Метод проектов и краеведение в ДОУ
материал по теме

Одной из задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному городу, краю, Родине, чувство гордости за нее. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего изнающего свой край. Комплексно реализовать ряд педагогических принципов привзаимодействии ребенка с окружающим миром помогает метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_i_kraevedenie_v_dou.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        «Любовь к родному краю,

знание его истории - основа,  

                                                                    на которой только и может

осуществиться рост      

                                         духовной культуры всего общества»

                                                       

                                                                                Д. С. Лихачев.

МЕТОД ПРОЕКТОВ И КРАЕВЕДЕНИЕ В ДОУ

Актуальность рассматриваемой темы связна «в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни».[1]

 Со словом "родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

 В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес, а в дошкольном возрасте они начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

     Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.

     Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

   Краеведение  невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на    планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте.

   Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).

Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?

Как научить детей любить свою Родину?

Как научить детей ценить мир и справедливость?

Как развивать любовь к родному городу, природе и стремление защищать их?

Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе — нам помогает метод проектов. Он привлек внимание советских педагогов в 20-е годы, но в практике работы применялся недолго.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой воспитанники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов» Основоположником метода проектов считается американец В.-Х. Килпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ребёнка, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой.

Его идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.

Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения метода от обучения до воспитания, развития личности ребенка - способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это - звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личность.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему - сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с патриотическим; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка с социальной средой).

Реализация проекта осуществляется через различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, игры, чтение художественной литературы, практически полезные дела).

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.

Особую педагогическую значимость метода проектов в том, что:

- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

-  это метод, идущий от детских потребностей и интересов.

Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Проект включает три этапа: подготовительный, исследовательский и обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.

Проект в детском саду как метод организованного освоения ребенком окружающей среды условно можно разделить на несколько блоков.

Блоки освоения ребёнком окружающего мира

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю. В практической реализации проекта принимают участие дети, взрослые.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ЮГРА - НАШ ДОМ»

№ п/п

Тема проекта

Месяц

Итоговое мероприятие

 (4 неделя месяца)

1.

«Мой город – Лангепас»

Сентябрь

Выставка рисунков

2.

«Природа Югры»

Октябрь

Выставка рисунков

3.

«Подвижные игры народов Севера»

Ноябрь

Спортивное развлечение

4.

«Югра – наш дом» (ко дню рождения округа, достопримечательности)

Декабрь

Выпуск газеты

5.

«Животный мир Югры»

Январь

Красная книга Югры

6.

«Сказки Югры»

Февраль

Книжка – малышка

7.

«Праздники Югры»

Март

Развлечение «Вороний день»

8.

«Художественное творчество народов Югры»

Апрель

Выставка рисунков, поделок

9.

«Экология Югры»

Май

Выставка поделок «Сохраним родную природу»


[1] Тихонов А.А., «Развитие краеведческих знаний в детском саду и школе»                                                                                                                                                                                                                           . www.samlib.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по краеведению "Мой отчий край ни в чём не повторим"

Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей....

«Славный город Лебедянь». Проект по краеведению в старшей группе

В канун 400-летия нашего города мы с детьми и родителями решили воплотить в жинь, созданный совместно проект. И вот, что из этого получилось....

Проект по краеведению: «С чего начинается Родина?»

Предлагаю вашему вниманию патриотический проект по краеведению "С чего начинается Родина?" Данный материал будет полезен воспитателям,методистам ДОУ.Проект рассчитан на возраст детей 5-7 лет....

проект по краеведению "Путешествие с Терёшкой по родному краю"

Знакомство детей дошкольного возраста с родным краем...

Проект "Центр краеведения – основа воспитания патриотизма"

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Метод проектов в краеведении в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность проекта связна «в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творчес...

Презентация проект по краеведению. Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский"

Проект "Мой родной край. Поселок Сиверский"   для детей старшего дошкольного возраста...