельности:

7.Основные цели и задачи работы по художественно продуктивной деятельности.

8.Основные принципы построения работы студии ручного труда.

9. Приложение.

9.1 Система планирования образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию и ручному труду.

9.2 Интеграция и сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

9.3 Система работы ДОУ по сотрудничеству с семьей по воспитанию  у детей дошкольного возраста интереса к художественно – конструктивной деятельности.

9.4. сценарий конкурса «Осень в Санкт- Петербурге».

 

Введение.

Санкт-Петербург – это воплощенная в камне история. Но не только внешний вид города определяет его характер. Петербургский стиль, петербургская школа , петербуржцы, петербургская природа, даже петербургская речь – понятия, имеющие совершенно четкое культурно-историческое значение.

Развитие личности каждого человека является важным для общества. Характерные для нашего времени проблемы и социально-экономические изменения требуют от педагогов научить детей мыслить масштабно, помочь ребенку выразить себя в современном мире, осознать свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему сопричастность.

    Вопросы эстетического развития личности, его художественных способностей, приобщение к миру прекрасного, воспитание духовной культуры всегда были главными вопросами в педагогическом образовании.  Ребенок в своей познавательно- творческой деятельности усваивает прежде всего смысл, связанный с эмоционально- оценочным отношением к жизни. И здесь роль эстетического и художественного восприятия незаменима. В процессе эстетической деятельности происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, при восприятии и воспроизведении которых осуществляется его творческое и нравственное саморазвитие.

   В дошкольном возрасте начинается процесс социализации, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка, перехода к новому типу отношений с окружающими людьми миром предметов. Для гармоничного вхождения в мир взрослых малышу необходимо иметь опыт взаимодействия с различными сферами культуры, с искусством, с природой.

     Мы живем в прекрасном и неповторимом городе Санкт- Петербург , который является воплощением  в камне историей. И не только внешний вид города определяет его характер. Петербургский стиль, петербургская школа , петербуржцы, петербургская природа, даже петербургская речь – понятия, имеющие совершенно четкое культурно-историческое значение. Наш город это тот источник,  который  дает нам все то, что необходимо для развития и становления настоящей личности, гражданина по настоящему культурного и  образованного. Знакомство с историей города , его культурой, историческим и памятными местами, архитектурными ансамблями центра и новостройками, природой побуждает детей любить свой город , беречь его, гордиться тем , в каком необыкновенном городе они живут, где волшебным образом живет сказка прошлого и настоящего.

   Главную роль в дошкольном возрасте играет формирование эстетического отношения к окружающему миру через синкретические художественные проявления ребенка. Его привлекают звуки, краски, материал. Для дошкольника характерна тяга к ритмам, рифмам, выразительной интонации (произведениям фольклора) и игре, самой любимой и естественной деятельности .

    Художественно- конструктивное творчество дошкольника- это процесс создания субъективного нового для ребенка продукта, в который он складывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому.

   Дети тонко чувствуют мир загадочного Петербурга, воспринимают его  чарующую красоту, искусство выдающихся зодчих, природную неповторимость. Учитывая психологические особенности дошкольного возраста и эмоциональную отзывчивость , необходимо способствовать развитию творческого потенциала детей, фантазии и воображения. Это в свою очередь вызывает у детей живой интерес к городу, его истории, облику, природе, явлениям  общественной жизни, позволяет ощущать себя горожанином «Петербуржцем».

Значение художественно – конструктивной деятельности.

   Возможности художественно- конструктивной деятельности нельзя недооценивать.

Во-первых. Это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, так как у детей длительное ожидание результата приводит к потере интереса.

Во-вторых. Результат- полученное изделие всегда можно использовать в качестве подарка, праздничного украшения помещения, игрушки или дидактического материла, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

В-третьих, сам процесс изготовления поделок способствует решению многих педагогических задач, стоящих перед дошкольным воспитанием.

Прежде всего , это развитие мелкой моторики, которая необходима для овладения  ребенком письмом в школе. Ручной труд развивает кисти рук- бесспорный факт, который наблюдается у воспитанников, если сравнить как нелегко даются им задания на первых этапах обучения и как ловко они справляются с более сложным заданием впоследствии.

   Занятия по художественно- конструктивной деятельности способствуют развитию таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение:

- без внимания невозможно выполнить изделие, соблюдать определенную последовательность. Ребенку необходимо сконцентрировать своё внимание на объяснении педагога.

- на занятии дети усваивают приемы и способы их выполнения , учатся применять их в разных ситуациях, находить свои пути для решения поставленных задач.

- при знакомстве  с художественно-продуктивной деятельностью , для более доступного объяснения, проводятся сказочные ассоциации:  отступления , сравнения., образы.

Что способствует развитию творческого воображения, фантазии (такие вопросы :  «На что похоже?», «Как это еще можно использовать?», Что нужно сделать что бы это превратилось в …?). часто ребенку самостоятельно приходиться искать ответы на вопросы «Зачем?», «Почему?»… , то есть мыслить.

- в развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего , это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками перевоплощения бумажного листа, природного или бросового материала, у некоторых воспитанников появляется в желании создать что-то своё. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется изобретенным кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем детского поиска.

Следующее направление это развитие речи ребенка, которое заключается в планировании своей деятельности и последующем обыгрывании своих поделок (по сюжетам знакомых сказок, сочиненных диалогов). Знакомство с художественно- литературными произведениями, обогащение словаря, формирование понятий…

Развитие элементарных математических представлений, сенсорной культуры (знание геометрических форм, цвета, величины, порядкового и количественного счета, оптико-пространственных представлений

  Занятия по художественно –продуктивной деятельности влияют на формирование личностных качеств ребенка:

- дисциплинированности ;

-целеустремленности;

- самостоятельности;

-активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);

-любознательности;

   Занятия по ХПД способствует развитию коммуникативных способностей и нравственных понятий, решению социальных проблем:

- чувства причастности к общему делу, ответственности;

- умению договориться (выслушать других, высказаться и выразить свое мнение);

- заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть)

- приучает детей к сознательной деятельности;

Становиться хобби для детей:

Может стать началом пути к будущей профессии.

Поэтому особое внимание на занятиях занимает задача расширения кругозора, за счет сообщения сведений различного характера:

- прежде всего, это культурологические знания. Знакомство с традициями русского народа, явлениями общественной жизни, целенаправленной работа по знакомству с историей и культурой города,

 - информация экологического характера: беседа , рассказы о реальных объектах живой природы, разнообразии их видов и среде обитания, особенностях природы родного края.

Организация педагогических условий для конструирования и художественного труда.

Занятия художественно-конструктивной деятельностью предполагают создание благоприятных педагогических условий:

- проявления интереса и положительного отношения к результатам детского творчества;

- использование разнообразных художественных материалов;

-максимально возможное использование игровых приемов. Смена видов художественно-творческой деятельности;

-поощрение и положительные эмоции по ходу занятий с детьми;

-доступность, учет возрастных особенностей детей (все поделки выполняются доступными для данного возраста способом, с учетом опыта детей);

- постепенное усложнение ( выполнение простейших действий плавно переходит к освоению более сложных специфических приемов);

- системность (занятия опираются на освоенный материал, знакомые приемы постоянно закрепляются);

- интеграция с другими методиками дошкольного образования (развитие речи, элементарными математическими представлениями, изостудией, программой «Город мой над Невой»)

- согласование тематического плана с календарными праздниками;

- учет индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка и коллектива в целом, которое заключается в незаметном наблюдении- «ведении» каждого ребенка, выявлении характерных особенностей;

- информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом выполнения работы);

-  достаточный уровень знаний самого педагога (знание истории и традиций русского народа, культурного наследия Санкт- Петербурга и особенностей природы родного края, навыки работы с различными поделочными материалами );

- наличие предварительного и подготовительного этапов. Предварительный этап включает в себя знакомство с литературой, приобретение детьми опыта, где отрабатывается определенный прием. Подготовительный этап включает подготовку необходимого материала для выполнения  работы, выполнение образца, пооперационной схемы);

Организация развивающей среды.

Концепция программы требует предоставления ребенку возможности максимально активно проявлять себя не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Только тогда , когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанник научается определяться в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Для реализации поставленных задач в дошкольном учреждении были созданы следующие условия:

 Выделено специальное помещение- «Студия ручного труда», что позволило создать более благоприятные условия для творчества детей.

