Исследовательский проект "Я люблю свой город родной"
проект (старшая группа) по теме

Капитоненко Людмила Анатольевна

Это долгосрочный проект, над которым можно работать с детьми старшего дошкольного возраста, в нём прослеживается вся работа с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt-_ya_lyublyu_svoy_gorod_rodnoy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5  г.Миньяр  

Разработала воспитатель старшей логопедической группы ДОУ

Людмила Анатольевна Капитоненко

Г. Миньяр

2014год

  «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»

Килпатрик.

Реализация технологии проектирования в детском саду начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Мы готовим предварительный план решения проблемы, а дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Таким образом, наши воспитанники становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие. Мы, воспитатели, – организаторы детской продуктивной деятельности, источник информации, консультанты, эксперты. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

      Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективной работы.

 Частным, конкретным результатом работы  детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочинённая сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, умение работать в команде,  интерес к познанию. Поэтому, я считаю,  для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, наиболее эффективно будет применение проектного метода.

    Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Нам следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувств патриотизма. Развивая горизонты познаваемого детьми, мы зажигаем в их сердцах искорку любви к родному городу, краю, Родине.

Описание  реализации  проекта:

Мною собран богатый краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: развивающая среда постоянно обогащается материалами о Миньяре (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества),  подобраны фильмы, презентации о Миньяре.

Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Поэтому тематику занятий по ознакомлению с родным городом обязательно согласовываю с тематикой других занятий, играми детей; создаю условия для самостоятельной  и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть  через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Совместно с детьми разрабатываем экскурсионно-туристические маршруты по городу, совершаем поисково-собирательную работу.

 В процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей Миньяра: как возник город, почему именно на этом месте, почему носит такое необычное  название. Выяснили, что изначально люди селились по берегу слияния рек Миньяр и Сим, а вокруг - лес и горы.  Слияние рек позволяло получать дешёвую энергию, организовывать сплав дров и леса.

Поэтому на этом месте построили завод и город.    

 В названиях  улиц нашла отражение история города и страны (улица Заикина – в честь первого «красного»  директора Миньярского завода,  улица Сорокина названа в честь героя Гражданской войны Михаила Петровича Сорокина,  комиссара,  уроженца Миньяра).

Особо заинтересовал ребят вопрос о названии улицы, на которой находится детский сад («Почему нашу улицу назвали Козлова?»).

 В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе много разных по назначению зданий:  жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Но самое красивое здание - это, конечно же, дворец культуры.   Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну.

 Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с музеем города. Дети уже знали, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи. Неоднократно бывали в выставочном зале города. Теперь же они узнали о музеях родного города: краеведческом, школьном  (в школе  №4).

Открытием для детей являлось то, что у Миньяра есть свой герб.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город или родились в нем.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Актуальность проекта:

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка – дошкольника. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности,  и нет системы работы по краеведению.

 У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые, воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым местом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники пишут картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтобы для  ребят, моих воспитанников,  город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Миньяру - городу, который является Родиной моих дошколят.

 Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

 В соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса  обеспечивается в ходе организации четырех форм работы с детьми:

1. Совместная деятельность детей и взрослого

2. Самостоятельная деятельность

3. Работа в режимных моментах

4. Работа с родителями, социумом

Современные авторы и разработчики программ по дошкольному воспитанию  отдают предпочтение тематическому планированию, которое позволяет решить задачи всех образовательных областей с целью формирования интегративных качеств личности. В связи с этим проект по ознакомлению старших дошкольников с родным городом является актуальным, так как тематический план разработан по принципу интеграции образовательных областей с учетом всех форм работы.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Нам следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувств патриотизма. Развивая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердцах искорку любви к родному городу, краю, Родине.

Цель проекта:

Расширить знания детей об истории возникновения Миньяра, сформировать у детей чувство ответственности за малую родину, узнать как можно больше о своём городе, его достопримечательностях, желание трудиться на  благо города, беречь и умножать его богатство.

Задачи проекта:

* Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Миньяра.

* Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами.

* Ознакомление с трудом людей, которые живут в нашем городе.

* Воспитание чувства гордости за своих земляков, которые прославили свой город.

* Организация общественно-полезной деятельности детей на благо города.

* Развитие связной речи детей; обогащение и активизация словаря детей, учить  мыслить.

Условия реализации:

Данная система  предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста для ДОУ с непосредственной близостью социально – значимых объектов. Проект реализуется на базе старшей группы МКДОУ№5 г.Миньяр.

Участники проекта:

Дети старшей группы. Проект предусматривает активное участие родителей, воспитателей, специалистов.

Срок реализации:

Проект долгосрочный рассчитан на 1,5 года.

Образовательные области:

«Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Художественное творчество».

Этапы реализации:

Для реализации проекта по ознакомлению старших дошкольников с родным городом я определила соответствующие этапы его реализации:

Подготовительный  этап:

1. Создание предметно – развивающей среды. Изучив требования предъявляемые к предметно-развивающей среде,  определила следующие функции и принципы ее создания:

Функции:

• Организующая

• Воспитательная

• Развивающая

Принципы:

• Учет требований СанПиН

• Учет современных требований ФГТ

• Использование в оформлении современной интерпретации национальных мотивов в оформлении интерьера группы

• Установление оптимального контакта с детьми

• Творчество взрослых и детей

• Комплексное и гибкое зонирование

2. Разработка плана по организации воспитательно-образовательной работе знакомства детей с родным городом.

При создании плана по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом мы следовали следующим принципам:

* Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

* Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини - музей, подобран материал о городе Миньяре и Ашинском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города.

* принцип активности, самостоятельности воспитанников;

* Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

* принцип систематичности и последовательности;

* принцип наглядности;

* принцип доступности;

* принцип учета возрастных особенностей;

* тематический принцип;

* принцип интеграции

 Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Миньяра;

* учет всех форм работы с детьми;

* учет социально-значимых объектов находящихся в непосредственной близости от детского сада.

3. разработка маршрута социально-значимых объектов, находящихся в непосредственной близости от детского сада.

Требования, предъявляемые к социально – значимым объектам:

* непосредственная близость

* безопасная и удобная схема пешей экскурсии

* социальная/историческая значимость

* доступность памятника для обозрения

* близлежащая территория безопасна.

* наличие пешеходных дорожек для сквера

Основной этап:  Реализация проекта.

Рассматривание материалов об истории создания города.

Оформление папки: «Город вчера и сегодня».

Беседы «Город Миньяр, в котором я живу»; «Красивые места нашего города»; «Памятники города»; «Улица, на которой ты живёшь»; «Герб города Миньяр».

Просмотр фильмов о Миньяре.

Данный проект находится на этапе реализации.

Работа ведется систематически в соответствии с перспективами работы, охватывая все области.

Подведение итогов проекта.

Направление деятельности,

Задачи:

Содержание

I  – информационно – аналитическое обеспечение проекта

Задача: Сбор и анализ информации.

  1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
  2. Прорабатывание моего опыта работы «Знакомство с городом Миньяр».
  3. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выявления уровня знаний по разделам программы).
  4. Анализ результатов педагогической диагностики.

II  – методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно – образовательного проекта

  1. Составить перспективный тематический план по теме проекта «Я люблю свой город родной».
  2. Разработка цикла занятий, экскурсий  в рамках проектной деятельности.
  3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации.
  4. Подобрать и систематизировать игры, беседы, литературный материал согласно задачам.

III  – работа с детьми

  1. Проведение педагогической диагностики через беседы, с целью выяснения уровня знаний детей.
  2. Создание ситуации вовлечения детей.
  3. Реализация цикла занятий, бесед.
  4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи).
  5. Создание условий для проведения  наблюдений.
  6. Создание условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе работы.

IV  – работа с родителями

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность

  1. Подготовка  консультативного материала для родителей.
  2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.
  3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности: выставки.

V – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: Демонстрация проекта

  1. Сделать с детьми   папку: «Знатоки своей малой родины».
  2. Презентация «Я люблю свой город родной».
  3. Совместно с родителями изготовить макет части города на выбор детей.
  4. Организация творческой галереи «Город глазами детей и родителей».

Перспективный план работы по проекту «Мой город родной»  в  старшей группе

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:

* Работа с книгой А.И.Чертов  «Миньяр – наш город»;

* Работа с книгой  «Урал.  Кладовая земли»;

* Работа с книгой «В горах моё сердце»;

* Работа с книгой  «Опорный край державы».

Поисково-собирательная работа:

* Знакомство с историей города на основе материалов краеведческого музея.

* Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войн.

*Разработка экскурсионно - туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:

* «Красота нашего города»  

* «Наш город для детей».

Целевые прогулки:

* К городскому  пруду.

* К реке Сим.

* По близлежащим улицам.

* В парк.

* Главная достопримечательность города  памятник героям Великой  Отечественной  войны.

Экскурсии:

* Экскурсия в краеведческий музей.

* Экскурсия в администрацию.

* Экскурсия  в школу№4.

* Экскурсия в книжный магазин.

* Экскурсия в аптеку.

* Экскурсии в продуктовый магазин.

* Экскурсия в школу искусств.

* Экскурсия в библиотеку.

* Экскурсия в пожарную часть города.

* Экскурсия в Введенский храм.

Беседы:

* «Миньяр – частичка России».

* «Чем славится Миньяр?».

* «Где работают наши родители?».

* «Улицы, по которым мы ходим».

* «Прогулка по городу».

* «Город Миньяр, в котором я живу».

* «Красивые места нашего города».

* «Памятники города».

* «Улица, на которой ты живёшь».

* «Герб города Миньяр».

Занятия:

* Познавательное занятие «Наш город».

* Познавательное занятие «Кто работает в детском саду?»

* Познавательное занятие «Природа родного края».

* Познавательное занятие «Улицы родного города».

* Познавательное занятие «Мой родной город».

* Познавательное занятие «Легенды о Миньяре».

 * Познавательное занятие «Что мы знаем о работе в карьере?»

Дидактические игры:

* «Кто где работает?».

* «Ассоциации – город».

* «Что где находится» (схемы, карты).

* «В гостях у хозяйки медной горы».

* «Расскажи о своём городе».

Викторины:

* «Знатоки родного города».

* «Это русская сторонка – это родина моя».

Праздники:

* Праздник « День города».

* Праздник «День Победы».

* Международный День защиты детей.

* Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада).

* Праздник цветов.

Чтение художественной литературы:

* В. Степанов. Что мы Родиной зовем. Родные просторы.  

* Н.Забила. Путями-дорогами.

* В. Степанов. Наш дом. Страна Малахита.

* П.Воронько. Лучше нет родного края.

* Е.Серова. Родные края.

* С.Калинина. Песня о моём городе.  

Оформление альбомов :

* «Мы живем в Миньяре».

* « Город  древний – город новый».

* «Наш любимый детский сад»;

* «Почётные граждане города».

* «Наши земляки – участники ВОВ»

Самостоятельная художественная деятельность детей:

* Рисование «Экскурсия: куда тебе больше всего запомнилась?»

* Изготовление коллажа «Природа моего края»

* Рисование «Что мы видели в музее?»

Сюжетно-ролевые игры:

* «Аптека».

* «Магазин».

* «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее)

* «Мы идём в библиотеку».

Дополнительные источники:

*Материалы Миньярского краеведческого музея.

*Материалы хранителя музея Мирошниченко В.Б.

Фильмы учеников и учителей школ города Миньяра:

* «Мой город Миньяр».

* «Красивей места на земле не представляю я себе».

* «Миньяр – родной мой край».

* «Миньяр – центр мировой красоты».

* «Миньяр».

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

  1. Как можно больше будут знать дети о своём городе, рассказывать другим.
  2. Повысится уровень познавательного развития детей.
  3. Участие родителей и детей в викторине «Это русская сторонка – это родина моя».
  4. Изготовление макета какой либо части города.

Диагностическая методика оценки результатов уровня освоения детьми знаний и представлений о городе Миньяре.

Содержание разработано для проведения диагностических исследований с детьми старшего возраста, оценки результатов уровня освоения детьми знаний и представлений о городе Миньяре.

Цель:  Изучить представления и знания детей о городе Миньяре.

1 блок- осведомлённость.

В каком городе ты живёшь?

Кто основал наш город?

С чего началось строительство города?

Назови первую улицу города.

Какое первое здание нашего города?

Как называется улица, на которой ты живёшь?

Как называется улица, где находится наш детский сад?

Какие ещё улицы ты знаешь?

Какие достопримечательности ты знаешь в городе Миньяре?

2 блок-узнавание.

Что знакомо для тебя на фотографии, назови (набор фотографий с видом города)?

Что это за памятник?

Какое здание это?

3 блок-составление рассказов по моделям.

Составь рассказ о зданиях города по моделям.

Составь рассказ о памятниках в городе.

4 блок-умение задавать вопросы о городе Миньяре.

Развивающая игра «Путешествие по городу».

Критерии показателей:

1 блок – осведомлённость.

0 баллов – нет ответа

1 балл – отвечает частично

2 балла – отвечает правильно на все вопросы

2 блок – узнавание.

0 баллов - не выполнено задание

1 балл – задание выполнено частично

2 балла – выполнено всё задание

3 блок – составление рассказов по моделям.

0 баллов – затрудняется в составлении рассказов

1 балл – составляет несвязанный рассказ

2 балла – составляет рассказ последовательно и чётко

4 блок – умение задавать вопросы.

0 баллов – ребёнок не может задавать вопросы

1 балл – ребёнок с трудом задаёт вопросы

2 балла – ребёнок умеет задавать вопросы по заданной теме

Результаты диагностики знаний детей до работы над проектом

Список

детей

1блок

2блок

3блок

4блок

Слава

1балл

1балл

1балл

1балл

Катя

1балл

1балл

1балл

1балл

Ульяна

1балл

1балл

2 балла

1балл

Карина

1балл

1балл

1балл

2 балла

Роксана

0 баллов

0 баллов

0 баллов

0 баллов

Арслан

1балл

1балл

1балл

1балл

Коля

1балл

2 балла

2 балла

2 балла

Владик

0баллов

0баллов

1 балл

1балл

Костя

1балл

1балл

1балл

1балл

Альберт

0 баллов

0 баллов

0 баллов

1балл

Денис

0 баллов

1балл

0 баллов

0 баллов

Алёша

1 балл

1балл

1балл

1балл

Софья

1 балл

1балл

1балл

1балл

Лиана

0 баллов

0 баллов

0 баллов

0 баллов

Эльза

0 баллов

0 баллов

0 баллов

0 баллов

1балл-60%

0 баллов-40%

2балла -0%

1балл- 60%

0 баллов- 33%

2балла -7%

1балл- 53%

0 баллов – 33%

2балла-14%

1балл-60%

0 баллов – 26%

2балла – 14%

Вывод: Результаты проведённых исследований показали, что у детей недостаточно а у некоторых слабо сформированы знания о родном городе.

Следующие исследования будут проведены после окончания проекта, где будут видны результаты работы.        

Литература.

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999.

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. .

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Планирование работы по образовательной области «Познание». – М.: Центр дополнительного образования «Восхождение» 2012.

Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».   Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведен...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведения, этикет общения и приветствия; развивать речь, внимание, память; вос...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю своя края родные, свои родные милые места".

Конспект интегрированной образовательной  деятельности с детьми 5-6 лет " А я люблю  своя края родные, свои родные милые места"....

Проект "Я люблю свой город"

Эколого- патриотический проект...

Презентация к проекту "А я люблю свои места родные..." Людиново

презентация к НОД "А я люблю свои места родные..."...

Проект «Люблю свой край родной» для детей средней группы.

У людей живущих в современном мире общества, множества проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир...