дидактические игры по обучению детей татарскому языку
методическая разработка (старшая группа) по теме

Татьяна Эдуардовна Федотова

Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями  по обучению татарскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях. Также при разработке дидактических игр были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно  использовать как во время НОД воспитателями по обучению детей татарскому и русскому языкам, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Все игры можно использовать с детьми по возрастам: 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет.

Цели дидактических игр:

Развитие устной  монологической и диалогической речи на двух государственных языках.

Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам.

 

Перечень  и содержание дидактических игр:

1.     Дидактик уен «Нәрсә артык?”

Цель игры:

Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Задачи игры:

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать монологическую и диалогическую речь  на двух государственных языках.

Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Ход игры:

Ребенку предлагаются четыре картинки, три из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: «Бу нәрсә?» (Что это?), «Бу кем?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем воспитатель задает вопрос: «Нәрсә артык?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал именно ее.

 Пример: Үрдек, тавык, әтәч – бу кошлар. Әфлисун – ашамлык.

 

2.     Дидактик уен «Унга кадәр саныйбыз”

Цель игры:

Учить детей порядковому счету в пределах десяти на двух языках; после пересчета изображенных предметов подбирать общее число и правильное окончание при произношении существительного.

Задачи:

Развивать навыки порядкового счета,  обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Обучать детей умению вести монологическую и диалогическую речь  на двух языках.

Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с изображением определенного количества предметов. Задача ребенка сосчитать предметы по порядку и назвать общее количество на татарском языке.

Далее педагог задает вопрос: Ничә? - Сколько?

Ребенок отвечает на вопрос полным ответом на двух языках.

Примеры:

Сколько зайцев?Один заяц. - Ничә куян? Бир куян.

Сколько книг? – пять книг - Ничә китаплар? Биш китаплар.  

Пример проведения диалога между воспитателем и детьми; между детьми и детьми:

Тәрбияче: Ничә китап?

Бала: өч китап.

Тәрбияче: Ничә куян?

Бала: бир куян.

 

 

3.     Дидактик уен “Нинди?”

Цель игры:

Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак.

Задачи:

формирование лексико-грамматических категорий;

согласование прилагательных с существительными;

     использование в устной монологической речи словарный запас русского и 

     татарского языков.

Ход игры:

Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках.

Например: кишер, күлмәк, алма – кызыл.

Кишер, Күлмәк нинди?

- ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу общего признака, использует в своей речи антонимы.  

Например: пычрак – чиста (грязный - чистый).
 Эт һем курчак чиста – Собака и кукла чистые.  Песи һем куян пычрак. – кошка и заяц грязные. Эт нинди?

 

4.     Дидактик уен  «Минем өем”

Цель игры:

Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», «Продукты».

Задачи  игры:

Расширять представления о жилище;

Расширять представления о семье и ее членах.

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Активизировать  монологическую и диалогическую речь детей на двух государственных языках.

 

Ход игры:

•       Ребенку предлагается картинка с изображением дома. Ребенок составляет описательный рассказ с использованием прилагательных;

•       Предлагается картинка с изображением членов семьи живущих в одном доме. Ребенок последовательно называет всех членов семьи.

•       Ребенку предлагаются несколько картинок с изображением членов семьи, после рассматривания ребенок должен определить, кого в данный момент не хватает, и ответить на вопрос воспитателя: кем юк? – кого нет?

Примеры построения диалогов:

“Бу кем? – Это кто?”

 (диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте - между детьми)

 Тәрбияче: Бу кем?

 Бала: Әти.

 Тәрбияче: Бу кем?

 Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз,  малай).

 Тәрбияче: Әни нинди?

Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.

 

“Кем юк? – Кого нет?

 (диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте – диалог между детьми).

 Тәрбияче: Кем юк?

 Бала: Әти (әни, кыз, малай).

 Тәрбияче: Кем юк?

 Бала: Әни юк.

 

Примечание: используя данные игры можно провести также и другие игры, представленные в методических рекомендациях, для того чтобы закрепить пройденный материал и совершенсовтовать навыки диалогической речи у детей:

“Бу нәрсә? – Это что?”

(диалог между воспитателем и детьми).

 Тәрбияче: Бу нәрсә?

 Бала: Чәй (сөт, ипи, алма).

 Тәрбияче: Сөт нинди?

 Бала:Сөт тәмле.

 

“Ничә? – Сколько?"

 Пример ведения  диалога между воспитателем и детьми, между детьми.

Тәрбияче: Бер куян?

Бала: Әйе, бер куян.

Тәрбияче: Өч курчак?

Бала: Юк, дүрт туп.

Тәрбияче: Өч?

Бала: Юк, дүрт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактическая игра "мой дом"1.99 МБ

Подписи к слайдам:

Дидактик уен «Минем өем” Содержание: Цель игрыЗадачи игрыХод игрыКем юк?Нәрсә бар? Цель игры Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», «Продукты». Задачи: Расширять представления о жилище;Расширять представления о семье и ее членах.Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.Активизировать монологическую и диалогическую речь детей на двух государственных языках. Ход игры: Ребенку предлагается картинка с изображением дома. Ребенок составляет описательный рассказ с использованием прилагательных;Предлагается картинка с изображением членов семьи живущих в одном доме. Ребенок последовательно называет всех членов семьи.Ребенку предлагаются несколько картинок с изображением членов семьи, после рассматривания ребенок должен определить кого в данный момент не хватает и ответить на вопрос воспитателя: кем юк? – кого нет? “Кем юк? – Кого нет?” “Кем юк? – Кого нет?”
“Кем юк? – Кого нет?”
“Нәрсә бар? –Что есть?”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к обучению детей татарскому языку через дидактические игры

Комплексный подход  к обучению детей татарскому языку через дидактические игры...

Дидактические игры для обучения дошкольников татарскому языку

Данные игры составлены с учетом лексического минимума,используемого  при обучении татарскому языку.Эти игры помогут сделать процесс обучения интересным,занимательным....

Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку.«Кубик - рубик»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12814774","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"230","width":"407"}}]]Дидактическая игра по обучению детей татарскому языку. "К...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

«Дидактические игры в обучении детей русскому языку»

Выступление на общеродительском собрании по теме: «Дидактические игры в обучении детей русскому языку»...

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....