Оформление интеръера помещения,  временных выставок по лексическим темам, творческие работы детей;

Подбор оборудования  и инструментов, материалов, изготовление схем, пооперационных карт, подбор мебели для выполнения работ;

Организация пространства для выполнения индивидуальных и коллективных работ, проведения игр.

Обогащение уголков художественного творчества в группах с учетом особенностей их строения и расположения, с учетом дидактических и методических пособий, где каждый ребенок может в свободное время рисовать, лепить, выполнять аппликацию, работать с бросовым и природным материалом. Материалы для ручного труда следует систематически обновлять. Каждому виду материала должно отводиться свое место. Содержание уголка детского творчества меняется в зависимости от интересов детей, от умений и навыков, личных интересов, половых особенностей.

Основные методы и приемы, используемые в работе по конструированию и художественному труду.

В процессе занятий используются разнообразные методы и приемы. Это создание эмоциональной атмосферы, игровой ситуации, искусствоведческий рассказ, привлекающий внимание детей к изображаемому предмету или явлению. Привлечение эмоционального личного опыта детей, беседа, выразительное чтение. Метод сравнения: метод широких ассоциаций. Многовариативный показ произведений искусства, коллективное рассматривание и обсуждение. Восприятие работ художников, дизайнеров, скульпторов, архитекторов и обсуждение темы задания. Наблюдение за событиями в общественной жизни и явлениями в природе, словесное оформление результатов обследования и другие.

Занятия по конструированию и ручному труду предоставляют возможности для широкого использования различных дидактических игр, развивающих психические процессы ребенка дошкольного возраста:

* Игры на восприятие геометрических форм («На что похожа фигура?», найди похожую фигуру», «Сложи рисунок из фигуры», «Сложи орнамент»)

* Игры на восприятие цвета («Какого цвета предмет?», «Какие цвета использовал художник?», «Палитра»)

* Игры на развитие мелкой моторики и координации движений рук, развитие конструктивного праксиса  ( « Плетение по зубчатому колесу», «Волшебный квадрат», «Неоновый квадрат», «Выложи узор из нитей», «Выслушай и сделай»,  «Построй по модели», «Конструируем из палочек», «Создай схему»,

* Игры на развитие мышления ( «Геометрические задачи с палочками», «Нарисуй ответ», «Конструкторские задачи» )

* Игры на развитие восприятия («Сосчитай» сколько раз встречается в на рисунке круг, квадрат, треугольник. «Выкладывание фигур»)

* Игры на развитие внимания («Найди отличия», «Что не так», «Сопоставь», «Найди ошибки в узоре»)

* Игры на развитие памяти ( «Кто назовет больше по памяти изображенных предметов на рисунке», «Что изменилось», «Запоминай»)

* Игры на развитие воображения («Как можно использовать этот предмет? (н-р : карандаш), «На что похоже?», «Что бы это значило?», «Волшебный цветок, дерево, животное или чего на свете не бывает», «Волшебные цилиндры», «Превращение полоски», «Придумай игрушку», «Превращение заготовки»)

Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста и то, что приоритетным видом деятельности является игра, предлагаются следующие формы занятий, которые помогут в интересной увлекательной манере вводить ребенка в мир природы, мир нашего города, его истории и культуры, быта русского народа:

занятие – праздник, занятие-путешествие, занятия «погружения», ассоциативного творчества, занятия- эксперименты, занятия-фантазии,  выставка детского творчества, игра, викторина, конкурсы и.другие.

        Формы привлечения детей к конструктивной деятельности:

конструирование

по образцу

по модели

по условиям

по простейшим чертежам

по замыслу

по теме

художественное                                                              техническое

методы

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

методы стимуляции и мотивации

методы контроля и самоконтроля

наглядные                                     практические                 словесные

использование натуры                 упражнение в                беседа, объяснение,

предметов, образца,                      технических                 совет, поощрение

репродукций,                                 навыках и                     анализ, указания,

показ приемов работы                  умениях,                       художественная

технические средства                                                          литература.

Эвристический                                            метод предварительной работы

Способствует                                                  

развитию

находчивости и

активности

Особую группу представляют игровые приемы, которые могут применятся

внутри различных методов.

Формы привлечения детей к

конструктивной деятельности.

