Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе экологическая викторина «Знай и люби свой край»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Фролова Ирина Юрьевна

Экологическая викторина проводится в подготовительной к школе группе. Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о диких животных, о насекомых Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon viktorina_po_zkologii.zip36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 станицы

Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе

экологическая викторина «Знай и люби свой край»

подготовила воспитатель

Фролова Ирина Юрьевна

станица Ленинградская

2014 год

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Физическая», «Познавательная», «Художественно-эстетическая».

Цели деятельности педагога:

• способствовать формированию знаний о животных;

• развитие экологического мышления и творческого воображения;

• обобщение знаний, полученных в разных видах детской деятельности;

• воспитывать усидчивость, мотивацию к учению

Ожидаемые результаты:

- Уточнять, расширять и закреплять знания детей о диких животных Краснодарского края;

- Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать, диалогическую речь;

- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Материалы и оборудование: корзинка с Книгой Природы, эмблемы «Ромашки», «Васильки» по количеству детей, разноцветные фишки, загадки о животных, разрезные картинки цветов, леса, изображение животных-2 экземпляра, ватманы с кроссвордом, фломастеры, мольберт, правила поведения в природе, макет «Жалобной книги природы Краснодарского края», странички-жалобы с рисунками авторов жалоб, жетоны с изображением животных и растении из картона.

Предварительная работа:

• Проведение занятия по познавательному развитию о животных;

• Занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации;

• Чтение художественной литературы: рассказы, сказки, стихи о животных;

• Беседы об охране и бережном отношении к природе;

• Рассматривание иллюстраций природоведческого характера;

• Дидактические и развивающие игры;

• Оформление альбома совместно с родителями животные нашего края

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята, у меня в руках «Жалобная книга природы Краснодарского края». В ней растения и животные рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержании книги вошли список редких и находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов растений и животных. Я думаю, что вы друзья природы и по – настоящему любите ее.

Сегодня мы проведём конкурс «Лучший юный эколог Кубани». За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит тот, у кого жетонов окажется больше.

Воспитатель: Почему обложка «Жалобная книга природы Краснодарского края» красная?

Дети: Красный цвет – сигнал тревоги. Тревожный сигнал людям, каждому из нас, правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений и животных.

Воспитатель: Трудно порой живется цветам, птицам, рыбам, животным в вашем родном крае. Нужно всем научиться понимать, ценить и беречь природу. Тогда вы станете ее другом и помощником.

А теперь давайте из группы мальчиков и девочек превратимся в группу друзей природы. Дети надевают эмблемы «Васильки»  и «Ромашки».

Будем эти жалобы разбирать и вместе ответы искать: как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы Краснодарского края» стала поменьше. Чья жалоба первой в книге записана?

Задание 1 «Цветы»

Воспитатель: Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя предоставляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал.

(Читает загадки. Отгадки – картинки помещает на стенд)

  • Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)
  • Только солнышко пригрело - появился из-под снега. Первый, тонкий, нежный… что за цветок? (подснежник)
  • Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются (кувшинка)
  • Стоит в саду кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)
  • Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет! (колокольчик)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали страницу - жалобу в эту книгу?

Дети: потому что цветов становится всё меньше и меньше. Нужно беречь их и не срывать.

Воспитатель: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, тогда было бы много красивых цветов в лесу, на лугу, на улицах нашей станицы, нашего края. Сколько бы цветов и растений сохранились на Земле и до сих пор радовало нас своей красотой! Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их названия, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья.

Конкурс «Кто быстрее соберет цветок?»

На столе перед вами лежат разрезанные рисунки цветов. То каждой команды участие принимают по 5 детей. Задача каждого ребенка быстрее собрать рисунок. Победители получают жетон.

Задание 2 «Животные»

Воспитатель: Следующая страница не простая. Прозвучит задание на диске. Портрет автора откроем лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал.

Первая жалоба: «Сама знаю, что не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки - враги урожаев. А уж, сколько достаётся от меня комарам, которых вы, ребятки, ох, как не любите, а они вас очень - вы для них такие вкусненькие! А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я?»

Дети: Да, догадались! Это жаба.

Воспитатель: А вот вам ещё загадка про её ближайших родственников:

И в лесу мы и в болоте,

Нас везде всегда найдете

На поляне, на опушке,

Мы – зелёные (лягушки).

Дети: Лягушки!

Воспитатель: Молодцы! И запомните, ребята, мир природы устроен так, что ничего лишнего в нём нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе своё важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте и берегите их!

Воспитатель: А вот ещё одно письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу - встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, в сказках он часто встречается. Слушайте внимательно!

Вторая жалоба: «Ох и не любят меня люди! Голос мой не нравится им, говорят, глаза у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки и пирожные любят, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей пугать. Умные люди меня любят, ценят и уважают. Символом мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему очень интересной передачи «Что? Где? Когда?».  Догадались, ребята, что я за лесной житель?

