Габдулла Тукай иҗаты белән танышу
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сабирова Мадина Акрямовна

Цель: прививать любовь и интерес к произведениям татарского поэта Габдуллы Тукая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 133.02 КБ

Предварительный просмотр:

Д/С №21 «Тургай»

Габдулла Тукай иҗаты белән танышу

Әзерләде тәрбияче Сабирова М. А.

Лениногорск шәһәре

Лениногорск шәһәре мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе”

Тукай бәйрәме

(зурлар – мәктәпкә әзерлек төркемнәрендә )

Тозеде һәм үткәрде:

Сабирова Мәдинә Әкрәмовна.

Лениногорск шәһәре 2010 ел.

Бар күңеллек бөтен дөньяда,

Бар бер ямь бүген. Нәрсәдән бу?

Мин беләм: бәйрәм бүген, бәйрәм буген!

Тыңладым әкрен генә искәндә

Бәйрәм көн җилен.

Анысы да сөйли тагын:

Бәйрәм бүген, бәйрәм буген!

Когда наступает весна солнышко улыбается, весело журчат бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев, в апреле месяце каждый год мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в маленьком ауле Кушлавыч (Арского района РТ) в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне, мать вторично вышла замуж, но вскоре умирает и мать. Кто возьмет мальчика на воспитание? Как часто приходилось это слышать маленькому Апушу (так называли Габдуллу дома). Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. И унижение довелось ему встретить и нужду и доброту. Апушу было 6 лет, когда его привозит в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку... Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.

Тау башында салынгандыр безнең авыл,

Бер чишмә бар, якын безнең авылга ул;

Авылыбызның ямен, суы тәмен беләм,

Шуңар күрә сөям җаным-тәнем белән

Здесь родился, и здесь свет глазам моим дан,

Здесь впервые читать довелось мне Коран,

Здесь узнал, как учил и как жил Мухаммед,

Как страдал наш пророк, перетерпел сколько бед.

Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тетка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник... И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую среду, но не сжился в этой среде. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Самолюбивый и гордый мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа. Но он был счастлив тем, что учится.

Бәхетле шул баладыр, кайсы дәресенә күңел бирсә,

Мөгәллимне олугъ күрсә, белергә кушканын белсә.

Очень счастлив тот ребенок, что в занятия влюблен,

Чтит учителя и помнит все, что на дом задал он

По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,

Не шалит и не играет, коли ждёт его урок:

К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черёд,

Не смеется над несчастным, слабым руку подает.

Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, Тукай начинает сам писать стихи. День за днем растет мастерство поэта и он становится известен среди татар как талантливый поэт. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.

Тукай никогда не забывал родную деревню, этот обширный нищий край, татарские селения, где он рос сиротой. Он воспевает свой край и родной язык в своих стихах: «Родная деревня» («Туган авыл»), «Родной язык» («Туган тел»). Чистота и напевность родной речи проникали в душу. Ещё в Кырлае Габдулла убедился, как любят и уважают в народе певцов. Чтобы добиться успеха на этом поприще, мало одного умения исполнять мелодию. Надо ещё знать много песен. И Габдулла старался в этом преуспеть. «Нет песни, которую я бы не знал», - сказал он как-то сестре. А память у него была превосходная: раз заучил – всю жизнь помнит. Но ему так хотелось знать все песни на свете, что, не доверяя своей исключительной памяти, он каждую услышанную или вычитанную в книге песню записывает в особую тетрадь.

Однажды шакирды медресе, где учился Тукай, узнали, что он ко всему прочему ещё мастер петь. Правда, голос его не отличался особой красотой и силой. Но пел он как-то по-особенному, протяжно, до тонкостей передавая мельчайшие переливы мелодии, вкладывая в пенье всего себя, отчего оно действовало на слушателей порой сильнее, чем исполнение профессиональных певцов. С самого раннего, имя Тукая для нас связано с любимой песней «Туган тел». Давайте послушаем эту песню .

Песня «Туган тел» (Г. Тукай суз.)

Жизнь Габдуллы Тукая оборвалась рано. Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...

Образ бессмертного Тукая воплощен в поэзии, прозе, драматургии. О нем написаны сотни стихотворений, поставлены спектакли, созданы поэмы, написаны повести и романы, сняты телевизионные и художественные фильмы.