совместная деятельность               занятия                    работа с родителями

воспитателя                                    индивидуальные     собрания

и детей                                            групповые                консультации

                                                       фронтальные            анкетирование

                                                                                           выстаки

игровые

дидактические

развивающие

творческие

конструктивные

Одним из важнейших условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Использование разнообразных форм работы и методов позволяет поддерживать у детей интерес к художественному конструированию, развивает их любознательность, навыки коммуникативного общения.

Вызывая у детей всплеск эмоций, мы побуждаем их к творческой активности, развиваем способность более чутко и глубоко понимать и воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, приобщаем к истокам культуры Санкт- Петербурга.

В работе предусмотрено, как изменение в содержании занятий, которое происходит за счет использования игровых приемов, различных многовариативных игр, использования речевого и продуктивного творчества детей, мнемотехники, так и изменение в организации среды, когда кроме студии ручного труда, мероприятия проводятся в изостудии, музыкальном зале, групповых комнатах, на прогулке

        

Формы подведения итогов реализации данной программы- выставки работ детского творчества.

Основные цели и задачи работы по художественно продуктивной деятельности.

Дошкольный возраст.

Каждый ребенок в продуктивной деятельности раскрывает свой внутренний мир.

 

Цели:

* Развитие творческой активности детей, обогащение познавательного опыта, пробуждение эмоций, возможность выразить в художественно-продуктивной деятельности свои чувства, настроение, интерес к окружающему миру, к духовному наследию жителей  Санкт- Петербурга.

* Через художественно-продуктивную деятельность воспитывать интерес к истории города и го культуре, уважению к труду архитекторов, инженеров, великих сограждан.

* Воспитывать чувство гордости за свой город, воспитывать истинного горожанина «Петербуржца».

Основные задачи педагогической работы с детьми по восприятию предметного мира:

- Расширить у детей интерес к жизни и деятельности людей нашего города и области.

Воспитывать уважение к труженикам, к результатам их деятельности.

- Уточнить представления детей об окружающем мире города, предметах их особенностях, назначении.

Научить видеть общие, типичные, индивидуальные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Учить описывать объекты, свои впечатления, события.

- Дать представления о труде художников, дизайнеров, конструкторов, архитекторов, инженеров, городских и сельских профессиях.

- Познакомить с историей нашего города,  автомобилестроения, самолетостроения, судостроения. Познакомить с неповторимой, уникальной архитектурой, наиболее известными достопримечательностями , памятниками Санкт - Петербурга, выделяя средства выразительности, конструктивные особенности, оформление. Расширять представления о видах архитектуры, ее особенностях.

- уделять внимание семейному воспитанию, через знакомство с содержанием  и основными направлениями работы по конструированию и ручному труду.

Основные задачи педагогической работы с детьми по конструированию и художественному труду.

- Формировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, пооперационных карт.

- Упражнять в индивидуальном и совместном конструировании .

- Упражнять в работе с бумагой, учить создавать изображения по представлению и с натуры.

- Упражнять в различных способах вырезания симметричных форм, технике силуэтного вырезания, различной технике аппликации.

- Научить мастерить игрушки, в основе которых лежат  объемные формы.

- Учить делать игрушки по принципу оригами. Подбирать материалы по цвету, фактуре, эстетически оформляя игрушки и поделки.

- Учить лоскутной технике, изготавливать декоративные панно из тканей.

- Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с природным, бросовым материалом.

- Учить использовать шитьё , плетение, нанизывание.

Трудовые операции, которыми овладевают дети в старшей группе.

Сгибание, работа с ножницами, склеивание и вклеивание, нанизывание, отделка объемной аппликацией, бумагопластика, лоскутная техника, филигрань, витражная техника, работа с природным, бросовым материалом, пластилинография.

Трудовые операции , которыми овладевают дети подготовительной группы:

Сгибание, склеивание и вклеивание, работа с ножницами, прокалывание, сшивание, пришивание, шитье, нанизывание, плетение, отделка объемной аппликацией, изготовление поделок способом папье-маше, витражная, лоскутная техника, филигрань.

Основные принципы построения работы студии ручного труда.

Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Адаптация социо-культурного потенциала Санкт- Петербурга.

Принцип диалога- свобода выражения своих мыслей. Мнение каждого ребенка ценно. Развитие каждого ребенка происходит по пути:

- Определение ребенком собственной позиции.

- Уважительное отношение к чужому мнению, отличительной позиции других.

