Обучение декоративно-орнаментной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента
статья (старшая группа) по теме

Воронина Вера Николаевна

             

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativnaya_deyatelnost_doklad.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад № 36 комбинированного вида"

Д  О  К  Л  А  Д

"Обучение декоративно-орнаментной деятельности на основе ознакомления с семантикой

народного орнамента"

Подготовила: воспитатель

Воронина В.Н.

Саранск

Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в дошкольной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия (Н.А. Ветлугина, А.Л. Грибовская, Е.Г. Ковальская, И.А. Лыкова, А.П. Усова, Е.А. Флерина, Е.В. Харчевникова и др.), формирования личного отношения к действительности (З.А. Богатеева, Р.Н. Васильева, Р.Н. Смирнова и др.). В ряде работ (ю.В. Максимов, Г.Н. Пантелеев, Е.С. Рогалева) определены принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста, намечены пути педагогического руководства декоративно-орнаментной деятельностью, выделены основные приемы создания декоративных узоров на плоских и объемных формах.

        Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

  1. Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора.
  2. Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.
  3. Творческое использование полученных знаний, умений и навыков.

Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, в квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, по возможности, украшение объемных форм.

В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время особое внимание на занятиях, на которых дошкольники приобретают навыки создания декоративных композиций (Л.Д. Вавилова, Р.Н. Смирнова), уделяется краеведческим мотивам.

Однако исследования, проводимые на кафедре художественно-эстетического образования ребенка Орловского государственного университета, показали, что к 5–6 годам у дошкольников пропадает интерес к занятиям декоративно-орнаментальной деятельностью: 80% всех обследуемых детей (всего 156 человек) предпочли декоративному рисованию другие виды деятельности (игра, рассматривание книг, ручной художественный труд и т.п.).

Отсутствие интереса приводит к тому, что у детей отмечается достаточно низкий уровень овладения навыками создания декоративных композиций и отсутствие умения использовать средства выразительности для создания собственных орнаментов.

Установлено, что причина этих недостатков кроется в следующем:

  1. Процесс обучения декоративно-орнаментальному рисованию несколько технологизирован (обучение построению узоров и орнаментов происходит в процессе знакомства с изделиями народных мастеров и копирования их композиций).
  2. В декоративной композиции отсутствует содержательный смысл, который и обеспечил бы яркий эмоциональный фон деятельности (эмоциональный фон создается только благодаря красочности произведений народных мастеров, а иногда и хорошо выполненным образцам).
  3. Отсутствует дифференцированный подход к обучению декоративно-орнаментальной деятельности девочек и мальчиков.
  4. Данному виду деятельности, как правило, отводится весьма ограниченное время (в средней группе – 9 занятий в год, в старшей и подготовительной группах – 18 занятий в год).

Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы (А.Н. Афанасьев, С.Н. Бибиков, Л.А. Лемков, Б.А. Рыбаков, В.В. Стасов и др.), все то, что воспринимается нами просто как декор, издавна наполнялось глубочайшим смыслом. По сути дела, очень долгое время не существовало даже самого понятия декоративное рисование (декор значит украшение, декоративное рисование – рисование для украшения). Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось определенное значение. В этом выражалось утилитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже. Например, когда предмет переставал выполнять свое первоначальное назначение. Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая по мнению А.В. Бакушинсокой, изначально служила атрибутом для отправления религиозных образов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков.

В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, то есть дождь; черные точки – семена в земле.

Смысл орнамента ясен – согретое солнцем и напоенное небесной влагой прорастет зерно – начнется новая жизнь.

В каргопольской игрушке линии, пересекающие солярный знак (знак солнца), показывают суточное вращение солнца и местонахождение его утром (слева), днем (сверху), вечером (справа) и ночью (внизу).

Расшифрование и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. В помощь практическим работникам предлагаются фрагменты из "Азбуки декоративных элементов", составленной Г.В. Бакалдиной (см. приложение).

Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре, поможет:

  1. побудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;
  2. создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментной деятельности;
  3. наполнить повествовательным смыслом общую композицию;
  4. сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

В связи с обозначенным направлением в организации обучения декоративному рисованию целесообразно выдержать следующую последовательность: изучение знаков солнца, луны, воды; изображение растений, птиц и животных; их взаимосвязи с образом женщины; отображение повседневной жизни людей в декоративных росписях.

Знакомство детей с семантикой народного орнамента, не преследуя цели углубления в сакральность (священность) языческих знаков и символов, способствует осознанию средств выразительности в декоративном рисовании (стилизованность, ритмичность и т.п.) и через систему игровых заданий поможет наполнить орнаментальные композиции содержательным смыслом.