В центре Казани стоит памятник Г. Тукаю, созданный скульпторами С. Ахуном, Л. Кербелем и Л. Писаревским. Он находится в маленьком скверике по улице А. С. Пушкина. А сквер так и называется - Сквер Тукая. Есть памятник поэту в Казани и возле Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Здесь ежегодно в день рождения поэта проходит праздник Поэзии, самым талантливым представителям творческой интеллигенции республики присуждается Тукаевская премия в области искусства. В деревнях Кырлай и Кушлавыч Арского района открыты памятники работы скульптора И. А. Новоселова.

Эти памятники вернули бессмертный образ поэта в нашу современность, воплотив его в гранит и мрамор.

Особое место в творчестве Тукая занимают сказки. В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живет шурале. Но его герои не омрачают жизнь людей, скорее эти наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

Мы сегодня с вами побудем в мире стихов и сказок Габдуллы Тукая. Сегодня наши ребята покажут инсценировки по произведениям Габдуллы Тукая.

Начинает свое представление подготовительная группа.

сказка «Коза и баран»

Действующие лица: Старик

Жена

Коза

Баран

4 Волка

На сцене декорации: в левом углу сцены домик, в домике старик с женой, впереди дома скамейка, на ней Коза и Баран .

1. Рассказчица:

«Жил – был старик с женой в лихие времена.

Бедна их жизнь, убога и скудна.

К тому ж Баран с Козой кормились у людей,

Но были всё равно некормленых худей.

Использую куклы бибабо дед и баба ведут разговор за окном.

Сказал однажды дед: «Гляди, жена, сама;

На сено денег нет, а вскорости зима…

Барана и Козу нам прокормить невмочь.

Впустую ведь едят, пускай уходят прочь!»

Не спорила жена: «Ну что ж, давно пора.

Согласна я взашей прогнать их со двора.

Чему на свете быть, того не миновать!

Уж сколько кормим их, а не видать добра!»

На что Баран с Козой, - бедняги из бедняг:

«Хозяин порешил, и значит будет так».

Коза и баран имитируют пошив мешка.

Рассказчица: Несчастные, пошив один большой мешок,

Пустились в путь – куда укажет посошок.

Идут они молчком – к чему теперь слова!

В глазах у них темно, не радует трава.

Как долго шли друзья – про то Аллаху знать-

Вдруг около тропы – глядь!

– волчья голова!

В середине сцены лежит волчья голова. Увидев волчью голову, коза и баран дрожат, отпрыгивают в разные стороны.

Рассказчица:

Боятся подойти, ведь робок нрав домашнего скота,

Баран пуглив, Коза – труслива как всегда.

Стоят у головы, вовсю дрожат кусты,

Друг другу говорят:

«Хватай!» - «Нет, лучше ты!»

«Ты, дядюшка Баран, - твердит коза, - сильней».

Баран твердит: «Зато ты, борода, смелей».

Рассказчица:

Чтоб страшную башку да за уши поднять,

Где им отваги взять, где храбрости занять?!

Долгонько так они и мялись, и тряслись,

В конце концов, взялись и с духом собрались,

За оба уха враз подняли страшный груз,

Раскрыли свой мешок и опустили вниз.

Волк и Коза за оба уха враз подняли волчью голову и положили в мешок.

Опять пошли они. Конца дороги нет. (Идут)

Вдруг видят: средь стволов горит какой- то свет.

Сказал Баран Козе, бредущей по пятам:

«- Давай, Коза, пойдём и заночуем там.

- Волкам – то ведь к огню никак не подойти,

Зубастым у костра никак нас не найти.

Усталая Коза с Бараном заодно:

- «Что ж, милый друг, идём, поскольку решено».

В правом углу сцены костёр, чан с кашей, вокруг костра расселась стая волков.

Рассказчица:

Баран с Козой к огню приблизились сквозь мрак,

И оторопь взяла несчастных бедолаг:

Там волки вкруг костра расселись на земле,

Для варева вода кипит в большом котле.

Застыли оба, на них оторопь нашла,

Да в чём у горемык и держится душа?

Коза и Баран подошли к костру,очень испуганы.

Коза и Баран:

- «Приветствуем, друзья! Небось, не ждали нас?»

1. Рассказчица: - Сказали всё ж, себя приободрить спеша.

Волк: «Коза да с ней Баран!» Рассказчица: вот радость то волкам!

Волки: «Явился к очагу желанный ужин сам!

Другой волк: «Обоих сгложем враз! Какая красота!

И мясо на зубок, и каша не пуста!»

Волки вскочили, обрадовались желанному «ужину».

Но говорит Коза:? (Но Коза не растерялась и с храбростью выступила вперёд.)

Коза: «Друзья, зачем тужить? Мы можем всем на славу удружить!

Чего глядишь Баран? Достань - ка из мешка припас,

Ты что, забыл? Там волчья есть башка».

Баран достал волчью башку и кинул её к ногам волков.

Лишь вынул из мешка свой страшный груз Баран,

Опешил волчий стан – поплыл в глазах туман. ( Волки изображают испуг)

Коза, тотчас поняв, что взял волков испуг,

За словом, осердясь, не лезет вновь в карман.

Рассказчица: Коза Барану тут как закричала: «Ме!

Ведь дюжина была голов у нас в суме!

Не можешь разве счесть гостей, глупец Баран,

Башку – то покрупней достань скорей, болван!»

Смекнув, что без труда получится обман,

Вновь споро череп вытащил Баран.

Баран убрал волчью башку в мешок и поискав другую, вынул волчью голову ещё раз.

Пришла к волкам беда: не шутит ведь Коза!

Трясутся, пасть раскрыв и выпучив глаза.

Не нужен ужин им и не нужна еда,

Одна лишь мысль у них: куда сбежать, куда?

Как от напасти злой им шкуры – то спасти?

И поскореё живыми ноги унести?!....

Так, друг за дружкою, гуськом, за волком волк

В великом страхе хищник ноги уволок

Друг за дружкою волки, гуськом убегают

Вздохнули без забот Коза и наш баран,

Когда свободен стал зловещий волчий стан.

У жаркого огня уселись, развалясь,

И каши вдосталь из котла наелись, не таясь.

Насытясь, от костра не вздумали вставать,

Вблизи огня в тепле остались ночевать.

Там выспались они и с утренней зарей,

Мешок свой захватив с волчиной головой,

По лесу путь продолжили друзья.

Пускай! Завершена история моя»

Водяная.

Действующие лица: Водяная

Мальчик

Мать

На сцене декорации: в левом углу сцены домик, в домике мать, в правом углу сцены подмостки, на них водяная расчёсывает свои длинные волосы золотым гребнем. В центре сцены мальчик, кусты и речка.

Рассказчица: «Лето. В жаркую погоду любо в озере играть-

брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!

Мальчик: Так резвился больше часа, - нипочём теперь жара!

Но из озера, однако, вылезать пришла пора.

Натянул штаны, рубашку: весь продрогший – хоть пляши!

Что - то боязно мне стало – нет ведь рядом ни души.

(показ действий по тексту)

Я домой уже собрался, оглянулся на мостки

Глядь! Там ведьма водяная ноги свесила с доски!

3.Рассказчица Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой

Косы ведьма продирает, прядью тешится седой.

Мальчик: За деревьями густыми, что росли на берегу

Я укрылся, зубы стиснул и вздохнуть-то не могу.

3.Рассказчица Причесалось чудо- юдо и в мгновение одно

В озеро - бултых! - нырнуло и ушло к себе на дно.

(Водяная убегает за ширму)

Мальчик: Тут уж я собрался с духом, вышел из листвы густой…

На мостках, забытый ведьмой, блещет гребень золотой!

(мальчик оглядывается, берёт гребень).

Что ж, не зря кругом безлюдно: не зевай да не робей!

Гребень взял – и, крепко стиснув, - припустил в село скорей.

Ничего вокруг не вижу, и бегу я, и бегу, (бежит до дома)

Как в огне горю, взмокаю, отдышатся не могу…

Оглянулся я – и тотчас закачалось всё кругом:

-Ах, злосчастье! – водяная вслед за мной бежит бегом

3.Рассказчица: Голосит

Водяная: «Держите вора!

Стой, негодный, погоди! (Водяная нагоняет мальчика.)

Отдавай немедля гребень, в грех старуху не вводи!»

Мальчик: Я бегу – она вдогонку, я скорей – она вослед!

Что такое: как нарочно, никого в округе нет!

Наконец – то до деревни нас дорога довела.

Как залаяли на ведьму псы родимого села!

Дети: Гав-гав – гав! Собаки лают.

3.Рассказчица: на всю деревню лаем свора залилась!

Испугалась водяная, восвояси подалась…(Водяная скрывается за ширмой)

Мальчик: Уф, прошла напасть лихая! Вроде с рук сошёл грешок.

Что, зловредная старушка! Убежал твой гребешок!

Матери сказал, мол, гребень на обочине лежал,

Оттого, мол, запыхался, что без роздыха бежал…

3.Рассказчица: Гребень мать взяла, услышав объяснение его,

Но, казалось, сердце было не на месте у него…

(Мать вышла из дома, взяв гребень качает головой, не веря мальчику).

Так, прекрасно. Солнце село.

Мальчик: Лёг я спать, и свет потух.

(Мальчик прилег на кровать).

3.Рассказчица: За окном душистый воздух, в доме свежий, хлебный дух.

Мальчик: Сон нейдёт ко мне упрямо, хоть уснуть пора давно.

Водяная скользит в ночи и подходит к окну домика, где живёт мальчик, стучит в окно.

« Стук- стук – стук!» - внезапно слышу: это кто стучит в окно?

Но лежу я так блаженно, неохота мне вставать.

От ночного стука вздрогнув, поднялась с постели мать.

Мать: Мать встала и подошла к окну.

Кто там, в полночь колобродит! Тьма – не видно ничего!

Ну, чего ещё им надо? Грабят, что ли, там кого?

Водяная: Водяная я, откройте! Где мой гребень золотой?

Знай, на озере сегодня вором стал сыночек твой

3.Рассказчица: Тень её в окошке лунном

Мальчик: Накрываюсь с головой.

Ну, куда теперь деваться?! – весь дрожу я, сам не свой!

(Мальчик дрожит)

3.Рассказчица: Водяная всё стучится: тонкое стекло дрожит,

(Водяная стучит в окно)

С головы её ручьями влага чистая бежит…

Матушка злосчастный гребень отыскала, кинув ей,

(мать кидает Водяной её гребень)

От греха она окошко затворила поскорей.

Мальчик:

Видит: больше нет напасти, и ругать меня давай (мать ругает сына)

Вот ругала, вот ругала, вот дала мне нагоняй.

Мальчик на середине сцены, он делает вывод:

«Стой – то взбучки материнской научился я добру.

Есть хозяин или нету – ввек чужого не беру»

Бала белән Күбәләк

Бала:

Әйт әле, Күбәләк,

Сөйләшик бергәләп:

Бу кадәр күп очып,

Армыйсыйң син ничек?

Ничек соң тормышың?

Ничек көн курмешең7

Сөйләп бирче төзеп,

Табаламсың ризык?

Күбәләк:

Мин торам кырларда,

Болында, урманда;

Уйныймын, очамын,

Якты көн булганда.

Иркәли һәм сөя

Кояшның яктысы;

Аш буладыр миңа

Чәчәкләр хуш исе.

Тик гөмрем бик кыска:

Бары бер көн генә, -

Бул яхшы, рәнҗетмә

Һәм тимә син миңа!

Наше мероприятие, посвященное поэту Габдулле Тукаю, мы хотим завершить стихами другого известного татарского поэта Шауката Галиева

«Завещание Тукая»

Поэт, умирая,

В минуту прощания

такое оставил

друзьям завещанье:

- На деньги за песни,

что пел я так звонко,

хотя б одного

воспитайте ребенка...-

Шли черные годы,

шли страшные годы.

От холода, голода

гибли сироты...

Но жизнь доказала,

что песня бессмертна.

И песня исполнила

волю поэта:

в просторах поэзии

нашего края

все дети воспитаны

словом Тукая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи:"Габдулла Тукай в наших сердцах".

Это занятие систематизирует знание детей о творчестве Габдуллы Тукая, совершенствует навыки выразительного чтения стихотворений, вызывает у детей радость от участия на занятии, воспитывает интерес к т...

"Воспитательное значение произведений Габдуллы Тукая"

Сообщение для воспитателей по развитию у дошкольников нравственных качеств и любви к произведениям Г.Тукая и в связи с его 125 летием....

Интеллектуальная игра по творчеству Габдуллы Тукая: «Знатоки Тукая».

Интеллектуальная игра  для  проведения  с  педагогамипо  творчеству  Габдуллы Тукая:   «Знатоки  Тукая»....

"Звезда по имени Тукай" в рамках родительского клуба "Дружим с книгами Габдуллы Тукая всей семьей"

Повышение эффективности работы по приобщению детей и родителей к творчеству Габдуллы Тукая....

"Звезда по имени Тукай" в рамках родительского клуба "Дружим с книгами Габдуллы Тукая всей семьей"

Повышение эффективности работы по приобщению детей и родителей к творчеству Г. Тукая....

Сценарий праздника посвященного творчеству Габдуллы Тукая “САНДУГАЧТАЙ МОҢЛЫ ТУКАЙ ТЕЛЕ”

Ц ЕЛЬ: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.Воспитывать любовь и бережное отношение к произведе...