- Использование игрового метода, как главного средства развития творческих способностей, фантазии ребенка, «непроизвольность обучения».

- Интегрированный подход. Характер построения работы предусматривает интеграцию с другими видами художественной деятельности (музыкальная, литературная, изобразительная, театральная деятельность и художественное движение) и другими видами занятий, проводимых в ГДОУ.

Система планирования образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеграция и сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

  1. Оказание помощи в изготовлении атрибутов, участие  в оформлении и подборе материала для комплексных занятий, тематических праздников, вечеров досуга. Посещение занятий у руководителя изостудии, музыкального руководителя, воспитателей, руководителя физкультуры.
  2. Совместная организация и проведение комплексных занятий с детьми по конструированию (каждый квартал).
  3. Проведение открытых комплексных занятий для педагогического колледжа № 7.
  4. Координация работы с педагогом изостудии по проведению тематических занятий .
  5. Проведение выставок детского творчества совместно с педагогом изостудии (ежеквартально).
  6. Анализ развития речи детей совместно с логопедом, согласование вопросов по развитию мелкой моторики с детьми среднего и старшего дошкольного возраста , страдающими нарушениями ЗКР на занятиях по конструированию  ручному труду.
  7. Совместно с педагогом изостудии проведение выставок в детской  и взрослой библиотеке им. Шолохова Кировского района
  8. Анализ результатов совместной работы педагогов за год, перпективы дальнейшей работы.

Система работы ДОУ по сотрудничеству с семьей по воспитанию  у детей дошкольного возраста интереса к художественно – конструктивной деятельности.

Задачи:

  1. Вызвать у родителей интерес к конструированию и ручному труду, через ознакомление с содержанием , формами и методами организации работы по художественно-продуктивной деятельности.
  2. Приобщить родителей к совместному с детьми творчеству , через проведение открытых мероприятий ( занятий, экскурсий, конкурсов).
  3. Создать единый творческий заинтересованный коллектив в процессе работы по художественно-творческой деятельности.
  4. Расширять знания родителей о новых технологиях, поделочных материалах в сфере ручного конструирования.

Формы работы:

  1. Выступление на родительских собраниях.
  2. Беседы с родителями с целью оказания помощи в формировании у детей конструктивных умений и навыков.
  3. Изучение мнений , пожеланий родителей по вопросам организации работы с детьми художественно0 продуктивной деятельности.
  4. Поведение открытых мероприятий (выставок, экскурсий, конкурсов).
  5. Ознакомление родителей с темами и содержанием работы через экспресс информацию, папки – передвижки, оформление фотоматериалов с письменным пояснением о методах и формах работы с детьми.
  6. Изготовление поделок и сувениров для родителей и родственников детей к знаменательным праздникам.

Сценарий экскурсии «Прогулка по осеннему Петербургу»

Цель :

Формирование эстетическое восприятия окружающего мира через восприятие поделок, представленных на экспозиции, созданных детьми совместно с родителями, создать радостное , веселое настроение.

 Задачи:

Закрепление знаний о способах работы с различными поделочными материалами, их разнообразии и свойствах; воспитание основ экологической культуры;

Закрепление знаний  о сезонных изменениях в природе , происходящих осенью; природных особенностях Санкт- Петербурга, жизни города;

Активизация навыков монологической речи детей при описании творческой работы;

Материал:

 Поделки детей и родителей из природного материала, письмо от осени (художественные произведения прилагаются), ларец осени, схема устья Невы, работы детей с видами города, шишки для эстафеты, подвижная игра «Сфинкс», игрушка сфинкс,

Фотоматериал с видами осеннего Петербурга;

Содержание.

Ведущая  (дети находятся  пред входом в музыкальный зал) :

- Мне сегодня утром пришло письмо, автор письма не известен, но может быть мы сможем догадаться от кого оно!

Читает письмо:

- Вы сможете отрыть эту дверь, если отгадаете загадку :

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят , летят.

День все больше убывает, когда это бывает?  

( ответы детей)

 - смотрите , дверь открывается, и давайте пройдем в зал.

Осень приглашает нас совершить необыкновенную прогулку  по осеннему городу.

(Дети входят в празднично украшенный зал под музыку )

Обходят экспонаты.

 (Играет легкая спокойная музыка)

Ведущая:  

- Посмотрите, как украшен наш зал-

Вот художник, так художник,

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

 (Дети встают полукругом)

Много прекрасных стихов создано об этом времени года, а вы (ведущая обращается к детям), знаете стихотворения:

1 ребенок

По дороге золоченой

Осень щедрая идет.

Убранный, листами клена

Нам ларец она несет.

2 ребенок

И ларец  с ее приданым

Полон солнечных даров

Много тут бручники рдяной,

Спелых яблок и грибов.

Пальчинскайте.

Ведущая:

Ребята , а вам не подался ларец осени- ларец это не простой, а с сюрпризами, посмотрите внимательно, может быть вы его найдете!

(Ребята ищут «ларец осени» среди экспонатов и находят его)

Ай, осень, ай проказница, приготовила нам она загадки (ведущая достает из ларца загадки):

Ведущая читает загадки:

1.- Прекрасный город.

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве,-

И нет прекрасней его на земле!

Если знаешь тот город мой друг

Мне подскажи,  это - …. (Санкт- Петербург)

2. Вот еще одна загадка:

Течет красавица река,

У ней гранитны берега,

И широка и глубока-

Ее зовут … Нева!

Наш Санкт- Петербург – город островов, осень успела побывать на каждом острове, а мы вами побываем лишь на некоторых из них .

На каждом  острове  нас ждут разные необыкновенные подарки, приготовленные осенью и вами.

Как же нам посетить острова? (дети отвечают)

Представьте, что мы с вами идем по мостикам:

1 ребенок.

Повисли над Невою

Мосты, мосты, мосты,

И с острова на остров

Шагаем я и ты.

2 ребенок

Мостик Банковский , мостик львиный,

Поцелуев мост и синий.

Это красный мост над нами

И Аничков с конями.

Осень приглашает вас посетить заячий остров. (дети подходят к заячьему острову , обозначенному Петропавловской крепостью под музыку)

 

1.

Раздумал видно ангел улететь

И вот застыл, пространство не осиля.

Ему на город весело глядеть

 С вершины Петропавловского шпиля.

Рассматриваем поделки на «Острове».

А сейчас осень приглашает вас на следующий самый большой остров- Васильевский. Ведущий проводит детей к Васильевскому острову.

Ведущий:

Ветер с Балтики резкий, студеный.

На Ростральные дует колонны.

Но не дрогнут колоны и ростры:

Бережёт их Васильевский остров.

Ведущий :

-Какие еще достопримечательности есть на этом острове?

Расскажите нам, ребята. (дети читают стихотворения)

1 ребенок.

Коли хочешь видеть диво

Ты в Кунсткамеру иди.

Экспонатов здесь не мало,

Походи и погляди.

2 ребенок

Живет тут вечность у Невы:

Застыли человекольвы.

Посмотрите кто на Васильевском острове  (показ игрушки  «Сфинкс» ) , он хочет с нами поиграть, только правила чур соблюдать! Дети встают вокруг сфинкса.

Подвижная игра

Сфинкс.

Что ты, Сфинкс, лежишь, молчишь,

Так загадочно глядишь?

Лучше с нами в круг вставай

Да немножко поиграй.

Сфинкс (встает)

Вы хотите поиграть? Вас я буду догонять

А тому , кого поймаю,

Я заданье предлагаю.

(предлагает рассказать детям о поделке , сделанной своими руками)

Ведущий:

- А сейчас осень приглашает вас на Адмиралтейский остров.

Адмиралтейский

Маленький кораблик

В городе огромном

В небе над Невою

Синем и просторном.

Какие еще достопримечательности находятся здесь?

(дети читают стихи)

1 ребенок.

Маленький кораблик

Высоко плывет-

Это символ города:

Здесь рождался флот!

2 ребенок

Посмотрите, как красивы

Наши бронзовые львы

Им причесывают гривы

Гребни белые Невы.

3 ребенок

Здесь памятник царю Петру

И царскому его коню.

Фотографируют его

по двести раз на дню.

Ведущий предлагает рассмотреть поделки на «Острове».

Пора , торопит нас осень к следующему острову – Петровскому!

Клен раздает на память звезды.

Под дубом желудь ждет ребят

Идите к нам, еще не поздно

Здесь на Петровском – листопад!

