Целевые ориетиры поликультурного образования дошкольников Приангарья
статья на тему

Мотоева Лариса Леонидовна

В статье описаны цели поликультурного образования дошкольников и примеры их реализациии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_obrazovanie_doshkolnikov_priangarya.odt27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Целевые ориетиры

 поликультурного образования дошкольников Прибайкалья

МБДОУ г. Иркутска детский сад №109

 Мотоева Л.Л. - воспитатель 1 квалификационной категории

Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Российские ученые к разработке поликультурной педагогики приступили сравнительно недавно — в 90-е гг. XX в. Так что можно сказать, что отечественная поликультурная педагогика находится в стадии становления.

 Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

В России поликультурное воспитание —демократический ответ на потребности многонационального населения. Резко обострилась проблема поликультурного воспитания в связи с возросшим в 1990-е гг. потоком иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем сверхзадачей поликультурной педагогики является воспитание гражданина демократической России.

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями:

1) "плюрализм"- об уважении и сохранении культурного многообразия;

2) "равенство"- о поддержке равных прав на образование и воспитание;

3)"объединение"- о формировании в духе общенациональных, политических, экономических,  духовных ценностей.

Поликультурное воспитание —это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, "передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодоление предубеждений и поощрение терпимости, улучшение академических достижений учащихся из меньшинств, содействие достижению идеалов демократии и плюрализма". [2, стр.240]

Содержание поликультурного воспитания строится, таким образом, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.

Суммируя сказанное о функциях, целях, содержании поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.

Магистральную цель поликультурного воспитания в России можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают задачи поликультурного воспитания: освоение культуры собственного народа; воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного отношения к культурным различиям; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества.

Приобщение российского жителя XXI века к мировой культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".

  Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка.

Поликультурное воспитание дошкольников как целеноправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:

- культурологическую - формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

- образовательно-развивающую - осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

- гуманистическую - воспитание позитивного отношения к культурам других народов;

- коммуникативно-интеграционную - развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Содержание образования в дошкольных учреждениях, имеющее культурно-практическую направленность, должно быть нацелено на воспитание и развитие основ национального самосознания ребенка, на воссоздание его исторической, духовной и деятельностно-практической преемственности поколений.  С учетом вышесказанного в педагогическом процессе поликультурно-образовательного пространства О.В. Гукаленко определила наиболее значимые компетенции субъектов педагогического процесса:

- общекультурные и социальные компетенции: предполагают знание основ и закономерностей развития культур, поликультурного воспитания, умение организовать различные виды деятельности в поликультурном образовательном пространстве;

- компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе: способность к осуществлению межкультурного взаимодействия, овладение эффективными социокультурными методами организации деятельности;

- компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивной коммуникацией: коммуникативные способности детей при осуществлении межнационального общения, культуре вербального и невербального взаимодействия при общении [1, стр 274].

Формирование данных компетенций  дошкольника прежде всего служит игра. Тщательное изучение игры доказывает, что она включает в себя механизмы поликультурного воспитания личности ребенка. Технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста посредством игры включает три взаимосвязанных этапа: когнитивный, мотивационно-ценностный, нравственно-деятельностный.

Когнитивный этап предполагает формирование у дошкольников представление о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран.

Мотивационно-ценностный этап основывается на коммуникативно-продуктивном взаимодействии педагогов с детьми, при котором ребенок должен выступать в роль субъекта, стремиться к реализации собственных потребностей и интересов.

Нравственно-деятельностный этап предполагает образовательную и духовную деятельность дошкольников с целью формирования основ национального самосознания, уважения к людям других национальностей, их обычаям и традициям.

Реализация каждого из вышеперечисленных этапов возможна при выполнении следующих условий:

- профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений к работе по поликультурному воспитанию посредством игры;

- создание предметно-игровой развивающей среды в дошкольном учреждении;

- тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в данном направлении.[3, стр163]

Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. Живя в Сибири, регионе, насыщенном культурными и этническими особенностями, детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.
 Тематические недели  "Народы Прибайкалья", "Мы путешественники", "Байкал" дают нам возможность знакомить детей с народами Сибири, их традициями, обычаями , трудом и бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства и старины. Во время проведения тематической недели "Моя семья" мы знакомим детей с семейными традициями, праздниками, а так же правами и обязанности по отношению к другим членам семьи, в условиях проживания в данной местности.
В процессе игры мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования
. Этому служат: 

-дидактические игры:  "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы сибиряков", "Национальные жилища", "Что лишнее", "Кто больше назовет сибирских сказок", "Что это и откуда", "Белый шаман", "Путешествие по сказкам";

- народные хороводные и подвижные  игры: русские, бурятские, эвенкийские и др.

- игры-драматизации по произведениям писателей народов Сибири позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.

Также в прцессе поликультурного воспитания используем:

-  беседы: "Народные традиции и промыслы сибиряков", "Мы живем в Прибайкалье", "Сибирские писатели и поэты детям", "Традиционные блюда народов Сибири", "Семейный уклад народов Прибайкалья";

- ситуативные разговоры по прочитанным сказкам разных народов Сибири, обрядовым праздникам, играм;

- проблемные ситуации: "Что будет, если…" (поменять народные костюмы сибирякам: русские – эвенки, буряты – русские и т.д.), "У эвенков исчезли олени";

- рассматривание картин художников-сибиряков;

- отгадывание и составление загадок по теме.

- создание объемные и плоскостные макеты: "Жизнь и быт народов Прибайкалья", "Жилище эвенков (бурят)";

-  создание ленты времени "Прибайкалье вчера и сегодня" - ознакомление с историей родного края.

Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством сибирского края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. Используем сборники произведений: М.Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К.Устинова "Визит к Берендею", В.П. Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки" - поэтичные, полные весёлой выдумки и жизнелюбия, они рассказывают о сибирской тайге, о зверях и птицах, обитающих в Прибайкалье, о быте и традициях народов Сибири.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.  Они  оказывают ее , активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями: выпуск семейных газет (новая страничка ежегодно), проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов в режимных процессах, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Список литературы:

1. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика/ О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.

2. Караковский В. А. Воспитательная система школы. — М., 2004.
3. Комарова И.А, Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников.- Вектор науки ТГУ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников буд...

Интегрированный подход в поликультурном образовании дошкольников

В статье представлен опыт работы по мультикультурному образованию дошкольников. Автором предложен проект "Под небом славян" с подробным планом реализации, основанный на приобщении детей старшего дошко...

"Воспитание национальных и общекультурных ценностей у дошкольников" - Международная научно-практическая конференции (заочная) «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития» 2014г.

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Поликультурная направленность национального образования в условиях гуманизации и гуманитаризации его, требует культурособра...

Программно-методическое обеспечение поликультурного образования старших дошкольников

Согласно проведенным исследованиям, обособленное существование различных народов невозможно, наблюдается тенденция расширения границ межэтнического взаимодействия, увеличение контактов между людьми ра...

Педагогические чтения как одна из форм взаимодействия с педагогами по поликультурному образованию дошкольников

Многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур разных народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает з...

Консультация для родителей "Проблема поликультурного образования дошкольников"

Консультация для родителей "Проблема поликультурного образования дошкольников" в формате буклета...