Дети: Это жалоба от совы.

Воспитатель: Совершенно верно! Ребята, сов осталось в природе не так уж много, но у нас в Краснодарских лесах они ещё хоть редко, но встречаются.

Задание 3 «Лес»

Воспитатель: Следующая страница книги какая-то странная. Просто не понятно, кто написал. Снова, ребята предстоит отгадать загадку, да не одну:

Богатырь, стоит, богат, Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой, Таню - костяникой,

Машеньку - орехом, Толю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой.

Воспитатель: Догадались, ребята, что за чудо- богатырь?

Дети: Это загадка о лесе.

Воспитатель: Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему вдруг жаловаться надумал, на кого обиделся?

Дети: Видимо лес обиделся на людей, которые плохо себя ведут в лесу.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови дерево».

Воспитатель берет мяч и передает его детям. Получив мяч, ребенок называет дерево повторяться нельзя. Победителем становится та команда, которая назовет больше деревьев.

Воспитатель: Отлично, ребята. Все вы правильно назвали деревья, но я хочу вас опять испытать. Послушайте вновь загадки:  

Стоят дома высотные,

Этажи несчетные,

Шпили – колючие,

Под тучами летучими (Ель)

Весной – растёт,

Летом – цветет,

Осенью - осыпается,

Зимой - отсыпается

А цветок-то медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа (Липа)

Стоит Алёна: платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан (Береза)

Задание 4 «Лесные обитатели»

Воспитатель: А эту страничку в «Жалобную книгу природы Краснодарского края» написали лесные обитатели: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательными к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы начинаем песни громко петь, аукаться да окликать друг друга. А как вы думаете нравиться птичкам шум?

Дети: Нет, конечно, шум птицам не нравится.

Воспитатель: Представьте себе, что вы увидели муравейник. Ваши действия.

Дети: Мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьишками понаблюдать.

Воспитатель: Это правильно. А вот гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Побежали за ней, просто в руках подержали, рассмотрели и отпустили. Правильно ли вы поступаете?

Дети: Нет, это не правильно. Подержав бабочку или стрекозу в руках, на пальцах останется пыльца. И насекомое уже не сможет взлететь.

Воспитатель: Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но всё-таки сознайтесь, что не все пока умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться вести себя в лесу осторожно. Внимательно относиться к тому, что нас окружает.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, вы прочтете просьбу, которая содержится в жалобе леса.

с1

с2

в

в

ж3

к4

о5

м

а

р

е

е

у

у

с

с6

т

р

е

к

о

з

а

л

ч

н

я

о

е

м9

у

р

а

в

ь

и

б7

а

б

о

ч

к

а

п8

ч

е

л

а

к

к


Вопросы:

По горизонтали:

4.  Нос долог, голос тонок.

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт (комар).

6.  Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик (стрекоза).

7.  Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет (бабочка).

8.  Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд (пчела).

9. В лесу у пня суета и беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет (муравьи).

По вертикали:

1.  То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Ну, конечно … (светлячок)

2.  Кто за печкою живёт,

Спать мне ночью не даёт? (сверчок)

3.  Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет (жук).

4.  На лугах живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).

5.  Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят (осы).

Воспитатель: Знайте, ребята, об этой просьбе и помните:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. В. Берестов

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в природе.

«Правила друзей природы»

1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.

2. Не сшибайте грибы, даже несъедобные.

3. Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.

4. Не разоряйте птичьих гнезд.

5. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.

6. Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.

Воспитатель: Закончилась наша встреча. Предлагаю подсчитать жетоны, полученные в ходе викторины.

Подсчёт жетонов. Награждение медалями «Юный эколог Кубани».

Воспитатель: Все мы должна помнить слова М. М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину!».

Список используемой литературы:

  1. От рождения до школы  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. \Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп..- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
  2. В.В.  Гербова Занятия по развитию речи в  средней группе детского сада

М.: Мозаика - Синтез, 2007

  1. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия . 2-4 года / Сост. В.В. Гербова В.В., Н.П. Ильчук и др.- М.: , 2005\
  2. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). Конвенция о правах ребёнка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007. – 24с.
  3. Методика экологического воспитания в детском саду Автор: С. Н. Николаева
    Издательство: Просвещение Год: 2002
  4. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993.
  5. С.И. Семенака Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. Армавир 1999.
  6. Е.А. Юзбекова. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2006. – 128с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда

Конспект непосредственно – образовательной  деятельности в подготовительной к школе группе(образовательная область «Познание»)формирование целостной картины мира, расширение кругозораИгра-в...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»

Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о профессиях?»

Цель: обобщить представления детей о разнообразии профессий и их назначении.Задачи.Образовательная.1.     Обобщить знания о разнообразии профессий.2.     Р...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...