(Скаченинов)

Ребята, а вы любите спорт? Кто из вас болельщик? Значит,  вы наверняка знаете,

какая достопримечательность на Петровском острове  ( стадион )

спортсмены всегда перед занятием спортом проводят разминку, давайте и мы проведем разминку.  Покажите , какие из вас получаться спортсмены: ловкие , умелые, быстрые.  

Эстафета с шишкой.

Рассматриваем поделки на «Острове».

И наконец ребята пришла осень приглашает вас на Петроградский остров.

а здесь находиться всеми любимый зоопарк.

Едем , едем в зоосад

Вот автобус ждет ребят.

По проспектам, площадям,

Через речки по мостам

Едем мы смотреть зверят

В Петербургский зоосад.

Дети рассматривают поделки на «Острове»

А сейчас я вам раздам жетоны и вы их положите возле той работы, которая больше всего вам понравилась. (дети под музыку обходят выставку и выбирают поделку, которая им больше всего понравилась).

Критерии оценки поделки:

Соответствие материала;

Оригинальность замысла;

Сложность работы.

Вот и закончилась наша прогулка. Мы молодцы очень постарались поделки  

Осень вам приготовила подарки, в благодарность за то, что вы чтите ее дары. Вручаем подарки- сувениры.

1.- Прекрасный город.

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве,-

И нет прекрасней его на земле!

Если знаешь тот город мой друг

Мне подскажи,  это - …. (Санкт- Петербург)

Течет красавица река,

У ней гранитны берега,

И широка и глубока-

Ее зовут … Нева!

Раздумал видно ангел улететь

И вот застыл, пространство не осиля.

Ему на город весело глядеть

 С вершины Петропавловского шпиля.

Ветер с Балтики резкий, студеный.

На Ростральные дует колонны.

Но не дрогнут колоны и ростры:

Бережёт их Васильевский остров.

Подвижная игра

Сфинкс.

Что ты, Сфинкс, лежишь, молчишь,

Так загадочно глядишь?

Лучше с нами в круг вставай

Да немножко поиграй.

Сфинкс (встает)

Вы хотите поиграть? Вас я буду догонять

А тому , кого поймаю,

Я заданье предлагаю.

(предлагает рассказать детям о поделке , сделанной своими руками)

Маленький кораблик

В городе огромном

В небе над Невою

Синем и просторном.

Едем , едем в зоосад

Вот автобус ждет ребят.

По проспектам, площадям,

Через речки по мостам

Едем мы смотреть зверят

В Петербургский зоосад.

Сценарий конспекта занятия в подготовительной к школе группе

«Улетает наше лето»

Задачи:

Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из картона , сложенного вдвое ( фигуру паучка);

Развивать чувство формы и композиции (декорирование спинки паучка);

Развивать чувство цвета при подборе колорита.

Учить детей работать с новым поделочным материалом (скотч, трубочки из-под коктейля);

Формировать представления об изменении , происходящих осенью в живой природе;

Закладывать основы экологического воспитания;

Материал: скотч, трафарет паучка, трубочки из-под коктейля, нитки, стихотворение Е. Трутневой «улетает наше лето»

Плакаты «Лето», «Осень», насекомые, музыка прогулка по лесу.

Ход занятия.

Дети располагаются на ковре рассматривают плакат «Лето». Чтение стихотворения Е. Трутневой :

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах,-

Это платье золотое

У березы на плечах…

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят , летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

 пролетают журавли.

Все летит ! должно быть это

Улетает наше лето!

О каком времени года говориться в стихотворении. Что происходит осенью? Выслушать ответы детей,  а хотите заглянуть в парк и посмотреть как живут птицы, звери, насекомые , как готовятся к зиме.

Тогда закройте глазки и представте, что мы с вами отправились на прогулку (одели сапожки, курточки, шапочки) . по дорожке мы идем- листья под ногами шуршат. Тихо остановитесь, слышите? Кто –то к нам спешит, если вы отгадаете загадку, то сразу узнаете кто это:

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте мухи шелк.          (паук)

Появляется паучок, здоровается и говорит, как холодно стало в лесу и скучно.

Давайте чтобы наш паучок не скучал мы сделаем для него друзей и подруг.

Показ образца, выполнения поделки.

  1. сложить лист пополам , обвести по трафарету силуэт паучка;
  2. вырезать силуэт;
  3. украсить спинку паучка самостоятельно придуманным узором;
  4. прикрепить соломинки при помощи скотча с обратной стороны;
  5. продеть нитку- паутинку и связать концы;
  6. показ способа передвижения паучка по «паутинке»;

Выполнение работы детьми.

Подведение итогов занятия.

Сценарий

Осенней вставки

Средняя группа

Цель:

Конспект занятия

«декоративное панно с фруктами»

Задачи:

Совершенствовать технику симметричного вырезывания симметричных предметов из бумаги сложенной вдвое (фрукты);

Развивать чувство формы и композиционные умения и навыки (готовить элементы узора в соответствии с величиной панно, размещать элементы на панно);

Создавать объемную композицию;

Подвести к понимаю того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник, развивать чувство цвета при подборе колорита;

Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и искусстве.

Материал: декоративное панно, подготовленное на предыдущем занятии, заготовки прямоугольной формы разных цветов, коробочки для обрезков, ножницы, салфетки, клеенки, плакаты «Осень», «Фрукты», муляжи фруктов, натуральное яблоко, «сказка яблока» аудиозапись, репродукции художников;

Ход занятия.

Воспитатель проводит краткую беседу о том, как красота природы воплощается в натюрмортах. Дети рассматривают натюрморт из свежих фруктов.

Чтение стихотворения : «Натюрморт»

Предлагает им послушать, как фрукты говорят между собой («Сказка яблока»).

- сегодня мы с вами будем вырезать разные фрукты и составлять из них натюрморт на наших панно. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы можем вырезать.

Показ способа вырезания (напомнить способ вырезания –симметричный, по нарисованному контуру)

Дети находят свои панно и подбирают цвет по своему желанию, обдумывают замысел и выполняют работу.

Вырезают силуэты, располагают на панно. Подсказать детям, что панно можно дополнить  листочками, бабочками, колосками.

Итог. Оценка работы, любование панно.

Прекрасен наш осенний сад:

В нем слива есть и виноград,

На ветках как игрушки

и яблоки , и груши…

мы утром рано в сад пойдем

и всех соседей соберем

и солнышку помашем,

«Спасибо осень!»- скажем.                    У. Рашид

Список литературы:

И.Агапова, М.Давыдова 200 лучших игрушек из бумаги и картона Москва «Лада» 2006;

С.Ю. Афонькин, Е.ю. Афонькина Оригами, С- Пб «Химия, 1998;

М.А. Васильева Программа воспитания и обучения в детском саду «Воспитание дошкольника», Москва, 2004;

Н.Н. Гусарова  Техника изонити для дошкольников, С.Пб «Детсво-пресс 2007;

Г.Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва, 2007;

Г.Н. Давыдова Пластилинография, Москва 2006;

Н.А. Курочкина Знакомство с натюрмортом, «Детсво-пресс», С-Пб , 2006;

Л.В. Куцакова Занятия с дошкольниками по консруированию и ручному труду , «Совершенство», Москва, 1999;

М.В. Крулехт, А.А. Крлехт «Самоделкино» образовательная программа. С-Пб «Детство – пресс», 2004;

И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду , «Карапуз-дидактика», Москва , 2007;

А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Аппликация в деском саду «Академия развития» , Ярославль, 2004;

В.Н. Нищева Предметно-развивающая среда в детском саду, С-Пб «Детсво-пресс», 2006;

О.А. Новиковская Конспекты комплексных занятий с детьми,

«Паритет», С.Пб 2006;

И.М. Петрова Объемная аппликация, С.Пб «Детсво- Пресс», 2007;

Н.Г. Пищенкова Работа с бумагой в нетрадиционной технике Москва 2006;

С.В. Соколова Оригами для дошкольников, С-Пб «Детсво- пресс» 2003;

Н.А. Смотрова Нитяные игрушки, С-Пб «Детсво-пресс» 2005;

И.В. Тюфанова Мастерская юных художников, С.Пб «Детсво- пресс» 2004;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации детской деятельности в условиях природного уголка в соответствии с ФГТ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлека...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».

Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В дошкольном возрасте  ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки, ведь игра- это не только удовольствие, но и основное сред...

презентация материалов педагогического совета « Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края».

laquo; Формирование  у детей дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края»....

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторической и природной особенности родного края и города посредством краеведческого компонента развивающей предметно –пространственной среды

Память о своих корнях, уважение к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививат...