Особенности организации детской деятельности в условиях природного уголка в соответствии с ФГТ
статья по окружающему миру по теме

 

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации детской деятельности в условиях природного уголка в соответствии с ФГТ.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в д/с требует постоянного непосредственного общения с ней. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера: патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы детского сада, который является одним из объектов экологической тропинки. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в  природе, затрудняет выделение общего, существенного в жизни растений и животных, а уголок природы дает возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на типичных их признаках, тем самым обеспечивает глубокие и прочные знания.

 Постоянные обитатели уголка природы – комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети овладевают несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, обтирать кисточкой, черенковать, пересаживать. Свои наблюдения учатся отражать в связной точной речи. Комнатные растения используют для дидактических игр на описание объектов.

При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые Санитарными  Правилами и Нормами и программой воспитания в д/с. Только при этом условии можно обеспечить воспитательные и образовательные воздействия на детей труда и наблюдений.

По Санитарным Правилам и Нормам при организации экологических пространств необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Растения должны быть безопасны
  2. Недопустимы ядовитые и колючие растения
  3. Предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух, поглощающим вредные вещества
  4. Для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за растениями
  5. Животные, звери, птицы недопустимы в детском саду

Подробное описание и рекомендации к отбору обитателей уголка природы можно найти в книге Морковской:

  1. Растение должно быть той или иной экологической группы
  2. Уход за растениями по количеству, характеру труда, по затрачиваемым силам должен быть доступен детям
  3. Растения должны быть внешне привлекательны
  4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений (дети увидят индивидуальные признаки)
  5. Растения должны быть безопасны
  6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности роста и развития растений
  7. Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер
  8. Дети должны свободно подходить к растениям, наблюдать и трудиться в уголке природы

Александра Ивановна Иванова считает, что собирая растения необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не собирать аллергенные растения данной местности
  2. Не брать растения, содержащие много пыльцы
  3. Не собирать растения с летучими и вбуравливающимися плодами
  4. Ботанические коллекции могут быть разнообразными (растения нашего участка, сезонные изменения в жизни растений)
  5. Из объектов неживой природы можно собирать: камешки, разновидности почв, глин, песка, строительных материалов.

Все обитатели уголка природы можно разделить на постоянные (комнатные растения) и временные (вносятся на короткое время, жизнь которых проявляется в те или другие сезоны).

Рекомендуется нахождение в группе растений:

В младшем возрасте – герань, примула, фуксия, бегония, бальзамин, фикус, аспидистра, традесканция – 6 видов.

В среднем возрасте – к объектам младшего возраста + агава, аспарагус, адиантум.

В старшем возрасте – к предыдущим объектам + колеус, циссус, каланхоэ, цикламен, камнеломка.

В подготовительном к школе возрасте + сенполия, хлорофитум, сансевьерия, циперус, гемантус.

Назову растения, которые снижают концентрацию вредных примесей и очищают  воздух: азалия, антуриум, драцена, каланхоэ, калатея, сансевиерия, традесканция, фикус, хлорофитум, циссус, бегония, цикломен.

Запрещаются опасные растения такие как: адениум, алоказия, дурман, диффенбахия, каладиум, монстера, олеандр, сциндапсус, эуфорбия (молочай).

Немаловажное значение в уголке природы отводится зоне коллекций, которая является интерактивной и предназначена для знакомства детей с различными природными объектами живой и неживой природы, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, развития сенсорных навыков.

Коллекция камней и ракушек.

Если в школе работа с коллекцией камней направлена только на обучение, то в д/с – на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В д/с коллекции служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть: подбирать по цвету, размеру, подбрасывать, бросать в воду, конструировать.

Коллекция песок, глина важна для представления разнообразия природных объектов. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Уголок экспериментирования это база для специфической игровой деятельности ребенка, дети превращаются в ученых, проводят опыты, наблюдения, эксперименты такие как: какая бывает вода, вода – растворитель, можно ли склеить бумагу водой, тонет – не тонет, песочная страна, фокусы с магнитами, почему не тонут корабли, почему предметы движутся.

В работе с детьми большое значение нужно придавать игровым технологиям. В дидактических играх я использую натуральные предметы природы, картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры помогают детям запомнить правильные названия предметов, усвоить их качества (цвет, форма, величина и запах растений) и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Способствуют развитию у них произвольного внимания и мышления. Огромную радость доставляет детям угадывание предметов на ощупь. К таким играм относится “Угадай что в мешочке?”. Задача детей определить на ощупь предметы и объяснить по каким признакам они это сделали.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры экологического содержания: “Кто где живет?”, “Времена года”, “Найди животное”, “Живая природа”, “Ребятам о зверятах”, “Мир растений”, “Подбери и назови”, “В лесу”, “У кого какой цветок”, “Что и как растет”, “Каждое растение – на свое место”.

Словесные игры: “Съедобное – несъедобное”, “Кто как кричит”, “Что лишнее”, “Узнай по голосу”, “Хорошо – плохо”, “Это кто к нам в гости пришел”.

Интеллектуальные игры: “КВН”, “Что? Где? Когда?”

Данные дидактические игры мне очень нравятся: они понятны детям, изображения не искаженные, яркие, доступные, носят научный характер. Экологическое содержание игр интегрируется с такими образовательными областями как социализация, коммуникация, безопасность, познание, здоровье, труд. В основном производят эти игры “Дрофа – медиа” Москва, ООО “Десятое королевство” г.Химки.

Большое внимание уделяю сказкам, её очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, и я с ней полностью согласна.

Хочу рассказать Вам о детских книгах которые я использую при ознакомлении детей с природой.

  1. Детская энциклопедия. Чижевский А.Е. “Я познаю мир”.
  2. Энциклопедия экология для детей. “Мир вокруг тебя”.
  3. Сказки о цветах и деревьях  А.Лопатина
  4. Большая книга о природе (в сборник вошли стихи и рассказы русских поэтов и писателей о нашей родной природе, также загадки, пословицы, приметы)
  5. “Жизнь птиц” Егорова Т.Г. (книга состоит из двух частей, 1-я познавательная часть, 2-я игровые задания)
  6. Раскраски: цветы; фрукты и ягоды; овощи; животные; птицы, цветы, бабочки; мир природы.

Экологические программы

Наблюдение

труд в природном уголке

Экспериментирование

Проектная деятельность

“Детство”

+

+

-

“Юный эколог”

+

-

-

“Живая экология”

+

+

-

“Наш дом – природа”

+

+

+

А сейчас я хочу обратить Ваше внимание на таблицу, в которой четко видно какие основные экологические программы нам рекомендуют. Возьмем за основу эти четыре программы.

Проектной деятельностью занимаются многие ученые, такие как Николай Николаевич Поддъяков, Николай Евгеньевич Веракса, Наталья Александровна предлагает рассматривать метод проектной деятельности в ЭКОЛОГИИ. Реализация ее программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, конкретного применения интегрированного подхода в образовании. Экологические знания и навыки дети получают не только в образовательной области социализация, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр. Поэтому в настоящее время программа успешно внедрена и получила признание во всех регионах России.

Федеральные Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вышли в 2009 году, обращают наше внимание на то, что основные задачи у нас выполняет область “познание”, где мы организуем познавательно-исследовательскую деятельность и формируем целостную картину мира, расширяя кругозор детей. Образовательная область “Безопасность” направляет деятельность на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности ребенка и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Деятельностный подход сопровождает образовательная область “Труд”, которая не только развивает трудовые навыки у детей, но и формирует представление о труде взрослых, его роли в жизни каждого человека.

Образовательные программы по экологическому воспитанию согласно ФГТ направляют наше внимание на основную концепцию смены ЭГОцентрической модели на ЭКОцентрическую, где человек часть этого мира. За это сегодня отвечаем и несем ответственность мы с Вами дорогие коллеги. И как сказал К.Д.Ушинский:  “От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация детской деятельности детей 3-4 лет в соответствии с ФГОС"

Презентация "Организация детской деятельности детей 3-4 лет в соответствии с ФГОС"...

Современный подход к организации детской деятельности в условиях ФГОС.

Моё выступление на районном семенари по введению ФГОС в ДОУ....

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

   На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образо...

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.  Идёт ...

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

   На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образо...

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...