Как было отмечено ранее, что потеря интереса к занятиям декоративным рисованием и достаточно низкий уровень освоения навыков декоративно-орнаментной деятельности детьми старшего дошкольного возраста связаны с ограниченным количеством времени, отводимого на этот вид детской деятельности; отсутствием дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек; бессодержательностью предлагаемых для изображения композиций орнаментов.

Модель работы по обучению дошкольников декоративному рисованию на основе ознакомления с семантикой народного орнамента может быть представлена следующим образом.

Репродуктивный этап:

  1. Знакомство со знаками и их значением.
  2. Расшифровка знаков в целостной композиции.
  3. Составление узора из отдельных знаков.
  4. В свободное от занятий время – дидактические игры, декоративные загадки и т.п.

Когнитивный этап:

  1. Тематические занятия.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Домашние задания.

Знакомство со знаками целесообразно начать с занимательного рассказа или сказки.

Воспитатель рассказывает какую-нибудь интересную историю, показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

В другой беседе (сл. вариант) воспитатель показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Прелагает самостоятельно расписать кошму богатырям.

После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображения различных знаков.

Усвоение вариативности изображения знаков пойдет успешнее, если в работе используются разнообразные дидактические игры и упражнения.

Дети очень любят декоративные загадки. Можно выделить 3 типа декоративных загадок: расшифруй знак, зашифруй предмет или явление, прочитай письмо.

Расшифровывать знаки дети учатся в ходе систематизации картинок: воспитатель раздает карточки со стилизованным изображением предмета, а дети должны подобрать карточку с привычным изображением этого предмета (рис.1).

Загадки второго типа дети могут загадывать друг другу или взрослым. Сначала воспитатель предлагает изображение предмета, а дети зашифровывают его декоративным элементом (рис.2). По сути, это первый тип загадок, выполняемый наоборот. Может быть использован другой вариант этого типа загадок: дети придумывают и зарисовывают свои знаки, предлагая угадывать их взрослым и товарищам.

Третий тип декоративных загадок предполагает составление простейшего узора из известных декоративных элементов (знаков). Предварительно детям нужно рассказать о закономерностях построения композиций в народных орнаментах. Например, о триединстве мира, отраженного в декоративной композиции, о перемещении небесных светил и т.п. (рис.3).

Дети с интересом раскрывают смысл своих зашифрованных посланий и с таким же интересом пытаются прочитать послания других. Кроме того, наполнение декоративных композиций содержанием позволяет передать свои мысли и чувства.

После того, как все дети усвоят основные знаки и их символику, научатся создавать простейшие узоры, можно переходить к построению орнаментов на тематическом занятии. В зависимости от того, какое содержание будет положено в основу занятия, организуется чтение книг, просмотр мультфильмов и кинофильмов, рассматривание иллюстраций, репродукций картин и т.д.

На занятиях дети расписывают полотенца, посуду, модели различных предметов, при этом последовательность обучения составлению орнаментов остается традиционной. Например, дети составляют орнамент на полосе, а по окончании занятия воспитатель оформляет композицию из полотенец. Дети составляют орнамент в прямоугольнике, а затем из него оформляется кружка, фриз, домотканая дорожка (рис.4). Это позволяет регулярно менять оформление группы, раздевалки и других помещений дошкольного учреждения.

Но самое главное, такая работа повышает интерес старших дошкольников к декоративному рисованию.

Ознакомление с графическим изображением знаков солнца, воды, растений и т.д. наполняет повествовательным смыслом общую декоративную композицию. Кроме того, составление в декоративных загадках различных пожеланий, писем вызывает у детей положительный эмоциональный отклик.

Литература

Журнал "Дошкольное воспитание" №2,3. – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: ознакомление с русским народным искусством "В дымковской сказочной стране"

ПРОГРАМНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к народным мастерам, вызвать интерес к народному творчеству;Образовательные задачи: продолжать знакомить детей...

Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента

Творческая работа/описание педагогического опыта/Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента.Описание опыта работы ДОУ по декоративн...

Дидактическая игра «Знакомство с татарскими народными орнаментами в одежде»

Знакомство с образцами татарского изобразительного искусства, с характерными признаками национальной одежды, обуви. Играя, дети знакомятся с орнаментом, сочетанием цветов, наблюдают симметричность рас...

интегрированное занятие по ознакомлению с татарским народным орнаментом

Балаларны татар халык орнаментлары белән таныштыру;Татар халкының баш киеме- калфак, түбәтәй белән таныштыру;Татар милләтенә кызыксындыру уяту;Вак моториканы үстерү....

Активизация познавательной деятельности дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством.

Данная статья предназначена для педагогов и родителей. В материале обращается внимание на важную роль, которую играет устное народное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми дошколь...

Ознакомление детей с национальными орнаментами через разные продуктивные деятельности.

Цель нашей работы-это помочь ребенку раскрыть мир национальных культур , сформировать многостороннее представления о многообразии культур многих наций; Создать условия для   интеграции в кул...

«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»...